Субъекты валютных правоотношений

 

Правовой статус субъектов валютных правоотношений (ВПО) выражается в валютной правосубъектности.

Валютная правосубъектность - это совокупность:

- валютной правоспособности (т.е. способности иметь права и обязанности в сфере валютного регулирования, валютного контроля и валютного обращения);

- валалютной дееспособности (способности своими действиями приобретать и реализовывать права в сфере валютного регулирования, контроля и обращения);

- валютной деликтоспособности (способности нести ответственность за нарушение норм валютного законодательства).

Праводееспособность имеет значение для финансовых и гражданских правоотношений.

Деликтоспособность используется при применении к ВПО норм административной и уголовной ответственности.

В соответствии с индивидуальными особенностями правового статуса все субъекты ВПО могут быть разделены на две больших группы:

1) резиденты и нерезиденты (физические лица и организации, в том числе уполномоченные банки), которые используют валюту РФ, ценные бумаги в валюте РФ и валютные ценности при осуществлении своей деятельности. К ним относятся и государственные органы, когда они реализуют в указанных отношениях собственную правосубъектность как юридических лиц;

2) государственные и негосударственные органы, выступающие в пределах своей компетенции стороной в отдельных видах валютных правоотношений (органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля).

В законе к резидентам отнесены 6 категорий лиц:
1) граждане Российской Федерации;

2) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
3) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в"настоящего пункта;
5) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
6) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами (Являются резидентами в тех случаях, когда выступают в отношениях, регулируемых данным законом и др. НПА, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются валютными ценностями).

К нерезидентам законом отнесены:
1) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 цитируемой статьи;
2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
4) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
6) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;
7) иные лица, не указанные в пункте 6 цитируемой статьи.

Свои властные полномочия в ВПО государство реализует через органы валютного регулирования и контроля.

Их правовой статус определен Конституцией РФ, законами РФ и другими НПА. К органам валютного регулирования законом относит Правительство РФ и Центральный банк РФ.

Характерным признаком органов валютного регулирования является издание нормативно-правовых актов по валютным вопросам.

Корганам валютного контроля относятся:

1. Центральный Банк РФ;

2. Правительство РФ;

3. Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору.

Агенты валютного контроля:

1. уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

2. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России), региональные и территориальные подразделения ФТС России и Федеральной налоговой службы РФ;

3. профессиональные участники рынка ценных бумаг (в том числе держателя реестров).