Административно правовые отношения

Задачи административного права

Административное право

- совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения исполнительно-распределительных органов гос. управления с гражданами, гос. и не гос. организациями, внутре-аппаратные управленческие отношения.

Система административного права состоит из:

  1. общей – включает нормы, регулирующие отношения управления в целом
  2. особой – отношение конкретных сфер управления.

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере гос. управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов гос. и муниципального управления (исполнительные органов) по руководству экономическим, социально культурным и административно политическим правительством. Правовое регулирование общественные отношений в сфере гос. управления осуществляется через нормы, обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если их участниками являются соответствующие органы гос. управления (а именно должностные лица, осуществляющие управленческую деятельность).

Источники административного права:

  1. конституция
  2. федеральные законы
  3. законы субъектов федерации
  4. указы президента
  5. подзаконны актов органов управления (министерств, ведомств и др. органов)

Административное право использует императивный метод правового регулирования. Он определяется спецификой гос. управления, как властной деятельности, в которой присутствует отношение подчинённостей, что предполагает подчинение воли управляемых единой управляющей воле.

Административно правовые отношения возникают в связи с односторонним волеизъявлением гос. органов (должностного лица) в виде приказа – распоряжения, решения, постановления и т.д.

Отсюда административно правовое регулирование рассчитано на такие правовые отношения, в которых положение сторон исключает их физическое равенство, а стороны находятся в отношениях субординации, что их отличает от гражданско-правового регулирования.

  1. устанавливает правовые отношения гос. управления
  2. закрепляет систему и структуру органов гос. управления
  3. определяет порядок их формирования, взаимоотношения, формы и методы деятельности
  4. закрепляет полномочия и ответственность органов

- представляют собой общественные отношения в сфере гос. управления, урегулированные административно правовой нормой. Административно правовые отношения имеют свои специфические черты:

  1. отсутствует юридическое равенство сторон
  2. их характер предопределён доминирующим положением управляющей стороны
  3. в них в той или иной мере всегда присутствует гос. интерес, ибо они складываются в сфере гос. общественной жизни.

Неравенство сторон проявляется в том, что одна из сторон всегда наделена властными полномочиями, поэтому нельзя считать административно правовые отношения между гражданами, общественными объединениями, если хотя бы одна из сторон не наделена властными полномочиями.

Административно правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, однако в отличии от гражданско-правовых отношений, здесь согласие второй стороны не является обязательным условием для его возникновения.

Административно правовые споры между сторонами разрешаются как правило в административном порядке, т.е. юридически властного одностороннего распоряжения. За невыполнение требования стороны несут ответственность не перед друг другом, а перед гос.