Трех школ менеджмента
Базовые принципы
Западный/американский или классический менеджмент – система, распространенная практически во всех странах Западной Европы и Северной Америки:
· максимальный индивидуализм; каждый за себя; человек должен и может рассчитывать только на собственные силы;
· личные качества западного делового человека: максимальная энергичность в делах при холодности и расчетливости в личных взаимоотношениях, золотой принцип «ты – мне, я – тебе»;
· личные связи или контакты определяются деловыми соображениями (например, американец полностью меняет круг друзей по мере продвижения вверх по служебной лестнице);
· жесткая конкуренция, в том числе и особенно при приеме на работу, где главное – подать себя и таким образом подороже продать свою рабочую силу;
· огромное значение «лучшего» образования, включая сертификат наиболее престижных вузов мира;
· «американская мечта», т.е. максимальная утилизация личных деловых качеств и способностей в целях «сделать самого себя», молниеносную карьеру и достичь полного материального преуспевания;
· юридическая запротоколированность всех деловых операций;
· ставка на крупную международную фирму;
· принцип делегирования полномочий – основа основ системы управления;
· практика обновления руководства верхнего эшелона управления каждые 3–5 лет.
Японский менеджмент:
· коллективизм, интересы компании – превыше всего (не на словах, а на деле);
· максимум энергии и личной привлекательности проявляется в участии в делах «своей» компании, которая и есть высшая ценность для японца;
· главное в трудовых отношениях – умение работать в коллективе, ладить с людьми, быть хорошим товарищем, делиться любой информацией, включая коммерческую;
· пожизненный наем, высочайший уровень обязательств фирмы по отношению к ее сотрудникам;
· рост зарплаты только с выслугой лет, карьеры – только путем последовательного прохождения всех ступеней служебной лестницы;
· ставка на крупную международную фирму;
· контроль за качеством на каждом рабочем месте, поощрение «кружков качества»;
· высочайшая социальная цена японской системы, массовый тру-доголизм (самый маленький оплачиваемый отпуск среди развитых стран – 9 дней, самый длинный трудовой год – 2150 час.);
· особенности восточного общества, где социально-культурная среда оказывает принципиальное воздействие на все виды деятельности, люди глубоко вовлечены в дела друг друга, предпочтение отдается отношениям долговременного характера.
Восточный/азиатский/китайский менеджмент –в рамках китайской деловой общины везде в мире, в частности – в странах Азии:
· коллективизм, однако специфического свойства – на базе феномена гуан-си («большой семьи»);
· замкнутость, сложившаяся исторически в рамках китайской деловой общины;
· тип взаимоотношений по образу паучьей сети, где «паук» – это предприниматель – основатель дела, который руководит и управляет всей сетью;
· отсутствие юридической запротоколированности операций (70–90% всех сделок заключается устно);
· эволюция подхода к образованию (в самом начале сегодняшние миллионеры в НИСах Азии, организовавшие в своих странах экономический бум 1970–1980-х гг., не имели базового управленческого образования; теперь они посылают лучших представителей «больших семей» учиться в самые престижные вузы мира);
· принцип делегирования полномочий признается вредным и опасным; принцип, действующий вместо него, прямо противоположен и гласит: чем важнее управленческая задача, тем меньше следует делегировать полномочия по ее реализации;
· практика обновления высшего руководящего состава отсутствует, возраст – символ мудрости;
· ставка на малые фирмы, в том числе по 1–3 чел., связанные между собой в предпринимательскую сеть;
· минимальный штат компании при максимальной гибкости управления, процесс принятия решений – самый быстрый в мире;
· молниеносная диффузия инноваций;
· минимальные издержки производства и управления, режим строжайшей экономии.
Таблица
Три основных типа современного менеджмента: