Визуализация научных данных.
ВВЕДЕНИЕ
В основании бесконечно развивающегося здания компьютерной графики краеугольными камнями лежат фундаментальные дисциплины – аналитическая геометрия и оптика, скрепленные раствором – искусством программирования. Возникнув из потребностей рынка, развития информатики и вычислительной техники, компьютерная графика изучает методы построения изображений различных геометрических объектов и сцен. Задачи, связанные с применением компьютерной графики, возникают в самых различных сферах информационных технологий. Сюда можно отнести системы автоматизированного проектирования, в которых осуществляется интерактивное взаимодействие конструктора и синтезированного с помощью компьютера изображения создаваемого изделия или сооружения. Широко используется компьютерная графика в автоматизированных системах научных исследований, в которых осуществляется визуализация результатов экспериментов в виде трехмерных статических или динамических изображений, интерпретирующих огромные массивы первичных данных. Важную роль играют методы компьютерной графики для распознавания и обработки изображений в системах искусственного зрения, авиационной и космической картографии и других областях человеческой деятельности. Знание основ компьютерной графики в наше время необходимо любому ученому или инженеру. Для формирования навыков решения вышеупомянутых задач и служит учебное пособие «Основы компьютерной геометрии и графики».
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
Понятие «компьютерная графика» объединяет довольно широкий круг операций по обработке графической информации с помощью компьютера. Причем наблюдается явная тенденция «компьютеризации» изображений, циркулирующих в обществе. Стали обыденностью термины «цифровое фото» и «видео». В виртуальных буднях грядущего компьютерной графике отводится огромная роль. Это связано с тем, что, по мнению ученых, исследующих проблемы мозга, зрительная система в иерархии мозговых структур человека занимает особое место. С восприятием и обработкой визуальной информации непосредственно связано примерно 20% мозга человека. Благодаря зрению мы получаем по разным оценкам от 70 до 90% сведений об окружающем мире. Следовательно, образный мир компьютерной графики является одним из глубинных проявлений человеческой природы.
В компьютерной графике можно выделить несколько основных направлений.
Большинство современных математических программных пакетов (например. Maple, MatLab. MaihCAD) имеют средства для отображения графиков, поверхностей и трехмерных тел, построенных на основе каких-либо расчетов. Кроме того, графическая информация может активно использоваться в самом процессе вычислений. Визуализация позволяет представить большой объем данных в удобной для анализа форме и широко используется при обработке результатов различных измерений и вычислений.
1.2 Геометрическое проектирование и моделирование.
Это направление компьютерной графики связано с решением задач начертательной геометрии — построением чертежей, эскизов, объемных изображений с помощью программных систем, получивших название CAD-системы (от английского Computer-Aided Design), например AutoCAD.
Существует большое количество специализированных CAD-систем в машиностроении, архитектуре и т. д.
1.3 Распознавание образов.
Способность распознавать абстрактные образы считают одним из важнейших факторов, определившим развитие мыслительных способностей человека, выделив его из животного мира. Задача распознавания и классификации графической информации является одной из ключевых и при создании искусственного интеллекта. Уже в наши дни компьютеры распознают образы повсеместно (системы идентификации футбольных хулиганов у входа на стадион; анализ аэро-и космических фотоснимков; системы сортировки, наведения и т. д.). Возможно, самый известный пример распознавания образов — сканирование и перевод "фотографии'' текста в набор отдельных символов, формирующих слова. Такую операцию позволяет выполнить программное обеспечение многих современных сканеров. Кроме того, существуют специализированные программы распознавания текста, например FineReader.
1.4 Изобразительное искусство.
К этому направлению можно отнести разнообразную графическую рекламу: от текстовых транспарантов и фирменных знаков до компьютерных видеофильмов, обработку фотографий, создание рисунков, мультипликацию и т. д. В качестве примера популярных программ из этой области компьютерной графики можно назвать Adobe Photoshop (обработка растровых изображений), CorelDRAW (создание векторной графики), 3DS Мах (трехмерное моделирование).
1.5 Виртуальная реальность.
Реальность, даже виртуальная, подразумевает воздействия на всю совокупность органов чувств человека, в первую очередь на его зрение. К компьютерной графике можно отнести задачи моделирования внешнего мира в различных приложениях: от компьютерных игр до тренажеров.
1.6 Цифровое видео.
Все более широкое распространение получают анимированные изображения, записанные в цифровом формате. Это прежде всего фильмы, передаваемые через компьютерные сети, а также видеодиски, цифровое, кабельное и спутниковое телевидение.
Приведенная классификация сфер применения компьютерной графики является во многом условной. Возможно, найдутся задачи, которые нельзя отнести ни к одному из обозначенных направлений.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ