Месопотамская цивилизация (III тысячелетие до н. э.)
1.2
1.1
Управление в период античности. Управление в Древнем Египте. Управление в Древнем Китае. Управление в Древней Греции.
Зарождение управления в первобытном обществе.
Тема 1. Управленческие идеи в Древнем Мире.
Краткое изложение программного материала
Модуль 1. «Зарождение управленческих идей в Древнем Мире»
Под социальным управлением следует понимать управление социальными системами, которые представлены организацией, обществом, нацией.
Под менеджментом следует понимать управление организацией.
Таким образом, социальное управление как понятие шире, чем менеджмент, и включает его. Вместе с тем менеджмент как процесс управления организациями любого вида и профиля представляет собой весьма широкое поле для исследований и приложения усилий.
Организации как представители социальных систем отличаются тем, что они создаются искусственно для достижения определенных целей, в то время как общество или нация складываются стихийно под воздействием неуправляемых или неявно управляемых социальных процессов (переселение народов, географические открытия, религиозные концепции, колонизация, революции и т. п.).
Поэтому, когда речь заходит об истории возникновения управления и менеджмента, целесообразно рассмотреть некоторые исторические периоды, в которых зарождалось социальное управление как праоснова менеджмента. При этом в данном разделе под управлением будем понимать социальное управление, или воздействие на социумы различного масштаба с целью достижения упорядоченности жизни и движения к определенным целям.
Развитие общества как системы определяется в том числе стремлением к упорядочиванию. Упорядочивание осуществляется через управление. Общественные отношения первобытного общества включали в себя и управленческие отношения: люди накапливали опыт оптимизации взаимоотношений друг с другом в малых социальных общностях, таких как семья, род, племя.
Даже в самом примитивном первобытном обществе необходимо было организовывать жизнь и деятельность, для чего требовалось установить систему правил, разделение труда.
Первоначально в условиях дефицита материальных благ все члены общины были равны в потреблении с учетом пола и возраста. По мере накопления излишнего продукта возникала дифференциация людей по обеспеченности и происходило имущественное расслоение.
В первобытном обществе имела местоестественная иерархия: возникалилидеры и вожаки, наиболее сильные, смелые, опытные особи, которые были первыми в схватках, добывании пищи и т. п. К ним прислушивались, им уступали, на них ориентировались, их боялись. Постепенно эти люди начинали играть все более заметную роль в жизни общины, брать на себя все больше обязанностей. Это оформлялось в отношения власти и подчинения. При этом все наиболее важные вопросы жизни общины решались общим собранием взрослых ее членов, т. е. существовалапервобытная демократия. Но особым отношением пользовались зрелые, умудренные опытом люди — старшее поколение общины. Для оперативного управления избиралсястарейшина как наиболее уважаемый член общины. Старейшина мог быть в любой момент сменен, если находился более сильный, умный и опытный. Смена происходила спокойно, поскольку «должность» старейшины не давала никаких привилегий.
Существовали также социальные нормы, правила поведения в общине, которая контролировала соблюдение этих правил: разделение труда, сотрудничество, взаимная защита, справедливость распределения, недопустимость брачных отношений внутри семьи и т. п.
Схема управления в первобытной общине допускала некоторую вариативность: мог быть единственный вождь-лидер, а также двое или несколько вождей-лидеров.
С развитием общества люди постепенно осознавали важность хорошего управления, причем уже тогда происходиласпециализация управления: в частности, могли быть лидеры в области охоты, рыболовства, сбора плодов, скотоводства.
Жизнь в общине требовала объединения трудовых усилий. Вместе с тем рост производительных сил делал получение избыточного продукта регулярным. Постепенно становилось наглядным неравенство участия различных членов общины в получении избыточного продукта, т. е. наметился путь кимущественному неравенству. Накопление имущества во владении отдельных (наиболее умелых, опытных) общинников приводило к тому, что они начинали играть более заметную роль в общине. Теперь можно было обеспечить себе лидерство не только проявлением силы и храбрости, но и наличием материального богатства.
Вместе с тем имущественное расслоение приводило к противоречиям и конфликтам. Усложнение жизненных ситуаций требовало укрепленияорганизационно-управленческой функции, функции власти. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Публичная (общественная) власть в первобытном обществе характеризуется следующими чертами:
осуществляется либо самим обществом, либо выборными лицами, не получающими в связи с этим обстоятельством никаких привилегий;
отсутствием аппарата управления;
опорой на общественное мнение: принуждение исходило от всего общества; не требовалось специальных органов принуждения (полиция, суд, армия и т. п.).
Разделение труда, присутствовавшее в первобытном обществе, осуществлялось по полу и возрасту, т. е. было физиологическим.
Разложение первобытно-общинного строя сопровождалось становлением государственных образований, что приводило к существенным изменениям в управленческой практике.
Прогресс общества сопровождался переходом отфизиологического разделения труда (первое) к его более сложным формам прежде всего посредствомотделения земледелия от скотоводства (второе разделение труда). Кроме того, постепенно возниклоремесло как деятельность, связанная с переработкой продуктов, получаемых от земледельцев и скотоводов, что означало возникновениепромышленного или производственного разделения труда (третье разделение труда).
Четвертым разделением труда считается выделениеторговли как деятельности, связанной с обменом продуктов второго и третьего разделения труда.
Следующим разделением труда стало выделение в обществе людей, которые специализируются на выполненииуправленческих функций.
Для наилучшего развития производительных сил и культурного роста общества необходимо наличие лиц, освобожденных от физического труда. К таким лицам относятся и организаторы деятельности во всех сферах жизни общества.
Античный период человеческой истории породил ряд новаций в сфере управления, значение которых универсально и не утрачено до наших дней.
Сословное разделение общества как результат его самоорганизации. Обеспечивает автоматическое управленческое действие по регулированию отношений как между сословиями, так и внутри них. Сословное деление общества упрощает управление им.
Централизация производства, характеризующая приоритет общей цели государства над целями элементов, составляющих хозяйство и общество.
Форма частно-государственного партнерства: переход государственных земель, ремесленных мастерских, торговых предприятий под контроль частных лиц (с целью их восстановления с точки зрения эффективности).
Основы системыгильдий в ремесленном производстве.