Вопрос 11. Основные направления финансовой политики.

Вопрос 10. Содержание финансовой политики. Цели и ресурсы финансовой политики.

Финансовая политика – это совокупность разрабатываемых государством мер по мобилизации финансовых ресурсов и наиболее эффективному их использованию.

Состав финансовой политики:

1.- Финансовая тактика – это краткосрочный курс финансовой политики сроком до 1 года. Финансовая тактика должна поддерживать вторую составляющую финансовой политики – финансовую тактику. Например: закон о бюджете на соответствующий год.

2. - финансовая стратегия – это долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу (до 5, 10 и т.д. лет). Пример документа: реформа межбюджетных отношений: 1998-2001 года – концепция реформирования МБО, 2001-2005 года – программа развития бюджетного федерализма. Финансовая стратегия предполагает изменения в финансовом механизме

Цели финансовой политики:

достижение экономического роста, т.е. роста ВВП;

рост благосостояния населения;

повышения объема финансовых ресурсов и эффективности их использования.

Ресурсы финансовой политики:

производительные силы общества:

-) люди в трудоспособном возрасте;

-) основные производственные фонды;

-) природные ресурсы.

2) величина собственного финансового капитала на территории;

3) степень развития финансовой инфраструктуры (банки, другие финансовые учреждения, биржи …).

Основные формы вмешательства государства в экономику:

Выработка законодательной базы – защита участников экономических отношений, «правила игры». Защита прав собственности.

Перераспределении доходов – рынок не обеспечивает социальную справедливость и равенство. В обществе есть люди, неспособные к труду (дети, пенсионеры, инвалиды).

Пути реализации:

-) установление минимального размера оплаты труда;

-) государственный контроль за ценами на определенные товары, работы и услуги;

-) обязательные платежи товаропроизводителей и собственников (налоги) …

3) Защита конкуренции – выработка антимонопольного законодательства;

4) Финансирование и производство общественных благ и услуг (социально-культурная сфера);

5) Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. Например: регулирование безработицы, уровня инфляции, объема производства …

Инструменты вмешательства государства:

Прямые – напрямую воздействуют на объем производства, увеличивая или сокращая его (использование государственных ресурсов.)

К ним относятся:

1.- законодательство;

2. – государственный сектор экономики (госпредприятия);

3. – создание рабочих мест

4.- государственные расходы;

5.- создание новых рабочих мест.

Косвенные – при которых производство либо падает, либо растет. К ним относятся:

1.- эмиссия денег;

2.- налоги, налоговые льготы, отсрочки по налогам, таможенные платежи.

3.- процентные ставки по кредитам;

4.- тарифы и цены.

 

1. Налоговая политика. Цели:

- обеспечение доходной базы бюджета;

- создание условия налогообложения, удовлетворяющих интересам органов власти и субъектов рынка, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

Россия:сокращение перечня налогов (50 à 28); снижение налогового бремени (сокращен налог на прибыль – 35% à 32% à 30% à24%); расширение налогооблагаемой базы, сокращение налоговых льгот; пересмотр поимущественных налогов: НДС – 20% à 18% (в будущем – 16%).

Инструменты налоговой политики: -) налоговые ставки; -) налоговые льготы; -) налоговые санкции.

2. Бюджетная политика. Инструменты бюджетной политики:

– налоговые доходы;

– неналоговые доходы;

– государственные расходы;

– инвестиции;

– социальные трансферты, дотации …;

– заемная деятельность;

– кредиты, проценты по ним и т.д.

3. Денежно-кредитная политика.

 
Цели:

- обеспечение устойчивости денежного обращения;

-

 
 
регулирование курса рубля и уровня инфляции;

- регулирование финансового рынка в части банковской системы;

-

 
 
установление ставки рефинансирования и т.д.

- Объект регулирования – денежная масса:

Направления денежно-кредитной политики и их инструменты:

- эмиссионная политика, инструмент: эмиссия денег (рост наличных денег в обращение);

- учетная политика, инструмент: ставка рефинансирования.

Установление ЦБР определенного процента, называемого учетной ставкой, за предоставление ссуды (кредитных ресурсов) коммерческим банкам для пополнения их резервов; базовая цена кредитных ресурсов или стоимость денег – ставка рефинансирования. ЦБР следит за реальной денежной массой.

4. Инвестиционная политика. Цель:

-создание условий для накопления и инвестирования средств в реальном секторе;

-восстановление доверия вкладчиков к государству;

-повышение инвестиционной активности банковской системы путем предоставления государственных гарантий и льготного налогообложения;

-привлечение иностранных инвестиций;

-предотвращение утечки капитала за границу;

4. Социальное направление финансовой политики. Цель:

- увеличение пенсий и других социальных выплат;

- установление МРОТа;

- регулирование безработицы …

В отличие от СССР современная Россия – переходим на целевую адресную поддержку отдельных слоев населения в социальном обеспечении.

Раньше: детские пособия всем;

Сейчас: у кого прожиточный уровень ниже прожиточного минимума:

-) трансферты субъектам РФ, чей уровень экономического развития ниже, чем средне российский.

-) страховая политика.

 

Вопрос 12. Финансовый контроль. Его содержание, значение и задачи. Методы его проведения.

Финансовый контроль – функция финансового управления.

Финансовый контроль - совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов; процесс оценки эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Классификация финансового контроля:

1. по регламенту осуществления:

а) -) внутренний – осуществляет тот субъект, который выполняет план, средствами того, кто реализует свою финансовую деятельность;

-) внешний – осуществляют другие объекты, сторонние организации, т.е. со стороны сторонних субъектов;

б) -) обязательный – проводится в силу требований закона; по решению компетентных органов (судебных, прокуратуры, налоговых и т.д.);

-) инициативный – по решению самого подконтрольного лица;

2. по времени проведения:

-) предварительный – в процессе планирования;

-) текущий – в процессе реализации плана;

-) последующий – по итогам финансового плана, финансового года;

3. по субъектам контроля:

а) государственный:

-) президентский;

-) со стороны представительных органов власти;

-) со стороны исполнительных органов власти;

б) со стороны органов МСУ;

в) со стороны финансово-кредитных органов (налоговая, ЦБР и т.д.);

г) ведомственный (со стороны отраслевых ведомств и сфер);

д) внутрихозяйственный (на уровне хозяйствующих субъектов, предприятий);

е) аудиторский (независимый) контроль.

Принципы контроля:

- результативность (предупреждение, а не выявление ошибок);

- независимость (контрольный орган не должен быть зависим от подконтрольного, особенно – государственный);

- компетентность (проводится профессионалами);

- объективность (не должны играть личные амбиции контроллера);

- согласованность контроля (контрольные органы не должны мешать основной хозяйственной деятельности);

- гласность (для государственного контроля).

Методы проведения контроля:

– Проверки;

– Обследования;

– Надзор;

– Анализ;

– Ревизия – основной метод финансового контроля.