Организация документооборота

Условия труда работников службы ДОУ

Под условиями труда понимается совокупность трудовых, санитарно-гигиенических и эстетических факторов, обуславливающих психофизиологическое воздействие на организм человека в процессе труда.

Трудовые факторы – это прежде всего регламентация режима работы, т.е. разумное чередование времени труда и отдыха.

К санитарно-гигиеническим факторам относятся: световой режим, температурный режим, акустический режим.

Значительное влияние на работоспособность сотрудников ДОУ оказывает оборудование рабочих мест. Это, прежде всего, наличие хорошей офисной мебели и оргтехники.

Размещение службы ДОУ на территории организации также должно быть продумано.

 

Причины роста объема документооборота подразделяют на объективные и субъективные.

Главными объективными причинами являются:

1. Развитие НТП;

2. Развитие экономики;

3. Расширение и усложнение номенклатуры выпускаемой продукции;

4. Строительство новых объектов;

5. Усложнение процессов управления.

 

К субъективным причинам относят:

1. Бюрократизация аппарата управления (который приводит к созданию документов, не обусловленных деловой необходимостью, а для подстраховки на всякий случай).

2. Не знание или не соблюдение работниками управленческих структур законодательных и нормативных актов, устанавливающих юридические требования к оформлению документов.

3. Неквалифицированное документирование распорядительной деятельности.

4. Несвоевременное или некачественное выполнение заданий, срыв сроков их исполнения.

5. Отсутствие прав у подведомственных или подчиненных организаций в решении стоящих перед ним задач.

6. Некомпетентность управленческого персонала в решении производственных, экономических и управленческих задач.

7. Широкое распространение копировальной техники и ее бесконтрольное использование.

 

Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до совершения исполнения или отправки.

Организация документооборота – это правила, в соответствии с которыми происходит движение документов в учреждении.

Делопроизводство и документооборот рассматриваются как функция коммуникации.

Процесс документационного обеспечения принимаемого управленческого решения включает 3 составляющие:

1. Информационная поддержка решения.

2. Документирование самого решения.

3. Контроль за выполнением решения.

 

Скорость перемещения документов и качество выполнения каждой операции оказывают влияние на процесс управления в целом.

Термин документооборот появился в литературе с 20-х годов прошлого столетия и в работах таких специалистов, как Дрезин, Покровский, Керженцев. Именно эти специалисты обосновали теоретически главные положения рациональной организации движения документов. Именно в литературе того времени появилась методика обследования маршрутов движения документов, и была разработана технология их доставки (так называемая курьерская связь).

Первым серьезным регламентирующим документом стал в 1931 г. документ «Общие правила документации и документооборота», подготовленный Институтом техники и управления.

Следующие нормативные акты (1961 г.) «Примерная инструкция делопроизводства в учреждениях РСФСР» и «Основы постановки делопроизводства и работы архивов» (1963 г.). Но анализ этих документов показывает, что в них нет разделов по организации документооборота. В этот период под документооборотом понималась организация переписки.

Только к середине 1970-х годов понятие документооборот снова становится общепринятым, однозначным, чему способствовало закрепление термина в государственном стандарте.

Применение ВТ в управленческом труде, разработка и внедрение АСУ потребовало создания методики изучения маршрутов движения документопотоков, их параметров с помощью математических методов.

В результате исследований выявились типовые недостатки в организации движения документов:

1. Отсутствие регламентации путей прохождения одинаковых видов документов в организациях одинаковых уровней и направлений деятельности.

2. Наличие множества инстанций на пути прохождения документов в управленческом аппарате.

3. Неоднократные возвратные движения документов.

4. Несовершенство технологий обработки документов, приводящее к повторным операциям, либо к передаче документов разным исполнителям в процессе выполнения одной и той же операции.

5. Отсутствие правил передачи документов, их доставки и курьерской связи.

 

В 1974 г. появилась ЕГСД, ставшая первым нормативным документом, определившим теоретические и практические основы организации движения документов. Главное правило документооборота (по ЕГСД) – это оперативное движение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени и труда.

Появление ГС ДОУ (1988 г.) не принесла значительных изменений в концепцию движения документов. История анализа понятия документооборота показывает, что документооборот – сложный технологический процесс, характеризующийся различными параметрами, связанными как с процессами документирования, так и со всей деятельностью организации, т.е. документооборот представляет собой главную проблему деятельности службы ДОУ.

Когда мы анализируем состояние документооборота в организации, то объективные данные можно получить из качественных и количественных характеристик параметров документооборота.

К качественным относятся:

1. Характеристики документопотоков (состав документов и их содержание).

2. Маршруты движения документов (направление движения документов, этапы и инстанции маршрута движения документов).

3. Периодичность (определяем стадии документооборота).

4. Направленность движения.

 

Документооборот как технологический процесс делится на несколько частей (потоков). Эти потоки обеспечивают как прямую, так и обратную связь в управлении.

Под документопотоком понимается сложившееся или организованное в пределах информационной системы движение данных в определенных направлениях. При условии, что у этих данных общий источник и общий приемник.

Документопотоки различают по направлению и по отношению к управленческому объекту. По направлению выделяют горизонтальные потоки. Они связывают организации или подразделения одного уровня управления. Вертикальные потоки могут быть восходящие и нисходящие. Они связывают организации различной формы.

По отношению к управленческому объекту выделяют: входящий, исходящий и внутренний документопотоки.

Входящий документопоток любой организации складывается из:

1. Документы вышестоящих организаций.

2. Документы от подведомственных организаций, содержащих сведения о выполнении распорядительных действий, запросы о путях выполнения заданий, отчетные сведение о своей деятельности.

3. Складываются из документов от не соподчиненных организаций, направляемых с целью согласования совместных действий или побуждения к ним, а также с целью консультирования или получения информации.

4. Обращения граждан.

 

Исходящий документопоток состоит из документов, составляемых самой организацией и отправляемых за ее пределы.

Исходящие документы создаются либо в ответ на поступившие, либо как инициативные.

 

Внутренний документопоток составляют документы, создаваемые и используемые в самом аппарате управления, не выходящие за пределы.

Происхождение этих документов совпадает со сферой их применения. Внутренний поток в первую очередь обеспечивает целенаправленное решение всех управленческих решений в пределах организации.

 

Каждый документопоток имеет достаточно стабильный маршрут движения.

Входящие документы образуют 3 направления движения:

- к руководству организации;

- к руководству структурных подразделений;

-

(Россия/Запад)
непосредственно к специалистам.

 

 
 

 


Исходящий документопоток, как правило, пронизывает всю управленческую структуру. Здесь могут быть информационные документы, которые готовятся по поручению руководителя, и инициативные, которые готовятся сотрудниками по инициативе. Маршрут движения этих документов зависит от количества инстанций согласования, визирования.

Наиболее не регламентированными являются маршруты движения внутренних документов. Здесь более-менее упорядочено движение распорядительных документов, а подготовка остальных документов никакой регламентации не имеет.

Говоря о документообороте необходимо отличать такие понятия документооборота, как движение документов от объема документооборота. Объем документооборота выражается общим количеством документов, поступивших в организацию и созданных в ней за определенный период.

Общепринятая методика подсчета документооборота предусматривает выражение его объема дробью, в числителе которой указывают количество подлинников документов, а в знаменателе – количество копий.

Учет объема документооборота осуществляет служба делопроизводства, и это позволяет определить загрузку организации в целом, ее структурных подразделений и рассчитать численность службы делопроизводства.