Белорусская ССР в период кризиса административно-командной системы (1965-1985 гг.). Конституция БССР 1978 г.
Работа Верховного Совета БССР была в этот период весьма насыщенной. Это вызывало потребность обновления и систематизации законодательства. Верховный Совет республики седьмого созыва (1967-1970 гг.) принял 56 законов, среди которых многие нормативные акты отраслей права, а также законы об охране природы, о порядке отзыва депутатов Верховного Совета и местных Советов, об адвокатуре, об изменениях системы органов управления и другие.
С 1972 г. аппарат Президиума Верховного Совета БССР стал один раз в квартал выпускать и рассылать в местные советы специальный информационный бюллетень. В июле 1975 г. состав Верховного Совета БССР образовал 16 постоянных комиссий.
В 1977 г. седьмая внеочередная сессия Верховного Совета СССР при
няла Конституцию СССР. -
Изменения, происшедшие в экономической, социальной и политической жизни республики после конституции 1937 г., наличие большого количества нормативно-правовых актов, принятие новой конституции СССР 1977 г. обусловило принятие новой Конституции ЙССР.
14 апреля 1978 г. девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла новую Конституцию БССР.
Конституция 1978 г. состояла из 19 глав и 10 разделов. В ней говорилось о политической и экономической системе, о руководящей и направляющей роли КПСС, о социалистической собственности на средства производства в двух формах, о внешнеполитической деятельности БССР и защите социалистического отечества.
63
Раздел «Государство и личность» был посвящен гражданству БССР, вопросам обеспечения равноправия граждан, их основным правам, свободам и обязанностям.
Впервые декларативно провозглашались права граждан на жилище, охрану здоровья и т. д.
Конституция закрепила систему и принципы действия Советов народных депутатов (с 1936 г. - Советы депутатов трудящихся), определила избирательную систему, правовой статус народного депутата. Высшими органами БССР по конституции определялись Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет Министров БССР. Регламентировалась деятельность местных советов и исполкомов. Впервые в Конституции закреплялась собственность профсоюзных и общественных организаций.
В восьмом разделе шла речь о порядке формирования судебных органов, об осуществлении правосудия только судом, о прокурорском надзоре и т. д.
После принятия Конституции БССР 1978 г. в качестве структурного звена Совета Министров БССР начал действовать Президиум Совета Министров. Возрастало число министерств, госкомитетов, комиссий, управлений.
Верховный Суд БССР избирался Верховным Советом БССР по Конституции 1978 г. сроком на 10 лет. В 1970 г. в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции БССР функции по управлению судебными органами были изъяты из ведения Верховного Суда БССР.
В развитии всех отраслей права в этот период проявилась тенденция на дальнейшее углубление его демократических черт. Так, по Конституций БССР 1978 г. права граждан увеличились почти в два раза; в гражданском праве была значительно расширена правоспособность граждан и впервые введены нормы, предусматривающие гражданско-правовую защиту чести и достоинства физических лиц.
В декабре 1968 г. Верховный Совет СССР принимает основы земельного законодательства СССР и союзных республик, в связи с чем Верховный Совет БССР 24 декабря 1970 г. принял «Земельный кодекс» республики.
В рассматриваемый период Верховным Советом БССР принято ряд других важных нормативно-правовых актов: «Кодекс о браке и семье БССР» (1969 г.), «Исправительно-трудовой кодекс» (1971 г.), «Кодекс законов о труде» (1972 г.), «Жилищный кодекс» (1983 г.), «Кодекс об административных нарушениях» (1984 г.).
Таким образом, в развитии права в этот период определились тенденции демократизации, кодификации, расширения сферы применения права и другие.
64
28. Белорусская ССР на пути к провозглашению государственной независимости. Конституция Республики Беларусь 1994 г.
В годы перестройки советского общества определенное развитие получили демократизация общественной жизни, гласность, идеологический и политический плюрализм. В конце 1980-х начале 1990-х годов стало наблюдаться стремление республик СССР к получению государственного суверенитета. Усилилось движение за национальное возрождение и независимость и в Беларуси. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о провозглашении государственного суверенитета республики. Однако Декларация не исключала возможности объединения БССР с другими республиками в новом союзе.
В марте 1991 г. прошел союзный референдум, на котором 80% принявших в нем участие граждан БССР высказалось за вхождение республики в обновленный Союз. Верховный Совет БССР в постановлении «О концепции нового Союзного договора» признавал целесообразным вхождение БССР в состав СССР как в действительно демократичное, правовое государство, основанное на добровольном объединении равноправных суверенных республик.
Попытка государственного переворота в Москве в августе 1991 г. вызвала к жизни закон Верховного Совета БССР от 25 августа 1991 г. «О придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете республики». 26 августа 1991 г. сессия Верховного Совета Беларуси приняла закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР», который устанавливал верховенство Конституции и законов БССР на территории республики, а сама она провозглашалась неделимой и неприкосновенной. Приостанавливалась деятельность КПБ-КПСС, запрещалась деятельность Компартии Беларуси, других общественных, организаций в органах государственной власти и управления.
19 сентября 1991 г. Верховный Совет республики принял закон о названии Белорусской ССР, в соответствии с которым она стала называться «Республика Беларусь», а в сокращенном варианте - «Беларусь».
Заключительным актом в получении Республикой Беларусь государственного суверенитета стало соглашение 8 декабря 1991 г., которое подписали руководители Российской Федерации, Беларуси и Украины, о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В соглашении говорилось, что СССР как субъект международного права и политическая реальность прекратил свое существование. Три государства объединились в СНГ и предложили вступить в содружество другим государствам бывшего СССР. 10 декабря 1991 г. Верховный Совет Беларуси принял решение «О денонсации договора 1922 г. «Об образовании СССР» и ратифицировал соглашение о создании СНГ. Минск стал центром СНГ. К СНГ со временем присоединились все бывшие союзные республики, кроме прибалтийских.
Статус государственной независимости Беларуси признан международным сообществом, а Республика Беларусь как государство - более чем 120 государствами мира.
Провозглашение государственной независимости белорусского народа, существенные изменения в органах власти требовали принятия нового Основного закона. После длительной работы над ним 14 марта 1994 г. Верховный Совет 12-го созыва принял Конституцию Республики Беларусь -первую Конституцию независимой Беларуси.
Конституция Республики Беларусь 1994 г. состояла из преамбулы, 8 разделов, 8 глав, 149 статей.
Наиболее характерные особенности Конституции РБ 1994 г.:
- это была первая конституция независимой Республики Беларусь;
-г впервые в Конституции Республика Беларусь провозглашалась как
унитарное демократическое социально-правовое государство;
- в ней наиболее полно были закреплены права и свободы личности, а также механизм этих прав и свобод;
- провозглашено, что человек являлся наивысшей ценностью общества и государства;
- сформулирован важнейший принцип формирования правового государства, суть которого в четком разделении законодательной, исполнительной и судебной властей;
- введен институт Президентства в республике, определены полномочия Президента Республики Беларусь как главы государства и исполнительной власти;
- конституция упрочила демократические начала организации и деятельности судов;
- впервые был образован Конституционный суд Республики Беларусь.