за 2014 – 2015 учебный год (10 класс)

Итоговой работы по обществознанию

A 1. Кол­лек­тив ав­то­ров ра­бо­тал над со­зда­ни­ем опре­делённого про­дук­та. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит опре­де­лить де­я­тель­ность кол­лек­ти­ва как твор­че­скую?

1) де­я­тель­ность но­си­ла ин­тел­лек­ту­аль­ный ха­рак­тер

2) в про­цес­се де­я­тель­но­сти были ис­поль­зо­ва­ны труды дру­гих ав­то­ров

3) субъ­ек­том де­я­тель­но­сти вы­сту­пил кол­лек­тив ав­то­ров

4) ре­зуль­та­том де­я­тель­но­сти стало со­зда­ние про­дук­та, не име­ю­ще­го ана­ло­гов

 

A 2. Какая из при­ве­ден­ных си­ту­а­ций отоб­ра­жа­ет эти­че­ские цен­но­сти, ха­рак­тер­ные для тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства?

1) Пред­при­ни­ма­тель дей­ству­ет ини­ци­а­тив­но и са­мо­де­я­тель­но, от­кры­вая фаб­ри­ку в гу­сто­на­се­лен­ной сель­ской мест­но­сти.

2) В об­ра­ще­нии к при­хо­жа­нам свя­щен­ник про­воз­гла­сил успеш­ность в ком­мер­че­ских делах про­яв­ле­ни­ем бо­жье­го рас­по­ло­же­ния к че­ло­ве­ку.

3) Кре­стья­нин тру­дит­ся вме­сте с се­мьей на своем на­де­ле земли для того чтобы обес­пе­чить себя про­дук­та­ми, прак­ти­че­ски ни­че­го не вы­но­ся на рынок.

4) На пред­при­я­тии со­зда­ны твор­че­ские груп­пы, за­ни­ма­ю­щи­е­ся раз­ра­бот­кой но­во­го про­дук­та, как пра­ви­ло, они за­дер­жи­ва­ют­ся и после ра­бо­че­го дня, ра­бо­та­ют сверх­уроч­но.

 

A 3. Ре­фор­ма – форма об­ще­ствен­ных из­ме­не­ний, ко­то­рая от­ли­ча­ет­ся

1) ра­ди­ка­лиз­мом, сло­мом ста­рых об­ще­ствен­ных струк­тур

2) ини­ци­а­ти­вой снизу, сти­хий­ны­ми дей­стви­я­ми на­род­ных масс

3) стре­ми­тель­но­стью, ка­че­ствен­ным об­нов­ле­ни­ем всей си­сте­мы об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний

4) тем, что про­во­дит­ся по ини­ци­а­ти­ве вла­стей, за­тра­ги­вая от­дель­ные сферы об­ще­ства

 

A 4. Ука­жи­те наи­бо­лее общее зна­че­ние по­ня­тия «куль­ту­ра».

1) вос­пи­тан­ность, ци­ви­ли­зо­ван­ность че­ло­ве­ка

2) все виды пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка

3) ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ный уро­вень раз­ви­тия об­ще­ства

4) де­я­тель­ность в сфере ис­кус­ства и науки

 

A 5. Твор­че­ство рок-груп­пы U-2 ос­но­ва­но на син­те­зе со­вре­мен­ной рок-му­зы­ки и тра­ди­ци­он­ных кельт­ских ме­ло­дий. Груп­па про­во­дит ми­ро­вые турне и со­би­ра­ет на свои кон­цер­ты 20-ти ты­сяч­ные ста­ди­о­ны, имеет ком­мер­че­ский успех. Дан­ный при­мер поз­во­ля­ет про­ил­лю­стри­ро­вать вза­и­мо­связь между та­ки­ми фор­ма­ми куль­ту­ры, как

1) мас­со­вая и эли­тар­ная

2) эли­тар­ная и на­род­ная

3) мас­со­вая и на­род­ная

4) тра­ди­ци­он­ная и эли­тар­ная

A 6. Аб­со­лют­ная ис­ти­на, в от­ли­чие от от­но­си­тель­ной

1) до­бы­ва­ет­ся толь­ко на­уч­ным путем

2) яв­ля­ет­ся ис­чер­пы­ва­ю­щим зна­ни­ем о пред­ме­те

3) тре­бу­ет уси­лий для сво­е­го по­ни­ма­ния

4) со­дер­жит объ­ек­тив­ное зна­ние о пред­ме­те

 

A 7. Пе­рей­дя в де­ся­тый класс, уча­щий­ся Т. вы­брал не­сколь­ко про­филь­ных элек­тив­ных кур­сов по раз­ным пред­ме­там. Боль­ше всего он ин­те­ре­су­ет­ся со­ци­аль­ны­ми и гу­ма­ни­тар­ны­ми на­у­ка­ми, по­это­му часть до­пол­ни­тель­ных кур­сов он будет по­се­щать по фи­ло­со­фии, со­цио­ло­гии, пра­во­ве­де­нию, ис­то­рии. На какой сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния на­хо­дит­ся уча­щий­ся Т.?

1) на­чаль­ное про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние

2) ос­нов­ное общее об­ра­зо­ва­ние

3) пол­ное (сред­нее) общее об­ра­зо­ва­ние

4) сред­нее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние

 

A 8. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ис­кус­ство в от­ли­чие от науки?

1) вы­яв­ле­ние за­ко­но­мер­но­стей раз­ви­тия при­ро­ды и об­ще­ства

2) тео­ре­ти­че­ское ре­ше­ние ми­ро­воз­зрен­че­ских про­блем

3) от­ра­же­ние мира в ху­до­же­ствен­ных об­ра­зах

4) ис­поль­зо­ва­ние по­ня­тий и тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний

 

A 9. Одно из ши­ро­ко ис­поль­зу­е­мых в об­ще­ст­во­зна­нии по­ня­тий – по­ня­тие «со­ци­аль­ная роль». Какой смысл уче­ные об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в это по­ня­тие?

1) Оцен­ка об­ще­ством с точки зре­ния со­ци­аль­ной зна­чи­мо­сти по­ло­же­ния, долж­но­сти, за­ни­ма­е­мых че­ло­ве­ком.

2) Мо­дель по­ве­де­ния, ожи­да­е­мо­го об­ще­ством, дру­ги­ми лю­дь­ми от че­ло­ве­ка, со­от­вет­ству­ю­щая его по­ло­же­нию.

3) Из­ме­не­ние че­ло­ве­ком сво­е­го по­ло­же­ния в об­ще­стве, пе­ре­ход из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую.

4) По­ло­же­ние, за­ни­ма­е­мое че­ло­ве­ком в об­ще­стве, опре­де­ля­ю­ще­е­ся его об­ра­зо­ва­ни­ем, до­хо­да­ми, иными при­зна­ка­ми

 

A 10. В какой из си­ту­а­ций были при­ме­не­ны не­фор­маль­ные по­зи­тив­ные санк­ции?

1) Сту­дент бле­стя­ще за­щи­тил ис­сле­до­ва­тель­ский про­ект, за что был удо­сто­ен по­хва­лы про­фес­со­ра.

2) Сту­дент по­бе­дил с пред­став­лен­ной им ра­бо­той на кон­кур­се про­ек­тов и по­лу­чил грант на ста­жи­ров­ку за гра­ни­цей.

3) Учи­тель вышел в финал го­род­ско­го кон­кур­са «Учи­тель года» и по­лу­чил грант мэра.

4) За ре­ши­тель­ные дей­ствия при обез­вре­жи­ва­нии опас­но­го пре­ступ­ни­ка по­ли­цей­ский был пред­став­лен к на­гра­де.

 

A 11. После окон­ча­ния ин­сти­ту­та К. устро­ил­ся на ра­бо­ту про­грам­ми­стом в одну из част­ных фирм. Вско­ре он сумел по­лу­чить такую же ра­бо­ту на пред­при­я­тии, рас­по­ло­жен­ном ближе к его дому. Эту си­ту­а­цию можно рас­смат­ри­вать как при­мер

1) со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

2) го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

3) про­фес­си­о­наль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции

4) вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

 

A 12. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

А.Семья, как пра­ви­ло, осу­ществ­ля­ет сов­мест­ное до­маш­нее хо­зяй­ство, быт, рас­пре­де­ляя до­маш­ний труд между сво­и­ми чле­на­ми.

Б. Боль­шин­ство со­вре­мен­ных семей от­но­сит­ся к пат­ри­ар­халь­но­му типу, в ко­то­рых четко раз­де­ле­ны функ­ции муж­чи­ны и жен­щи­ны,стар­ших и млад­ших чле­нов.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

A 13. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о молодёжи как со­ци­аль­ной груп­пе?

А. Воз­раст­ные гра­ни­цы молодёжи не ме­ня­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от ис­то­ри­че­ских усло­вий и на про­тя­же­нии всей ис­то­рии че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства были оди­на­ко­вы­ми.

Б. Ти­пич­ным для молодёжи яв­ля­ет­ся объ­еди­не­ние в не­фор­маль­ные груп­пы.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

A 14. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ни­ях в со­вре­мен­ном об­ще­стве?

А. Меж­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния в со­вре­мен­ном об­ще­стве стро­ят­ся на при­о­ри­те­те диа­ло­га куль­тур, вза­им­но­го ува­же­ния и то­ле­рант­но­сти.

Б. В со­вре­мен­ном об­ще­стве от­сут­ству­ют кон­флик­ты на меж­на­ци­о­наль­ной почве.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

A 15. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об от­кло­ня­ю­щем­ся по­ве­де­нии че­ло­ве­ка?

А. Со­че­та­ние за­вы­шен­ных по­треб­но­стей с на­ли­чи­ем воз­мож­но­стей на­ру­шать дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство может вы­сту­пать в ка­че­стве ис­точ­ни­ка пре­ступ­но­го по­ве­де­ния.

Б. Кри­те­рии де­ви­ант­но­сти не­ред­ко ме­ня­ют­ся на про­тя­же­нии вре­ме­ни даже в рам­ках одной и той же куль­ту­ры.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

A 16. Со­цио­ло­ги­че­ски­ми служ­ба­ми стра­ны М. про­во­дил­ся опрос среди се­мей­ных пар двух воз­раст­ных групп: мо­ло­дых семей в воз­расте от 22 до 28 лет и пар в воз­расте от 36 до 48 лет. Ре­спон­ден­там пред­ла­га­лось про­дол­жить фразу: «Се­мей­ные брач­ные узы наи­бо­лее проч­ны в том слу­чае, если…»

Ре­зуль­та­ты опро­са (в %), пред­став­ле­ны в таб­ли­це

Ва­ри­ан­ты про­дол­же­ния фразы: мо­ло­дежь стар­шее по­ко­ле­ние
су­пру­ги имеют детей
су­пру­ги до­ве­ря­ют друг другу
су­пру­ги имеют от­дель­ную от род­ствен­ни­ков квар­ти­ру
су­пру­ги живут в ма­те­ри­аль­ном до­стат­ке
су­пру­ги имеют общие ин­те­ре­сы и общий уро­вень об­ра­зо­ва­ния

1) для боль­шин­ства опро­шен­ных среди мо­ло­до­го по­ко­ле­ния ре­ша­ю­щим фак­то­ром в со­хра­не­нии семьи яв­ля­ет­ся ма­те­ри­аль­ный до­ста­ток

2) стар­шее по­ко­ле­ние, в боль­шей сте­пе­ни, чем мо­ло­дежь, об­ра­ща­ет вни­ма­ние на на­ли­чие от­дель­ной квар­ти­ры

3) мо­ло­дое по­ко­ле­ние, в от­ли­чие от стар­ше­го, счи­та­ет при­о­ри­тет­ным фак­тор на­ли­чия общих детей

4) до­ве­рие и на­ли­чие общих ин­те­ре­сов по­ла­га­ют более зна­чи­мы­ми пред­ста­ви­те­ли мо­ло­до­го по­ко­ле­ния

 

A 17. В стра­не А. со­цио­ло­ги­че­ские служ­бы про­во­ди­ли опрос среди граж­дан двух воз­раст­ных групп: мо­ло­де­жи (20–30 лет) и стар­ше­го по­ко­ле­ния (40-55 лет). Ре­спон­ден­там (граж­да­нам, участ­ву­ю­щим в опро­се) был задан во­прос: «Какие про­фес­сии Вам пред­став­ля­ют­ся наи­бо­лее пре­стиж­ны­ми?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в %) пред­став­ле­ны на диа­грам­ме:

Какие вы­во­ды можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ной гра­фи­че­ской ин­фор­ма­ции?

1) среди про­фес­сий, не яв­ля­ю­щих­ся пре­стиж­ны­ми, мо­ло­дое по­ко­ле­ние от­ме­ча­ет про­фес­сию гос­слу­жа­ще­го.

2) пред­ста­ви­те­ли мо­ло­до­го по­ко­ле­ния, в боль­шей сте­пе­ни, чем пред­ста­ви­те­ли стар­ше­го, ува­жа­ют про­фес­сии учи­те­ля и врача.

3) и стар­шее по­ко­ле­ние, и мо­ло­дежь наи­бо­лее пре­стиж­ной про­фес­си­ей счи­та­ют про­фес­сию ком­мер­сан­та, за­ня­тие биз­не­сом

4) про­фес­сии но­та­ри­уса, юри­ста и ад­во­ка­та ли­ди­ру­ют по сте­пе­ни пре­стиж­но­сти и у стар­ше­го по­ко­ле­ния и у мо­ло­де­жи.

B 1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

B 2. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции.

1) доход 2) со­ци­аль­ная роль 3) пре­стиж
4) власть 5) ав­то­ри­тет 6) об­ра­зо­ва­ние

B 3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и свя­зан­ны­ми с ними ви­да­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ   ВИДЫ СО­ЦИ­АЛЬ­НОЙ МО­БИЛЬ­НО­СТИ
А) учи­тель школы на­зна­чен ее ди­рек­то­ром. Б) до­цент ка­фед­ры по­лу­чил долж­ность про­фес­со­ра. В) стар­ший ме­не­джер пе­ре­шел ра­бо­тать на дру­гое пред­при­я­тие. Г) ин­же­нер пе­ре­ехал ра­бо­тать и жить в дру­гой город.   1) вер­ти­каль­ная 2) го­ри­зон­таль­ная

B 4. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Уче­ные со­зда­ли не­сколь­ко клас­си­фи­ка­ций ре­ли­гий. Самая про­стая из них объ­еди­ня­ет ре­ли­гии в три груп­пы.

При­ми­тив­ные родо­пле­мен­ные ве­ро­ва­ния. Они воз­ник­ли в ___________ (А), но со вре­ме­нем не ис­чез­ли из со­зна­ния людей, а со­хра­ни­лись и живут по сей день вме­сте с более слож­ны­ми ре­ли­ги­я­ми. От них про­ис­хо­дят мно­го­чис­лен­ные ___________ (Б).

На­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ные ре­ли­гии, ко­то­рые со­став­ля­ют ос­но­ву жизни целых на­ро­дов и наций. Ми­ро­вые ре­ли­гии, т. е. вы­шед­шие за на­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ные пре­де­лы и име­ю­щие огром­ное число по­сле­до­ва­те­лей во всем мире. Ми­ро­вых ре­ли­гий три: хри­сти­ан­ство, ___________ (В), ___________ (Г).

Все ре­ли­гии можно также объ­еди­нить в две боль­шие груп­пы ___________ (Д), т. е. при­зна­ю­щие

су­ще­ство­ва­ние еди­но­го Бога и ___________ (Е), при­зна­ю­щие мно­же­ство богов».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

1) мо­но­те­изм 2) по­ли­те­изм 3) древ­ность
4) ислам 5) культ 6) буд­дизм
7) ин­ду­изм 8) суе­ве­рие 9) кон­фу­ци­ан­ство

C 1. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «ис­ти­на»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об аб­со­лют­ной ис­ти­не, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее вза­и­мо­связь аб­со­лют­ной и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны.

C 2. После окон­ча­ния тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа мо­ло­дой че­ло­век устро­ил­ся кон­суль­тан­том в фирму по про­из­вод­ству ком­пью­те­ров. Спу­стя не­ко­то­рое время он по­сту­пил на курсы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. Из­ме­не­ния про­изо­шли и в его лич­ной жизни: он же­нил­ся на до­че­ри со­вла­дель­ца ком­па­нии. За­вер­ше­ние учебы на кур­сах сов­па­ло с его на­зна­че­ни­ем глав­ным ме­не­дже­ром пред­при­я­тия. Ил­лю­стра­ци­ей ка­ко­го со­ци­аль­но­го про­цес­са может слу­жить дан­ный сюжет? Какие фак­то­ры сыг­ра­ли здесь ре­ша­ю­щую роль? Как они на­зы­ва­ют­ся в со­цио­ло­гии?