Месопотамская цивилизация (III тысячелетие до н. э.)

1.2

1.1

Управление в период античности. Управление в Древнем Египте. Управление в Древнем Китае. Управление в Древней Греции.

Зарождение управления в первобытном обществе.

Тема 1. Управленческие идеи в Древнем Мире.

Краткое изложение программного материала

Модуль 1. «Зарождение управленческих идей в Древнем Мире»

Под социальным управлением следует понимать управление соци­альными системами, которые представлены организацией, обществом, нацией.

Под менеджментом следует понимать управление организацией.

Таким образом, социальное управление как понятие шире, чем ме­неджмент, и включает его. Вместе с тем менеджмент как процесс уп­равления организациями любого вида и профиля представляет собой весьма широкое поле для исследований и приложения усилий.

Организации как представители социальных систем отличаются тем, что они создаются искусственно для достижения определенных целей, в то время как общество или нация складываются стихийно под воздействием неуправляемых или неявно управляемых социальных процессов (переселение народов, географические открытия, религи­озные концепции, колонизация, революции и т. п.).

Поэтому, когда речь заходит об истории возникновения управле­ния и менеджмента, целесообразно рассмотреть некоторые историчес­кие периоды, в которых зарождалось социальное управление как праоснова менеджмента. При этом в данном разделе под управлением будем понимать социальное управление, или воздействие на социумы раз­личного масштаба с целью достижения упорядоченности жизни и дви­жения к определенным целям.

Развитие общества как системы определяется в том числе стремле­нием к упорядочиванию. Упорядочивание осуществляется через управ­ление. Общественные отношения первобытного общества включали в себя и управленческие отношения: люди накапливали опыт оптими­зации взаимоотношений друг с другом в малых социальных общнос­тях, таких как семья, род, племя.

Даже в самом примитивном первобытном обществе необходимо было организовывать жизнь и деятельность, для чего требовалось установить систему правил, разделение труда.

Первоначально в условиях дефицита материальных благ все члены общины были равны в потреблении с учетом пола и возраста. По мере накопления излишнего продукта возникала дифференциация людей по обеспеченности и происходило имущественное расслоение.

В первобытном обществе имела местоестественная иерархия: воз­никалилидеры и вожаки, наиболее сильные, смелые, опытные особи, которые были первыми в схватках, добывании пищи и т. п. К ним при­слушивались, им уступали, на них ориентировались, их боялись. По­степенно эти люди начинали играть все более заметную роль в жизни общины, брать на себя все больше обязанностей. Это оформлялось в отношения власти и подчинения. При этом все наиболее важные вопросы жизни общины решались общим собранием взрослых ее чле­нов, т. е. существовалапервобытная демократия. Но особым отно­шением пользовались зрелые, умудренные опытом люди — старшее поколение общины. Для оперативного управления избиралсястарей­шина как наиболее уважаемый член общины. Старейшина мог быть в любой момент сменен, если находился более сильный, умный и опыт­ный. Смена происходила спокойно, поскольку «должность» старей­шины не давала никаких привилегий.

Существовали также социальные нормы, правила поведения в об­щине, которая контролировала соблюдение этих правил: разделение труда, сотрудничество, взаимная защита, справедливость распределе­ния, недопустимость брачных отношений внутри семьи и т. п.

Схема управления в первобытной общине допускала некоторую ва­риативность: мог быть единственный вождь-лидер, а также двое или несколько вождей-лидеров.

С развитием общества люди постепенно осознавали важность хоро­шего управления, причем уже тогда происходиласпециализация уп­равления: в частности, могли быть лидеры в области охоты, рыболов­ства, сбора плодов, скотоводства.

Жизнь в общине требовала объединения трудовых усилий. Вместе с тем рост производительных сил делал получение избыточного про­дукта регулярным. Постепенно становилось наглядным неравенство участия различных членов общины в получении избыточного продукта, т. е. наметился путь кимущественному неравенству. Накопление имущества во владении отдельных (наиболее умелых, опытных) об­щинников приводило к тому, что они начинали играть более замет­ную роль в общине. Теперь можно было обеспечить себе лидерство не только проявлением силы и храбрости, но и наличием материального богатства.

Вместе с тем имущественное расслоение приводило к противоре­чиям и конфликтам. Усложнение жизненных ситуаций требовало укрепленияорганизационно-управленческой функции, функции власти. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Публичная (общественная) власть в первобытном обществе характеризуется следующими чертами:

осуществляется либо самим обществом, либо выборными лицами, не получающими в связи с этим обстоятельством никаких при­вилегий;

отсутствием аппарата управления;

опорой на общественное мнение: принуждение исходило от всего общества; не требовалось специальных органов принуждения (полиция, суд, армия и т. п.).

Разделение труда, присутствовавшее в первобытном обществе, осу­ществлялось по полу и возрасту, т. е. было физиологическим.

Разложение первобытно-общинного строя сопровождалось станов­лением государственных образований, что приводило к существен­ным изменениям в управленческой практике.

 

Прогресс общества сопровождался переходом отфизиологического разделения труда (первое) к его более сложным формам прежде всего посредствомотделения земледелия от скотоводства (второе разделе­ние труда). Кроме того, постепенно возниклоремесло как деятель­ность, связанная с переработкой продуктов, получаемых от земледель­цев и скотоводов, что означало возникновениепромышленного или производственного разделения труда (третье разделение труда).

Четвертым разделением труда считается выделениеторговли как деятельности, связанной с обменом продуктов второго и третьего раз­деления труда.

Следующим разделением труда стало выделение в обществе людей, которые специализируются на выполненииуправленческих функций.

Для наилучшего развития производительных сил и культурного рос­та общества необходимо наличие лиц, освобожденных от физического труда. К таким лицам относятся и организаторы деятельности во всех сферах жизни общества.

Античный период человеческой истории породил ряд новаций в сфере управления, значение которых универсально и не утрачено до наших дней.

Сословное разделение общества как результат его самоорганиза­ции. Обеспечивает автоматическое управленческое действие по регулированию отношений как между сословиями, так и внутри них. Сословное деление общества упрощает управление им.

Централизация производства, характеризующая приоритет об­щей цели государства над целями элементов, составляющих хо­зяйство и общество.

Форма частно-государственного партнерства: переход государ­ственных земель, ремесленных мастерских, торговых предприятий под контроль частных лиц (с целью их восстановления с точки зрения эффективности).

Основы системыгильдий в ремесленном производстве.