Курс истории науки и техники.
Процесс интеграции Республики Беларусь с Российской Федерацией. Создание Союзного государства (1999 г.)
Президент Республики Беларусь и его полномочия
Конституция Республики Беларусь 1994 г.
(с изменениями и дополнениями).
Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.
24 ноября 1996 г. на проведенном по инициативе Президента Беларуси А. Г. Лукашенко референдуме принята новая редакция Конституции республики (Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями).
Новая редакция Конституции БССР 1994 г. состоит из 9 разделов и 146'статей.
Раздел «Основы конституционного строя» (ст. 1-20) дает определение Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства; указывает, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Конституция устанавливает принцип верховенства права в Республике Беларусь, подчеркивает, что государственная власть в Беларуси осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
В соответствии с Конституцией государство не только провозглашает обеспечение прав и свобод граждан своей высшей целью, но и гарантирует их права и свободы.
Новым в Конституции является положение ст. 74, в которой отмечается, что республиканские референдумы назначаются Президентом, а не Верховным Советом.
Наиболее кардинальным изменениям подвергся раздел четвертый «Президент, парламент, правительство, суд» (ст. 79-116). Согласно Конституции 1994 г. с изменениями и дополнениями, Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией Президент наделяется большими полномочиями:
- назначает республиканские референдумы;
- назначает выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
- распускает палаты в соответствии с Конституцией;
- назначает шесть членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов;
- образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента, другие органы государственного управления:
- с согласия Палаты представителей назначает на должность премьер-министра;
- определяет структуру Правительства РБ, назначает на должность и освобождает от нее заместителей премьер-министра, министров и других должностных лиц;
- назначает шесть судей конституционного суда, судей иных судов республики;
- обращается с посланиями к народу и с ежегодными посланиями к парламенту;
- ведет переговоры и подписывает международные договоры;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности;
- является Главнокомандующим Вооруженными Силами РБ;
г наделен прочими полномочиями.
В соответствии со ст. 85, президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики, а также декреты, имеющие силу законов.
Вместо Верховного Совета образуется, по Конституции с изменениями и дополнениями 1996 г., Национальное собрание, которое состоит из двух палат - Палата представителей и Совета Республики.
Конституция указывает, что исполнительную власть в РБ осуществляет правительство - Совет Министров, которое в своей деятельности подотчетно президенту и ответственно перед парламентом республики (ст. 106) Правительство состоит из премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.
В соответствии со ст. 116, контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом РБ, который формируется в количестве 12 судей, шесть из которых назначается Президентом, а 6 - избираются Советом Республики.
Основные изменения, внесенные в Конституцию республики на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.:
- закреплен более широкий круг прав и свобод граждан;
- установлен более четко принцип разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной;
- расширилась компетенция Президента как главы государства;
- учрежден новый законодательный орган - Национальное собрание (вместо Верховного Совета);
- изменилось название Правительства - Совет Министров (вместо Кабинета Министров);
- Конституционный суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора);
- учрежден новый контрольный орган - Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).
В условиях обретения государственной самостоятельности бывшими республиками СССР руководители Беларуси, Российской Федерации и Украины подписали 8 декабря 1991 г. «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». Со временем к СНГ как основной форме международного сотрудничества присоединились Казахстан, Республики Средней Азии, Армения, Молдова, Азербайджан, Грузия. Центром СНГ стал Минск. Основополагающими правовыми актами, регулирующими правовой статус СНГ, стали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (8 декабря 1991 г.) и принятый Устав СНГ (25 декабря 1993 г.). Созданы органы, регулирующие межгосударственные отношения членов СНГ: Совет глав государств, Межпарламентская Ассамблея, Совет глав правительств, Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет министров внутренних дел и др.
В 90-е годы Республику Беларусь, как самостоятельное независимое государство, признало более 120 государств мира, дипломатические отношения установлены со всеми странами земного шара.
В то же время обретение государственной самостоятельности не принесло бывшим республиками Советского Союза благополучия и экономического процветания, а, наоборот, вызвало острые кризисные явления. Все это понимало руководство Республики Беларусь, которое стремилось установить тесные экономические связи с соседними государствами, прежде всего, с Российской Федерацией. Особенно активная целеустремленная работа по развитию интеграционных процессов с Россией началась с избранием первого Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Основные этапы интеграции:
- 2 апреля 1996 г. подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России;
- 2 апреля 1997 г. подписан Договор о союзе Беларуси и России;
- 23 мая 1997 г. принят Устав Союза Беларуси й России;
- 25 декабря 1998 г. подписаны Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси; Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан; соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования.
Заключительным этапом этого процесса явилось подписание 8 декабря 1999 г. в Москве Договора о создании Союзного государства. Договорами определены основные цели Союзного государства:
- создание единого экономического пространства;
- неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина;
-* проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
- формирование единой правовой системы демократического государства;
- проведение согласованной социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств.
По статье 20, в Союзном государстве действует унифицированное, а затем единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, гражданское и налоговое законодательство.
Одним из основных положений является поэтапное введение в Союзном государстве единой денежной единицы (ст. 13, 22), осуществление единой политики в области ценообразования (ст. 23), действие единого таможенного пространства (ст. 29).
Для реализации целей Союзного государства договор предусматривает руководящие органы Союзного государства: Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров.
Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного
государства. В его состав входят главы государств, главы правительств,
руководители палат парламентов государств-участников. *
Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином.
Договор определяет структуру, состав и функции Парламента как представительного и законодательного органа Союзного государства, состоящего из Палаты союза и Палаты представителей.
Исполнительным органом Союзного государства, по ст. 44, является Совет Министров, в состав которого входят Председатель СМ, главы правительств государств-участников, Государственный секретарь (на правах заместителя председателя СМ); министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников; руководители основных отраслевых и функциональных органов управления союзного государства. Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе,
Суд Союзного государства, по ст. 50 Договора, призван обеспечить единообразное толкование и применение настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства. В состав Суда входят 9 судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета.
Главы государств, парламенты и правительства, народы России и Беларуси принимают шаги по претворению в жизнь программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации в создании Союзного государства.
70
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
Вишневский А. Ф. Псторыя дзяржавы 1 права Беларуси (IX - пачатак XX ст.) - Мн., 1996.
Вишневский А. Ф., Довнар Т. И. История государства и права Беларуси (1917— 1996 гг.).-Мн., 1996.
Випнеусю А. Ф., Саракавк I. А. Псторыя дзяржавы 1 права Беларусь Некаторыя пыташп 1 адказы.- Мн., 1997.
Вишнеуск1 А. Ф. Юхо I. А. Псторыя дзяржавы 1 права Беларус1 у дакументах 1 ма-тэрыялах.-Мн., 1998.
Довнар Т. И. Краткий очерк истории государства и права Республики Беларусь (послеоктябрьский период).-Мн., 1997.
Довнар Т. И., Шелкопляс В. А. Государство и право Беларуси в XIV- XVI вв.-Мн., 1993.
1гнатоусю У. М. Каротю нарыс псторьп Беларусь-Мн., 1992.
История государства и права белорусской ССР. Т 1-2.- Мн., 1970-1976.
История государства и права Республики Беларусь. Первоисточники и методические материалы для выполнения самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие- Мн., 1999.
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на референдуме 24 ноября 1996 г.).- Мн., 1997.
Круталев1ч В. А., Юхо Г. А. Псторыя дзяржавы 1 права Беларус1 (1917-1945 гг.).-Мн., 1998.
Кузнецов И. Н., Шелкопляс В. А. История государства и права Беларуси,- Мн., 1999.
Сокол С. Ф. История государства и права БССР.- Мн., 1989.
Юхо Я. А. Каротш нарыс псторьп дзяржавы 1 права Беларусь- Мн., 1992.
Юхо Я. А. Псторыя дзяржавы 1 права Беларусь Ч. 1.- Мн., 2000.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Доунар Т. I. Грамадзянскае права феадальнай Беларуа XV-XVI ст. Мн., 1997.
Довнар Т. И., Шелкопляс В. А. Уголовное право феодальной Беларуси (Х^ХУ1 вв.).-Мн., 1995.
История Беларуси: Учебное пособие / Е. Л. Абецедарская, П. И. Бригадин, Л. А. Жи-лунович и др.-Мн., 1997.
Конституция (Основной закон) Белорусской советской социалистической республики.-Мн., 1978.
Конституция Республики Беларусь 1994 г.- Мн., 1994.
Мартинович И. И., Пастухов М. И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь-Мн., 1995.
Очерки по истории государства и права БССР,- Мн., 1958.
Очерки по истории государства и права БССР- Мн., 1969.
Статут Великого Княжества Литовского 1529 г.- Мн., 1960.
Статут Великого Княжества Литовского 1588 г.- Мн., 1989.
Шелкопляс В. А. Судебные органы в Беларуси. Конец XVIII - 1-я половина XIX в.-Мн., 1997.
Юхо И. А. Правовое положение населения Белоруссии в XVI в.- Мн. 1978.
Юхо I. А. Крынщы беларуска-л1тоускага права- Мн., 1991.