Критерии геополитического могущества государства
Видаль де ла Блаш считал неизбежным постепенное преодоление противоречий между морскими и континентальными державами
Основатель американской школы геополитики Никлас Спикмен (1893-1943)
- Поверхность территории.
- Природа границ.
- Объем населения.
- Наличие или отсутствие полезных ископаемых.
- Экономическое и технологическое развитие.
- Финансовая мощь.
- Этническая однородность.
- Уровень социальной интеграции.
- Политическая стабильность.
- Национальный дух.
Геополитическая модель мира Н.Спикмена (1940-е гг.)
Никлас Спикмен:«Кто правит римлендом, управляет Евразией; кто правит Евразией, управляет миром»
Стратегия «анаконды»
Основатель евразийской школы геополитики Петр НиколаевичСавицкий (1895-1968)
Россия представляет собой особое цивилизационное образование.
Россия – не часть Европы и не продолжение Азии. Она – самостоятельный мир, самостоятельная и особая духовно-историческая геополитическая реальность – «Евразия».
Это понятие обозначает не материк и не континент, но идею, отраженную в русском пространстве и русской культуре, историческую парадигму, особую цивилизацию.
Россия – особый тип цивилизации, синтез мировой истории.
Геополитическая модель мира С.Коэна (1994)
Геополитическая модель мира С.Хантингтона (1990-е гг.)