Вопрос 11. Основные направления финансовой политики.
Вопрос 10. Содержание финансовой политики. Цели и ресурсы финансовой политики.
Финансовая политика – это совокупность разрабатываемых государством мер по мобилизации финансовых ресурсов и наиболее эффективному их использованию.
Состав финансовой политики:
1.- Финансовая тактика – это краткосрочный курс финансовой политики сроком до 1 года. Финансовая тактика должна поддерживать вторую составляющую финансовой политики – финансовую тактику. Например: закон о бюджете на соответствующий год.
2. - финансовая стратегия – это долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу (до 5, 10 и т.д. лет). Пример документа: реформа межбюджетных отношений: 1998-2001 года – концепция реформирования МБО, 2001-2005 года – программа развития бюджетного федерализма. Финансовая стратегия предполагает изменения в финансовом механизме
Цели финансовой политики:
достижение экономического роста, т.е. роста ВВП;
рост благосостояния населения;
повышения объема финансовых ресурсов и эффективности их использования.
Ресурсы финансовой политики:
производительные силы общества:
-) люди в трудоспособном возрасте;
-) основные производственные фонды;
-) природные ресурсы.
2) величина собственного финансового капитала на территории;
3) степень развития финансовой инфраструктуры (банки, другие финансовые учреждения, биржи …).
Основные формы вмешательства государства в экономику:
Выработка законодательной базы – защита участников экономических отношений, «правила игры». Защита прав собственности.
Перераспределении доходов – рынок не обеспечивает социальную справедливость и равенство. В обществе есть люди, неспособные к труду (дети, пенсионеры, инвалиды).
Пути реализации:
-) установление минимального размера оплаты труда;
-) государственный контроль за ценами на определенные товары, работы и услуги;
-) обязательные платежи товаропроизводителей и собственников (налоги) …
3) Защита конкуренции – выработка антимонопольного законодательства;
4) Финансирование и производство общественных благ и услуг (социально-культурная сфера);
5) Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. Например: регулирование безработицы, уровня инфляции, объема производства …
Инструменты вмешательства государства:
Прямые – напрямую воздействуют на объем производства, увеличивая или сокращая его (использование государственных ресурсов.)
К ним относятся:
1.- законодательство;
2. – государственный сектор экономики (госпредприятия);
3. – создание рабочих мест
4.- государственные расходы;
5.- создание новых рабочих мест.
Косвенные – при которых производство либо падает, либо растет. К ним относятся:
1.- эмиссия денег;
2.- налоги, налоговые льготы, отсрочки по налогам, таможенные платежи.
3.- процентные ставки по кредитам;
4.- тарифы и цены.
1. Налоговая политика. Цели:
- обеспечение доходной базы бюджета;
- создание условия налогообложения, удовлетворяющих интересам органов власти и субъектов рынка, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.
Россия:сокращение перечня налогов (50 à 28); снижение налогового бремени (сокращен налог на прибыль – 35% à 32% à 30% à24%); расширение налогооблагаемой базы, сокращение налоговых льгот; пересмотр поимущественных налогов: НДС – 20% à 18% (в будущем – 16%).
Инструменты налоговой политики: -) налоговые ставки; -) налоговые льготы; -) налоговые санкции.
2. Бюджетная политика. Инструменты бюджетной политики:
– налоговые доходы;
– неналоговые доходы;
– государственные расходы;
– инвестиции;
– социальные трансферты, дотации …;
– заемная деятельность;
– кредиты, проценты по ним и т.д.
3. Денежно-кредитная политика.
|
- обеспечение устойчивости денежного обращения;
-
|
|
- регулирование финансового рынка в части банковской системы;
-
|
|
- Объект регулирования – денежная масса:
Направления денежно-кредитной политики и их инструменты:
- эмиссионная политика, инструмент: эмиссия денег (рост наличных денег в обращение);
- учетная политика, инструмент: ставка рефинансирования.
Установление ЦБР определенного процента, называемого учетной ставкой, за предоставление ссуды (кредитных ресурсов) коммерческим банкам для пополнения их резервов; базовая цена кредитных ресурсов или стоимость денег – ставка рефинансирования. ЦБР следит за реальной денежной массой.
4. Инвестиционная политика. Цель:
-создание условий для накопления и инвестирования средств в реальном секторе;
-восстановление доверия вкладчиков к государству;
-повышение инвестиционной активности банковской системы путем предоставления государственных гарантий и льготного налогообложения;
-привлечение иностранных инвестиций;
-предотвращение утечки капитала за границу;
4. Социальное направление финансовой политики. Цель:
- увеличение пенсий и других социальных выплат;
- установление МРОТа;
- регулирование безработицы …
В отличие от СССР современная Россия – переходим на целевую адресную поддержку отдельных слоев населения в социальном обеспечении.
Раньше: детские пособия всем;
Сейчас: у кого прожиточный уровень ниже прожиточного минимума:
-) трансферты субъектам РФ, чей уровень экономического развития ниже, чем средне российский.
-) страховая политика.
Вопрос 12. Финансовый контроль. Его содержание, значение и задачи. Методы его проведения.
Финансовый контроль – функция финансового управления.
Финансовый контроль - совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов; процесс оценки эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
Классификация финансового контроля:
1. по регламенту осуществления:
а) -) внутренний – осуществляет тот субъект, который выполняет план, средствами того, кто реализует свою финансовую деятельность;
-) внешний – осуществляют другие объекты, сторонние организации, т.е. со стороны сторонних субъектов;
б) -) обязательный – проводится в силу требований закона; по решению компетентных органов (судебных, прокуратуры, налоговых и т.д.);
-) инициативный – по решению самого подконтрольного лица;
2. по времени проведения:
-) предварительный – в процессе планирования;
-) текущий – в процессе реализации плана;
-) последующий – по итогам финансового плана, финансового года;
3. по субъектам контроля:
а) государственный:
-) президентский;
-) со стороны представительных органов власти;
-) со стороны исполнительных органов власти;
б) со стороны органов МСУ;
в) со стороны финансово-кредитных органов (налоговая, ЦБР и т.д.);
г) ведомственный (со стороны отраслевых ведомств и сфер);
д) внутрихозяйственный (на уровне хозяйствующих субъектов, предприятий);
е) аудиторский (независимый) контроль.
Принципы контроля:
- результативность (предупреждение, а не выявление ошибок);
- независимость (контрольный орган не должен быть зависим от подконтрольного, особенно – государственный);
- компетентность (проводится профессионалами);
- объективность (не должны играть личные амбиции контроллера);
- согласованность контроля (контрольные органы не должны мешать основной хозяйственной деятельности);
- гласность (для государственного контроля).
Методы проведения контроля:
– Проверки;
– Обследования;
– Надзор;
– Анализ;
– Ревизия – основной метод финансового контроля.