ВИДЫ, СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕНЫ

2.1 Взаимоотношения между предприятиями обслуживает сис­тема взаимосвязанных и взаимозависимых цен, уровень одних из которых оказывает влияние на уровень других. Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимос­вязью предприятий, производств и отраслей народного хозяй­ства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики (конкуренцией, формами собственности и др.).

Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношения между которыми постоянно ме­няются соответственно меняющейся силе действия факторов ценообразования. Используемые в настоящее время виды и раз­новидности цен можно классифицировать по ряду признаков.

Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциацияв зависимости от стадии товародвиже­ния, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различ­ные виды цен (рис. 2).

Отпускная цена предприятия-изготовителя цена, при­меняемая на республиканском рынке в расчетах между пред­приятием-производителем продукции и другими предприятия­ми-покупателями за исключением населения. Она устанавли­вается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, зат­рат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-из­готовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.

Рис 2. Виды цен по стадиям товародвижения

Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупате­лям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптово­го предприятия одновременно является ценой приобретения то­вара для розничной торговой организации.

Розничная цена цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного пот­ребления.

Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включа­ет в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предпри­ятия-изготовителя, а розничная цена — отпускную цену опто­вого предприятия.

По способу установления различают регулируемые и сво­бодные (договорные) цены.Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов уп­равления и местных исполнительных и распорядительных ор­ганов. Они неизбежны в условиях переходного периода и при­меняются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию пред­приятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установле­ны ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения).

Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон — продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответ­ствуют рыночной экономике.

Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются в зависимости от скла­дывающейся экономической ситуации. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды является постоянное уве­личение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.

В зависимости от принадлежности товара к определен­ной отрасли в сфере народного хозяйства различают оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупоч­ные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные це­ныв строительстве, тарифы на различные производствен­ные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) инепроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.)услуги. Эти виды цен тесно взаимодейству­ют между собой. Так, уровень оптово-отпускных цен на про­мышленные товары, вырабатываемые из сельскохозяйственно­го сырья, во многом определяется уровнем закупочных цен на это сырье, транспортных и других тарифов на производствен­ные услуги, используемые в процессе их производства. На них также влияет амортизация оборудования и производственных зданий и сооружений, которые в свою очередь зависят от отпус­кных цен на это оборудование и сметных цен на здания и соору­жения и т.д.

Оптовые цены продукции промышленности— это цены, по которым реализуется (закупается) продукция предприятий (компаний, фирм), оптово-сбытовых организаций любых форм собственности крупными партиями в порядке оптового оборота. По указанным ценам осуществляется реализация продукции и оптовым покупателям (посредникам). Продукция покупается и продается оптовыми партиями независимо от форм собственно­сти предприятий (фирм и организаций) по оптовым (отпускным) ценам, принципиально отличающимся от цен, устанавливаемых в административном порядке ценообразования.

Оптовые цены продукции промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида: оптовые (отпускные) цены предприятия — цены изготови­теля продукции; оптовые (отпускные) цены промышленности — цены за­купки продукции с НДС посредников.

1. Оптовые (отпускные) цены предприятия цены изгото­вителя продукции — это цены, по которым предприятие-произ­водитель реализует произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям, оптово-сбытовым и снабженческо-сбытовым организациям, заготовительным и торгово-закупочным предприятиям, оптово-посредническим фирмам, оптовым базам, предприятиям оптовой торговли. При этом важ­но отметить, что, как правило, оптовая цена устанавливается на товары производственно-технического назначения, а отпуск­ная — на товары народного потребления.

Реализуя по указанным ценам свою продукцию, предприятие должно возместить издержки производства и реализации и полу­чить прибыль, обеспечивающую возможность осуществления дальнейшей хозяйственной деятельности в условиях рынка.

В состав оптовой (отпускной) цены предприятия входят из­держки производства (себестоимость продукции), прибыль пред­приятия (фирмы), надбавки (наценки, скидки) к цене; акциз (по подакцизным товарам) и налог на добавленную стоимость (косвенный налог, оплачиваемый потребителем по мере реализации продукции).

Входящие в состав оптовой цены предприятия надбавки (на­ценки, скидки) включают в себя дополнительные расходы (зат­раты), связанные с повышением (снижением) цен сырья, матери­алов, дополнительной платой за изготовление изделий с особыми свойствами по заказу, экспорт и сжатые сроки и другие факторы, повлиявшие на изменение затрат при производстве и реализации продукции, с учетом конъюнктуры рынка.

2. Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены закупки продукции с НДС посредников — это цены, по кото­рым предприятия и организации-потребители оплачивают про­дукцию снабженческо-сбытовым или оптово-сбытовым орга­низациям.

Закупочные (оптовые) цены— это цены, по которым реали­зуется сельскохозяйственная продукция сельскими товаропроиз­водителями: совхозами, госхозами, фермерскими хозяйствами и населением (продукция личных подсобных хозяйств) государ­ственным и коммерческим организациям для потребления и пе­реработки.

В состав закупочной (оптовой) цены входят издержки про­изводства (себестоимость продукции), прибыль сельскохозяй­ственной организации, надбавки (скидки) к цене. В свободные закупочные отпускные цены посреднической организации до­полнительно включаются издержки снабженческо-сбытовой (заготовительной, торгово-закупочной, оптово-посреднической) организации и ее прибыль.

При закупке зерна, картофеля, овощей, мяса, молока и других сельскохозяйственных продуктов у сельских товаропроизводите­лей заготовительные, перерабатывающие, торговые и другие предприятия рассчитываются по закупочным ценам.

1. Сметная цена (сметная стоимость) — это цена, которая определяет предельный размер затрат на строительство каждо­го конкретного объекта (жилого дома, заводского корпуса, га­ража, фабрики), рассчитанных (расцененных) по полному пе­речню всех работ на основе сметы и калькуляции по известным нормам и нормативам (СНиПам, ЕРЕРам, ЕНиРам). Использу­емые цены, тарифы, расценки определяют сметную стоимость нового строительства, реконструкции, технического перевоору­жения и расширения действующих предприятий, зданий, соору­жений и других объектов строительства. Строительные организации при разработке проектов и смет применяют расчетные нормы и расценки для определения сметной стоимости строя­щегося объекта, которые по производственной необходимости в процессе строительства или при его завершении могут корректироваться.

2. Прейскурантная цена — это усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (1м2 полезной или жилой площади, 1 м-кирпичной кладки, 1 м2 штукатурных работ или окрашиваемой поверхности и т.п.).

3. Договорная цена — это цена, которая устанавливается на основе договора (соглашения) между заказчиками и подрядчика­ ми в целях возведения конкретного строительного объекта и вно­сится в заключаемый договор. Фактические расчеты между заказчиками и строительными организациями осуществляются по свободным (договорным) ценам.

Тарифы пассажирского и грузового транспорта— это цены (совокупность ставок оплаты) за перевозки (проезд, пере­мещение) пассажиров, багажа, грузов, которые взимаются транс­портными организациями с населения и отправителей грузов (с учетом погрузочно-разгрузочных работ).

В отечественной практике хозяйствования широкое рас­пространение получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены разме­ров транспортных расходов используются различные виды цен "франко". (EXW, FCA, FAS, FOB, GIF, DAF и др.).

Цены могут различатьсяс учетом их территориального распространения. При этом выделяют единые республикан­ские и местные цены.Единые цены, т.е. цены одного уровня, Действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодо­рожным транспортом, квартирная плата и др.).

Местные цены формируются по определенным территориям (областям, районам) под воздействием как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных opганов власти.

В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяютцены для внутреннего (республиканского) рынка и цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары). Движениепотоков во внешней торговле лежит в основе деления цен нацены на импортируемые и цены на экспор­тируемые товары.

От сроков действия могут использоваться постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены.Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса.

Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в периоды высокой инфляции. Первоначально согласованная цена к моменту исполнения договора может быть скорректирована учетом изменения цен на материалы, ставок заработной платы или других факторов. Такие цены применяются с целью страхования продавцов от ценовых рисков.

Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ee жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию повышенную прибыльность, а последней — могут лишь возмещать затраты на производство или их часть.Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам (периодам) года и обусловливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг (овощи, фрукты, услуги фотографии, химчистки и др.).

Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам, например,в зависимости от характера потребителя (предприятия или населения),для различных категорий населения (престижные цены — для обеспеченных покупателей, льготные — для детей, инвалидов и т.д.).

Отдельный блок в системе цен представляютцены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике: планово-расчетные, учетные, цены производителей, потребительские цены, текущие и сопоставимые.Планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях в расчетах между цехами и подразделениями предприятия. Он являются элементом внутрипроизводственного хозрасчета.

Учетные цены применяются для оценки движения продукции на предприятии. В зависимости от выбранной и оговорены в приказе предприятия учетной политике в учете товаров могут использоватьсяпокупные илипродажные цены.

Цены производителей продукции характеризуют изменение стоимости продукции непосредственно на производстве. Они не используются в расчетах между предприятиями. Цена производителя состоит только из себестоимости и прибы­ли предприятия без учета косвенных налогов и неналоговых платежей.Потребительскими считаютсяцены на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Индексы цен производителей и потребительских цен являются важнейшими показателями инфляции и харак­теризуют тенденции в динамике основных видов цен.

Особое место занимает классификация цен по способуих фиксации.

Контрактные цены устанавливаются по соглашению сторон и регистрируются в контракте.

Трансфертные (внутрифирменные) цены применяются при реализации продукции между филиалами и подразделениями внутри одного предприятия (фирмы) или одной ассоциации.

Биржевые цены (биржевые котировки) используются при продаже товаров через биржи.

Цены торгов применяются при особой форме торговли, ког­да несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, пред­лагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный.

Монопольные цены формируются монополиями и принимают­ся выше или ниже издержек производства. Обычно монопольные структуры устанавливают как можно более высокие цены реали­зации своей продукции и более низкие на приобретаемые у дру­гих предприятий товары.

Можно классифицировать цены по степени обоснованности.

Базисные цены применяются в качестве исходных при уста­новлении цены аналогичных изделий. Они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными характеристиками.

Справочные цены используются специалистами в качестве ориентировочной информации при установлении цен аналогич­ной продукции или при анализе уровней и соотношений цен. Они публикуются в каталогах, прейскурантах, журналах, газетах, справочниках и экономических обзорах.

Прейскурантные цены представляют собой вид справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-производителей или продавцов.

Фактические цены сделок учитывают применение различных надбавок или скидок к базисной цене.

Цены потребления определяют все затраты покупателя, свя­занные с приобретением товара, его доставкой и расходами по эксплуатации.

По времени действияцены классифицируют следующим об­разом.

Постоянные (твердые) цены не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному контракту или договору.

Текущие цены применяются при поставке продукции в дан­ный период времени. Они могут меняться в течение выполнения одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка.

Скользящие цены устанавливаются при торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления. Они учитывают изменения в издержках производства, происходящих в период создания изделия.

Сезонные цены действуют в течение определенного периода времени.

Ступенчатые цены отражают последовательное снижение цен продукции по предварительно принятой шкале.

Скидки используют фирмы — производители товаров и роз­ничная торговля, уменьшая первоначальную цену с целью при­влечения новых покупателей, сокращения больших товарных за­пасов, ответных действий на снижение цен конкурентами.

Всем предпринимателям, «болеющим» за эффективное разви­тие своего бизнеса, следует обратить особое внимание на систе­му скидок, так как:

— скидка создает у покупателя представление о том, что фир­ма-продавец делает уступку именно ему, и у покупателя появля­ется стимул к приобретению данного товара;

— снижение цен создает у покупателя впечатление о фирме-продавце как о солидной и устойчивой организации, которая может себе это позволить. Реальную выгоду от использования скидок получает фирма-продавец, так как она ускоряет товаро­движение и увеличивает объем продаж.

Существуют следующие виды скидок:

за оплату товара наличными (общая или простая скид­ка) — форма платежа, улучшающая финансовое положение про­изводителя, так как он получает непосредственно наличные деньги. Обычно же в практике рыночных отношений сроки оп­латы счетов за отгруженные товары колеблются от 30 до 60 и даже 90 дней. В зависимости от суммы сделки такие скидки мо­гут составлять от 3 до 6%;

количественная скидка — снижение цены за покупку круп­ных партий товара. Продажа и транспортирование товара такими партиями снижают сбытовые расходы производителя. Последне­му такие скидки выгодны, поскольку уменьшается себестоимость продукции по мере увеличения объема изготавливаемой партии;

дилерская скидка — это скидка, предоставляемая произво­дителем дилеру или посреднику за услуги, связанные с продви­жением товаров к конечному потребителю;

специальная скидка (персонифицированная) — это скидка, предоставляемая избранным покупателям, в которых очень заин­тересованы продавцы. Эти скидки распространяются и на проб­ные партии товаров с целью заинтересовать покупателя;

сезонная скидка—это скидка, предоставляемая покупателю за покупку несезонных товаров или в период их сезонной распро­дажи. Величина такой скидки иногда доходит до 50 — 70%;

бонусная скидка — это скидка, предоставляемая постоян­ным покупателям, если они за определенный период приобретают заранее обусловленное количество товара. Она может состав­лять 7 — 8% стоимости оборота;

закрытая скидка — это скидка на продукцию, реализуе­мую в замкнутых экономических формированиях (например, при внутрифирменных поставках, внутренней торговле экономических группировок), а также на товары, поставляемые по специальным межправительственным соглашениям;

скидка скрытая — форма дополнительных бесплатных услуг продавца покупателю (например, предоставление льготных кредитов, стимулирующих покупку оптовых партий то­варов).

Для анализа стоимостных показателей на всех уровнях уп­равления широко используютсятекущие, т.е. цены на теку­щий период времени, исопоставимые. Сопоставимые (или неизменные)цены применяются как в статистике, так и в пла­нировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показа­телей и их динамики, позволяющие исключить влияние изме­нения цен.

 

 

3. Микроэкономические аспекты ценообразования.

 

Все предприятия можно разбить на 2 группы:

· предприятия формирующие цену, они обладают достаточной рыночной властью для того, чтобы устанавливать цены на свой товар отличные от цен конкурентов (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция);