Романская эпоха

Греция

Египет

Люди учились строительному искусству у природы, которая не знает излишеств, является образцом творческого производства.

Если обратиться к истории строительства Древнего Египта, то и там мы замечаем, что геометрически правильные, очень четкие сооружения и отдельные конструкции свидетельствуют о том, что в распоряжении египетских строителей были чертежи. Обязательным процессом была разбивка контура зданий в натуральную величину на строительной площадке, а инструментами служили веревка и колышки. Полагают также, что началу строительства предшествовало создание модели сооружения, на которой виден план храма и пропорции отдельных его частей. До наших дней дошли папирусы, с рисунками, подтверждающими практику предварительной разработки как общих планов, так и их частей.

Основную работу по подготовке проектной документации производил архитектор. Он же распределял участки работы, а также давал рекомендации» о способах кладки, инструментах, материале и сырье.

Архитектура была профессией, сочетавшей в себе черты ремесла и искусства, требовала одновременно и чисто инженерного мастерства, и высокоразвитого чувства прекрасного, и немалой математической подготовки.

Историки отмечают, что греческие храмы были построены на основе строгих математических пропорций.

Примечательно, что греки с их легким характером были весьма не склонны тратить свой труд на строительство никому не нужных сооружений. Это еще не древнеримский культ утилитарности сооружений, но уже и не древнеегипетская пустопорожняя колоссальность. Греки даже в самых крупных своих созданиях почти всегда угадывали разумную меру, где возвышенное соединяется с прекрасным. Чувство меры — одно из разумнейших правил Древней Греции, к которому не раз обращались архитекторы разных времен.

Прежде чем стать архитектором, строитель должен был пройти путь ученичества в цехе, работать подмастерьем, мастером. На строительство храмов архитекторы привлекались по конкурсу. В Греции архитекторы выдвигались из талантливых плотников, каменотесов, ювелиров, чеканщиков.

В романскую эпоху ведущий архитектор был ответственен как за проект, так и за его своевременное осуществление в соответствии с принятым заказом. Это универсальный знаток различных строительных специальностей, подрядчик, решающий организационные вопросы, и даже эксперт, когда возникают трудности при возведении конструкций.

Цехи каменщиков стали хранителями производственных секретов: у строителей накапливались большие практические познания в области строительного ремесла, в частности, строительной механики. Секреты раскрывались в процессе строительства. Каждое большое строительство было хорошей школой.

Проектирование соборов доверялось самым опытным мастерам, которые были одновременно и зодчими, и мастерами-каменщиками. В Средние века архитекторы не располагали ни развитой технологией проектирования, ни уницифицированными единицами измерения. Почти в каждом городе был свой «стандартный» фут или ярд. Разбивка сооружений осуществлялась сугубо геометрическим построением (а не путем масштабного переноса), иногда на пергаменте, но чаще на оштукатуренном полу, именуемом «тразура».