Лекция 11. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур. Ликвидация предприятий.
Реорганизация может осуществляться в следующих целях:
- раздел бизнеса;
- реструктуризация активов;
- объединение бизнеса;
- вывод активов;
- отчуждение активов, когда прямые сделки запрещены;
- оптимизация налогообложения.
В антикризисном управленииприменяется такой вид реорганизации, как реструктуризация предприятия – это изменение его структуры для улучшения управления, повышения производительности труда, эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также снижения издержек.
Целью реструктуризации является обеспечение роста эффективности деятельности и управляемости предприятия. В большинстве случаев реструктуризацией начинают заниматься предприятия, попадающие в кризисное состояние, хотя эти работы полезны и для многих успешно работающих производств. К реструктуризации часто прибегают и предприятия, нуждающиеся в привлечении внешнего финансирования и заинтересованные в повышении своей инвестиционной привлекательности.
Содержанием реструктуризации предприятий являются комплексные работы по совершенствованию и приведению во взаимное соответствие всех структурных элементов предприятия. Таким образом, основными объектами реструктуризации являются:
1. Система управления.
2. Организационная структура.
3. Имущественный комплекс.
4. Задолженности предприятия.
Среди современных методов реструктуризации предприятий и компаний выделяют также:
- реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering);
- ABC/ABM-методологию (Activity Based Costing / Activity Based Management);
- методы «точно в срок» (Just-In-Time);
- методология всеобщего управления качеством (Total Quality Management);
- методы управления знаниями (Knowledge Management).
В рамках реструктуризации можно выделить два принципа
осуществления преобразований:
1) принцип непрерывного совершенствования (стратегия КАЙЗЕН);
2) радикальное совершенствование бизнес-процессов(стратегия КАЙРИО).
Для осуществления задуманных преобразований в стратегии КАЙЗЕН приходится предпринимать определѐнные усилия и осуществлять ряд мероприятий, основными из которых считаются:
изменение организационной культуры в сторону солидарности идеала непрерывного изучения, готовности к переменам и адаптации, рассматриваемым как основные процессы в организации, а также в сторону сотрудничества;
развитие способностей и мотивации у каждого сотрудника с тем, чтобы тот принимал участие в непрерывном совершенствовании;
частичное изменение роли руководства, чтобы оно стало консультантом и служило примером ответственности и соучастия;
выделение ресурсов, времени, необходимых для введения и последующего функционирования КАЙЗЕН;
введение в практику средств и инструментов, позволяющих, в частности, стимулировать творческую активность, определять и решать проблемы.
Осуществление таких мероприятий может занять несколько лет.
Для реализации перечисленных путей необходимо создание соответствующих условий. Важное место среди них принадлежит коммуникации и информации, способствующей установлению каналов связи между сотрудниками, работающими над взаимосвязанными задачами по улучшению функционирования предприятия. Для реализации стратегии КАЙЗЕН организуются команды совершенствования в подразделениях, целевые группы, осуществляется статистический контроль процессов, структурирование качества и т.д.
В случае, где надо существенно сократить время производственного цикла и (или) затраты и улучшить качество конкретного бизнес-процесса на предприятии, применяется радикальное совершенствование процессов. Она объединяет такие подходы как бенчмаркинг, реинжиниринг, латеральный маркетинг, определение затрат, связанных с деятельностью, анализ предприятия в целом.
Реализация стратегии КАЙРИО, например, в виде реинжиниринга, обеспечивает быстрый рост показателей в несколько раз, тогда как при осуществлении стратегии КАЙЗЕН – только на 10- 20% в год.
Реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) – это создание совершенно новых более эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше. РБП использует большое количество инструментов и методов внутри обычной структуры, но его фокус прежде всего направлен на объединение функций на макроорганизационном уровне. Это означает, что субпроцессы могут содержаться в рамках одной функции или подразделения, и к ним тоже можно применить РБП.
Проект по реинжинирингу бизнеса обычно включает следующие четыре этапа:
1) разработку образа будущей компании;
2) создание модели существующей компании (обратный инжиниринг);
3) разработку нового бизнеса (прямой инжиниринг);
а) перепроектирование бизнес-процессов;
б) разработку бизнес-процессов компании на уровне трудовых ресурсов;
в) разработку поддерживающих информационных систем;
4) внедрение перепроектированных процессов.
Несомненно, приведенная последовательность несколько условна, однако в каждом проекте по изменению бизнеса компании присутствуют данные этапы.
Пример успешного проведения реинжиниринга:
При реинжиниринге для удовлетворения требований к качеству продукции, уровню обслуживания, гибкости и низкому уровню издержек бизнес-процессы должны оставаться простыми, а простые трудовые задания преобразуются в более сложные.
Применение одного из методов реинжиниринга бизнес - процессов можно проиллюстрировать на примере службы заказов полиграфического предприятия. Процесс работы персонала с заказами включает следующие основные операции:
■ прием потенциального клиента;
■ переговоры с клиентом;
■заключение договора.
В ходе анализа выявилась тенденция к увеличению удельного веса клиентов, отказывающихся от заключения договоров. При этом объем заключаемых договоров оставался неизменным.
Таким образом, сложилась ситуация, когда при относительно благополучном состоянии работы с заказами персонал не использовал резервы, связанные с увеличением притока потенциальных клиентов. Задача реинжиниринговых мероприятий в этом случае была связана с необходимостью увеличения объемов заключаемых договоров на основе повышения эффективности работы персонала с потенциальными клиентами. После проведения анализа был осуществлен выбор метода реинжиниринга, связанного с созданием множества версий сложных бизнес-процессов.
Выбранный метод реинжиниринга предусматривал:
■типологию клиентов с выделением групп: рядовые клиенты, крупные клиенты, VIP-клиенты;
■ применение дифференцированной технологии обслуживания для каждого типа клиентов.
В результате объем договоров, заключаемых службой, увеличился на 20% при фактически прежней численности работников.