Сущность и идеи философии Возрождения.

Фома Аквинский - систематизатор зрелой схоластики.

Христианство и философия Средневековья (теолого-философские принципы патристики).

Философия Средневековья

ЛЕКЦИЯ № 3

ТЕМА: Философская мысль Средневековья и Возрождения

Вопросы:

1.2 Средневековая схоластика: проблема соотношения веры и разума, проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.

1. Философия Средневековья

В эпоху заката Римской Империи, обострения социальных противоречий, духовного кризиса усиливается стремление к религиозности – попытки восстановить утраченную гармонию человека и мира. С Востока и Запада в Рим проникает и развивается огромное количество различных религиозных культов и учений, однако наибольшее распространение и влияние получает христианство. В 529 году император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах, впрочем, еще до этого декрета античная философская мысль (языческая) пришла к своему логическому завершению. Сама философия в этот период становится религиозной, а в некоторых учениях даже мистической. К моменту изгнания «языческой мудрости» христианская мысль уже прошла значительную часть эпохи своего развития: речь идет о периоде т.н. патристики – философии отцов церкви, в которой закладывались основы христианского богословия. Патристика разрабатывает теологию как учение о Боге, христологию (учение о богочеловеческой сущности Христа), христианскую антропологию (учение о человеке и его душе). Различают 2 ветви патристики – восточную и западную. Яркие представители первой ветви – Григорий Нисский, Григорий Богослов, Василий Великий (Византия), второй ветви – Аврелий Августин, Тертулиан, Ориген и др. Период господства патристики в философско-богословской мысли Средневековья – 1 – 6 вв. Последующий этап развития философской мысли средних веков связан с переходным периодом от патристики к более поздней схоластике (Боэций) и собственно развитием схоластики[20] (11 – 15 вв.), который так же проходит под эгидой религии, религиозных идей.

В целом, понятие средние века охватывает огромную эпоху западноевропейской истории, начинается с 5 и заканчиваясь примерно к 16-17 векам. Некоторые историки расчленяют эпоху на три периода: возникновение и становление феодального способа производства (5–10 вв.); расцвет (11-14 вв.); закат феодальных отношений, развитие процессов Возрождения (15 – 17 века) - период характеризуется разложением феодализма и формированием в его недрах буржуазных отношений. Эти периоды в целом совпадают с этапами развития философской мысли Средневековья, хотя, учитывая неравномерность социально-экономического и культурного развития отдельных государств, указать здесь временные координаты однозначно невозможно.