Битва за модель

Две модели менеджмента, в конце концов, могут быть названы российскими. Первую воплощает небольшая (с точки зрения глобальной экономики) компания с авторитарным лидером во главе, который является ее собственником и менеджером одновременно. Руководитель, гибко реагируя на изменения во внешней среде, переносит господствующие там принципы жизни – не по законам, а «по понятиям» – внутрь компании. Решения он принимает исходя из краткосрочных, субъективных целей. Это то, что у нас есть на сегодняшний день и что неплохо работает при небольших масштабах бизнеса. Но это имеет шанс закрепиться в качестве универсального образца, если в борьбе за национальную модель менеджмента победу одержит государство в его нынешнем виде. Большую «помощь» ему в этом окажет невежество руководителей.

Вторая модель российского менеджмента, которая пока выглядит утопией, – это глобальный бизнес, ориентированный на долгосрочное развитие. Конкурентоспособность ему придает профессиональный менеджмент, опирающийся на гармонию взаимоотношений внутри фирмы. Такие национальные особенности, как гуманитарный склад ума, умение работать в команде, творческий подход к решению проблем, придают менеджерам дополнительную гибкость.

Такая модель станет реальностью при одном условии: если менеджеры сумеют «переиграть» государство, привлекая на свою сторону массы людей. А сделать это можно при помощи профессионализма. Наряду с хорошими личными взаимоотношениями внутри фирмы грамотно выстроенные процедуры и правила должны делать максимально комфортным существование сотрудников и тем самым выбивать почву из-под ног «совка».

Пока что российский бизнес лишь копирует западный, причем копируются не фундаментальные основы, а лишь внешние признаки á là Hollywood. За импортными дверями и экранами компьютеров по-прежнему сидят люди, ненавидящие конкуренцию, воспринимающие возможности бизнеса не как средство творческой самореализации, а как инструмент насилия над ближними своими. Поэтому, несмотря на все эти спонсируемые СМИ, театры, арт-бизнесы и тусовки, общая атмосфера в российском бизнесе тяжелая и гнетущая, чреватая насилием и тотальным крахом. В нынешней смутной обстановке надеяться на формирование какой-либо «российской модели менеджмента» может только совсем уж плохо информированный оптимист. Российский бизнес повернут внутрь самого себя, фрагментирован, склонен не к росту и развитию, а к насильственной борьбе за непонятно кому нужное существование. Выход из этого тупика эволюционным путем невозможен. Государственное вмешательство здесь не только целесообразно, но неизбежно и абсолютно необходимо. Для придания экономике позитивного импульса нужен сильный и точно направленный «пинок».

Проблема всей государственной политики в области бизнеса делится на две огромные подзадачи: что делать с «олигархами» и что делать с мелким и средним бизнесом? Единого решения здесь быть не может. Каждая из этих задач должна решаться по-своему.

В России, как и везде в мире, чем крупнее компания, тем пристальнее должно быть внимание правительства к ней. Это внимание нужно очистить от шумов, связанных с пресловутым «учетом интересов физических лиц». Физические лица должны понять, что государство защищает их интересы тогда и только тогда, когда эти интересы совпадают с интересами государства. Переход от административного контроля к «рыночному» не означает отказ от всякого контроля. Просто на место «человека с ружьем» должен встать «человек с чековой книжкой». Государство не должно и не может зависеть от своих фирм, какими бы крупными они не были. Знаменитая формула отлично работает и в обратную сторону – для «Дженерал Моторс» хорошо только то, что хорошо для Америки.

Для мелких компаний государство должно сыграть роль инкубатора. Ждать, пока миллионы новых российских предпринимателей выработают некие приемлемые правила бизнеса, слишком дорогое удовольствие (они уже кое-что выработали – «по понятиям», кушайте, не поперхнитесь!). Государство должно начать «плодить» частный бизнес, создавая и поддерживая сервисные и дистрибьюторские франшизы. Однажды найденные и отработанные формы должны распространяться в массовом порядке по всей стране. Это создаст полноценные рабочие места и обеспечит современный уровень товаров и услуг по всей территории России.

Тема 4. Управление проектированием и типы современных организаций. Организация деятельности и делегирование полномочий как важнейшая функция менеджера (4 часа) — недели VI–VII