Обработка.

1. Соедините все крестики и Вы получите график степени проявления у Вас «смертных грехов» менеджера.

2. Попросите кого-нибудь из Ваших друзей, а также подчиненных заполнить данную шкалу на Вас. Подсчитайте средний балл по каждой строке и составьте новый график. Это будет взгляд со стороны.

3. Подумайте над результатами. Они помогут Вам принять решение о самовоспитании.

* * *

Процедуры по избавлению от менеджерских «смертных грехов» широко распространены на Западе. Как считает известный австрийский консультант по бизнесу Вольфганг Хойер, только тот менеджер может иметь успех, который сведет эти «грехи» к минимуму. Есть смысл над этим подумать!

Упражнение № З. О сущности менеджмента

Ниже приводится высказывание о менеджменте известного американского теоретика по организационным проблемам Питера Дрокера:

«Менеджмент — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Менеджмент в сущности является и стимулирующим элементом социальных изменений, и локомотивом значительных социальных перемен. Именно менеджмент в большей степени, чем что-либо другое, дал толчок самому значительному социальному феномену: взрыву образования».

Задание. Внимательно прочтите высказывание П. Дрокера и ответьте на поставленные вопросы:

1. Какое словосочетание выражает главную идею автора?

2. Какое умозаключение делает автор в этом абзаце?

3. Каково отношение автора к менеджменту?

4. Как, по вашему мнению, будет развиваться менеджмент в ближайшие десятилетия?

5. Объясните смысл понятий — «наука управления» и «менеджмент». Есть ли между ними разница?

Тема 7. Управление деловыми коммуникациями в организации (2 часа) – неделя ХIII

Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.

В процессе коммуникацииинформация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.

Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.

Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий.

Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.