Понятие бюджетного права и структура бюджетного законодательства

Тема 2.2. Регламентация бюджетных правоотношений

План

1. Понятие бюджетного права и структура бюджетного законодательства

2. Понятие и участники бюджетного процесса

3. Стадии бюджетного процесса

 

 

В современных условиях бюджетное право окончательно сформировалось как подотрасль финансового права[24]. Бюджетное право имеет свой предмет регулирования. В науке финансового права утвердилось мнение, что предметом бюджетного права являются разнообразные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств, составляющих государственные и местные бюджеты.Однако такое определение бюджетного права является слишком общим, недостаточно конкретным. Поэтому отношения, составляющие бюджетное право, нуждаются в уточнении. Для этого все они разделяются на три группы:

1) отношения, возникающие по поводу бюджетного устройства;

2) отношения, возникающие в связи с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением между бюджетами разных уровней бюджетной системы;

3) отношения по поводу бюджетного процесса.

Таким образом, бюджетное правопредставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу бюджетного устройства РФ, бюджетного процесса, а также отношения, возникающие в связи с установлением структуры доходов и расходов и распределением их между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ[25].

Отношения, составляющие предмет бюджетного права, урегу­лированы правовыми нормами, содержащимися в различных источниках. Прежде всего, это Конституция РФ, которая определяет основные начала деятельности государственных органов в бюджетной сфере и, таким образом, содержит нормативное выражение бюджетно-правовых начал[26]. В части 1 статьи 104Конституции РФ установлена обязательность заключений Правительства РФ по законопроектам об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; в пункте «а» статьи 106 — обязательность рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных зако­нов по вопросам федерального бюджета; в пункте «а» части 1 статьи 114 уста­новлена обязанность Правительства РФ разрабатывать и представлять Государственной Думе бюджет, а также отчет об испол­нении федерального бюджета.

Специальным источником бюджетного права является Бюд­жетный кодекс РФ, который принят 17 июля 1998 г. и вступил в силу с 1 января 2000 г. Он регулирует всю систему отношений, составляющих бюджетное право.

Источниками бюджетного права являются федеральные законы и законы субъектов РФ, которые регулируют бюджетные отношения в развитие БК РФ. Среди них: Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», ежегодно принимаемый закон о федеральном бюджете, а также аналогичные законы субъектов РФ. Кроме того, источниками бюджетного права являются законы субъектов РФ, регулирующие вопросы бюджетного права. Например, во многих субъектах РФ во исполнение БК РФ приняты законы, регулирующие бюджетный процесс в этих субъектах РФ. Наконец, источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты представителъных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения.