Эволюция организаций. Организации в современном обществе.
Новая модель экономического развития и роль факторов управления. Примеры организаций и способы их эффективного функционирования
Механизмы экономического прогресса и концепция менеджмента.
Тема 8. Концепция менеджмента и экономический прогресс. Роль менеджмента в создании эффективных организаций.
8.4 Принципы управления организациями.
8.1 Экономический прогресс, начавшийся в XIX веке, основывался на научных достижениях. Можно выделить четыре фазы эволюции экономики:
1) 1900-1950 гг. – построение индустриального общества (рост объемов производства, рост спроса, расширение возможностей технологий, начальное применение менеджмента, базисные идеи);
2) 1951–1975 гг. – формирование постиндустриального общества (насыщение спроса, появление маркетинга, совершенствование технологий: массовое производство→автоматизированное производство, главный фокус→рыночные процессы);
3) 1976-2000 гг. – формирование переходного информационного общества (развитие информатизации всех сфер деятельности, доступность информации, переход к сервисной экономике, роботизация, главные конкурентные факторы→качество продукции) и минимизация издержек;
4) >2000 г. – формирование интеллектуального общества (применение знаний во всех сферах деятельности использование механизмов самоорганизации, расширение доступности знаний).
Этот прогресс экономики сопровождался изменениями в сфере управления, основными на смене продуктивных идей
Если открытие Ф.У. Тейлора повысили производительность в 3-3,5 раза, то конвейер Г. Форда – в 10 раз.
В 2001 г. выработка национального дохода в США превысила 30 тыс. дол./чел. год.
Этот прогресс в экономике сопровождался изменениями в сфере управления, основанными на смене продуктивных идей (рис. 1).
По оси ординат графика (рис. 1) отложена эффективность экономики – темп роста производительности E. Если открытия Ф.У. Тейлора повысили производительность в 3 – 3,5 раза, то конвейер Г. Форда – в 10 раз.
В 2001 г. выработка национального дохода в США превысила 30 тыс. дол./чел. в год.
Такой результат получен благодаря соединению производительных и организационных факторов (рис.2)
Знание Интеллект
Рис.2. Влияние менеджмента на общество
Экономический прогресс обеспечивался рядом факторов:
- возрастанием сложности управления и развитием менеджмента как системы и процесса,
- повышением внимания к человеку, личности, развитием мотивации, “человеческого капитала”,
- переходом от “эры товара” к “эре рынка”, а затем к “сервисной” экономике,
- увеличением объемов управленческой информации, использованием индустрии обработки данных,
- развитием системного мышления, построением больших организаций,
- эволюции методов и систем управления, переходом к механизмам самоорганизации, хаотической логике,
- ростом образования населения развитых стран, более полным использованием потенциала.
Это обеспечило переход от бедности к богатству. Менеджмент конструктивен, создает эмерджентную организационную систему.
Эволюция экономики приводит к изменением структуры занятости населения. Например, по переписи населения США (1980 г.) занятость характиризуется следующим распределением:
2,7% - занято в сельском хозяйстве;
25% - промышленность (17% в 2000 г.);
45% - информационное обслуживание, управление, наука, образование (67% в 2001 г.);
остальные - в инфраструктуре.
Для Российской Федерации имеем другое распределение:
35% - занято в сельском хозяйстве;
45% - промышленность;
18% - информационное обслуживание, управление, наука, образование;
остальные – инфрастуктура. Для изменения этого распределения нужно существенное повышение продуктивности труда.
|
По этому показателю развитые страны ранжируется следующим образом:
I. США, Япония – 29900 $/д.н.*год; Япония – 32400 $/д.н.*год;
II. Германия, Англия, Франция – 25000$/д.н.*год;
III. Италия, Испания - >16000 $;
По данным российского министерства экономики Россия имеет – 1230 $/д.н.*год, по данным ООН – 3360 $/д.н.*год.
К примеру, Тайвань, в течение 15 лет готовят кадры с высшим образованием в университетах (5% выпускников школ могли бесплатно обучатся в университетах) и использующие американские технологии производства, вырабатывает 10 тыс.дол./д.н.*год, в то время как Китай (материковый) – 730$/д.н.*год.
Экономический прогресс имеет место в странах с развитыми системами менеджмента.
Механизм прогресса→в настоящее время является организация и управление. Об этом говорит изменение соотношения усилит на организацию производства и управление (рис.3)
Рис.3. Изменение соотношений затрат труда на производство и управление в развитых странах
Ситуация в экономике также качественно менялась (рис.4), и к 2000 г. сложилась “сервисная” экономика, ориентированная на потребности интивидуального потребителя. Каждая система имеет критический уровень эффективности (рис.5), к которому постепенно приближается во времени. Для продления жизненного цикла нужны инновации, переход на новую S-образную кривую эффективности. |
|
|
Рис.4. Эволюция экономики
Рис.5. Кривые эффективности систем
8.2 Экономика развивается толчками на основе возникающих новых идей до вхождения в зону насыщения, т.е. в экономике необходимы постоянные инновации. Этот процесс связан с менеджментом, ориентированным на постоянный поиск и внедрение инноваций. Механизм процесса заложен в рыночной экономике конечным жизненным циклом товара и S-образными законами эффективности.
Менеджмент (manage – умение хорошо хозяйствовать) = Планирование + Организация + Руководство + Контроль.
Управление поведением человека: возможно на основе двух механизмов:
1) мотивации (внутреннее побуждение);
2) стимулирование (внешний фактор).
Структура менеджмента как области знаний можно представить схемой (рис.6).
Рис.6. Структура знаний в менеджменте.
Отличие бизнеса и менеджмента.
Бизнес | Менеджмент |
Основа: 1) удовлетворение неудовлетворенных потребителей; 2) вложение собственного капитала; 3) риск в организации бизнеса; Постоянный поиск путей развития бизнеса; Генератор проблем | Основа: 1) организация эффективного управления; 2) менеджмент является наемным работником; 3) риск при принятии организационных решений; Обеспечение эффективного использования ресурсов; Решатель проблем |
Формулы успешного управления.
1. Академик Трапезников В.А. (в 1969 г. предложил перейти к рыночной экономике) выдвинул еще в 70-х годах формулу “успешного управления” в виде четырех глаголов:
«Знаю – могут – хотят - успеваю»
цель, необх. знания | иметь ресур-сы, инстру- менты, знать ограни-чения | мотива- ция | цена времени |
Схематически проблемы экономики можно представить в виде схем:
Производство Выбор 0,5-Поведение
Человека (психология)
Экономика Экономика Экономика
0,5-Упарвление
поведением (матем-ка)
Распределение Нехватка ресурсов
2. Брэддок Д. В своей книге [ ] предложил другую формулу:
Результат=готовность*умение*желание
Эти формулы, по-видимому, применимы в любой организации, т.к. под организацией O=<L,G,R> понимается множество людей L (L>2), цель которую они должны достичь и регламент R их деятельности.
Уровни менеджмента.
Знания, необходимые менеджеру, различны для различных уровней управления организацией.
TOP | |
MIDDLE | |
FIRST |
Поэтому менеджмент можно определить в трех аспектах:
МЕНЕДЖМЕНТ
Умение эффективно хозяйствовать, достигать поставленную цель (результатами деятельности). | Система, процесс управления, философия деятельности, непрерывное развитие, - инновации; - конструктивное мышление (инструменты); - результативность; - эффективность | Область знаний, которая основана на практике управления, методы эффективного управления. |
Менеджмент своей деятельностью добиваются конкретных экономических результатов, т.е. менеджмент конструктивен, он основан на инструментах, методах, конкретных языках.
В США специальность менеджмент отсутствует, поскольку под ним понимается система или процесс управления. Менеджмент делится на 2 сферы:
BA – степень MBA (Master business administration),
PA – степень MPA (Master public administration).
Экономика делится на две сферы:
Прибыль (бизнес), BA
Экономика
Неприбыльная (медицина, образование,
армия и т.д.), PA
Менеджер разрабатывает процессы управления в организациях разных сфер экономики и применяет разные инструменты решения задач, адекватные специфике организации.
В настоящее время существуют более эмпирическая область управления – менеджмент и науки управления, включающие комплекс математических моделей исследования операций, управления запасами, оптимизации, имитации. Они имеют общее области интересов и различия:
Суть менеджмента – повысить уровень организации системы, упорядочить поведение людей и движение по траектории управления в фазовом пространстве.
Менеджмент и эффективность управления.
Эффективность – (мера) соотношение результата и затрат на его достижение (чем больше достижение, тем эффективней результат).
|
,где R – результат, C – затраты.
, где P – национальный доход на душу населения; Y – национальный доход, т.е. все новое производственное в стране (в рублях на человека в год); N – количество людей, занятых в экономике.
Если N уменьшится, растет безработица, потери от неполного использования человеческих ресурсов увеличится. Организация и неупорядоченность является зависимыми, противоположными по смыслу понятиями:
Каждая система имеет множество состояний: с вероятностями :
|
Организация характеризует упорядоченность и приводит к снижению энтропии за счет применений распределения вероятностей . Например, если распределение вероятностей размера дивидендов – равномерное (рис.7.), то энтропия его максимальна - . При другом законе распределения (рис.8) энтропия H будет меньше , т.е. упорядоченность состояний возросла.
|
P=S
состояние
Дивиденды (с проигр.) Дивиденды (без проиг.)
Рис.7. Равномерное распределение вероятностей состояний | Рис.8. Нормальный закон распределения |
По мере накопления знаний о системе организация O(t) будет расти (рис.9.). Поэтому можно сформулировать закон сохранения организации:
H(t)+O(t)=const=Hmax | (1.) |
Уменьшение энтропии увеличение рганизованности. H-уровень еопределенности; I-знания процесса, информированность менеджера. | |
I=O+H=Hmax | (2.) |
Если I1, то H0. I-материализованные знания, т.е. знания, которые преобразуются в результаты 0£I£1 |
O(t)
H(t)
t
Рис.9. Изменение H(t) и O(t)
Между неупорядоченностью H и информированного I существует соотношение:
H=(1-I)a | (3.) |
a показывает, как I влияет на H; a характеризует свойства объектов управления; это эластичность или коэффициент управляемости объекта.
Для расчета коэффициента управляемости прологарифмируем выражения (3):
lgH=lg(1-I)a
lgH=a×lg(1-I)
(4.) |
В зависимости от значений I и a энтропия H убывает по-разному, что приведено на графике, показывающий как I влияет на H (рис.10.)
H
a1
a2>a1
I
Рис.10. Зависимость H от I и a.
Пример оценки эффективности использования менеджмента на предприятии
Предприятие имеет следующие характеристики:
Производительность Q=100000 изд./мес. И имеет NP=200 чел. работающих . Себестоимость одного изделия Pr= 80 р./шт., продажная цена Pv=100 р/шт. Установившейся при данном уровне организации труда процент брака Dбр=5%, т.е. Nбр=5000 шт/мес.
В ходе проведения экономической реформы предприятие стало реализовывать программу работы на рынки и внедрять методы менеджмента. После внедрения комплекса мер выпуск возрос до Q1=150 тыс.шт/мес. За счет роста производительности труда была уменьшена численность персонала до NP1=150 чел. Издержки были снижены до p21=60 р/шт и браке до Dбр1=1%. На менеджмент было затрачено 1,5 млн. руб., в т.ч. на модернизацию технологии для увеличения выпуска продукции C1=10 млн.р., на повышение производительности за счет новой системы мотивации С2=30 млн.р., на контроль качества для снижения брака С3= 2 млн.р.
Насколько эффективно внедрение менеджмента на этом предприятии? Показать расчетами.
Решение:
- До внедрения менеджмента доход предприятия ………… равен TR=PV*Q=100 р/шт* 950000 шт/мес=9,5 млн.р./мес. потери от брака Сбр=5000*80 р/шт=400т.р./мес.
Прибыль: В=(PV-PR)*Q’=20 р./шт*95000 шт. = 1,9 млн.р./мес.
Производительность труда:
выработка
Если средняя зарплата работника составляет 10% от выработки, то Сзп=4750 руб./мес.чел.
- После внедрения системы менеджмента в сфере производства, мотивации и контроля показатели стали следующими:
TR1=100 р./шт.*148500 шт./мес.=14,85 млн.р./мес.
В1=40 р./шт.*148500=5,94 млн.р./мес.>1.9 млн.р./мес.
В=В1-В=4,04 млн.р./мес. или В2=48,05 млн.р./год
-в 2 раза возросла
р./чел.мес.
Сзп1=9900 р./мес.чел. – в 2 раза выше.
- Прирост прибыли В= 48,05 млн.р./год, затраты общие СТ=15 млн.р.
Абсолютный эффект Е1=В-СТ=33,05 млн.р./год, а отдача вложений вложений, т.е. все вложения окупятся за года. Отсюда следует, что применение менеджмента на предприятие эффективно.
Плохой руководитель знает, что нужно делать, а хороший показывает, как это делать.
Степенная производственная функция. Производственная функция Кобба-Дугласа.
Задание. Для следующих ниже исходных данных рассчитайте показатели эффективности применения менеджмента в фирме и сделайте обоснованные выводы о целесообразности его применения.
Показатели | варианты | ||||||||
Q, тыс. шт/мес | |||||||||
Q1, - / - / - | |||||||||
Pr , руб./шт | |||||||||
Pr1,- / - / - | |||||||||
Pv, - / - / - | |||||||||
Np, чел. | |||||||||
Np1, - / - / - | |||||||||
Dбр, % | |||||||||
Dбр1, % | |||||||||
C1, млн.р. С2, - / - / - С3, - / - / - | 1,5 |
8.3 Эволюция организаций. Организации в современном обществе.
|
В менеджменте нас больше интересует третье определение организации. Организация создаётся для достижения определённых целей (рис. 12).
Рис. 12. Синтез организации.
Основные элементы организации – люди. Каждый человек имеет свои цели, свои потребности (рис. 13). Цели человека ………. и цели организации могут иметь разные соотношения (рис. 14).
Роб – равнодействующая сил.
Рис. 13. Вектор потребностей человека Рис. 14. Соотношение целей.
Организации имеют свойства:
Первичная трансформация Вторичная
(создаваемая) (преобразованная)
организация
|
|
|
|
Формальная Неформальная
|
|
|
|
Организации реализуют структурированные процессы, в которых люди L в соответствии с правилами взаимодействия R достигает цели Gr. Уровни взаимодействия выражают индивидуальные и коллективные цели и имеют вид:
Ч – Ч ; Ч – О ; О – О ; О – Внешний мир ; О – Ч
Индивидуальные и цели организации могут иметь разные соотношения:
Цели организации обычно распадаются на цели отдельных подразделений (рис. 15).
|
Рис. 15. Декомпозиция целей организации.
Во времени цели делятся на:
отдалённое будущее
ближайшее будущее
Организации функционируют в определённом окружении. К факторам окружения относятся: экономические условия, политика, люди, сознание, законы, экология. С точки зрения выживания можно рассматривать долгосрочные и кратковременные аспекты жизнеспособности организации (рис. 16).
Кратковременные аспекты | Долгосрочные аспекты | |
| Философия менеджмента Структура |
|
Рис. 16. Аспекты жизнеспособности организации.
Для повышения устойчивости организация должна постоянно развиваться. Цель развития можно представить схемой:
|
Человеческое поведение является основным ресурсом организации. В его основе лежит творчество. Концепты творчества:
- логика
- появление идеи
- решение проблем
- развитие ассоциаций
- новые идеи
Поведение человека определяется четырьмя группами факторов (рис. 17)