Английская драматургия и театр в XVI веке

Английские гуманисты

Гуманистическое движение формировалось в Англии в процессе борьбы с католицизмом, который выражал идеологию феодальной реакции. Эту борьбу вела сама королевская власть. Эту борьбу поддерживала буржуазия и новое дворянство: церковные земли переходили в их собственность.

Таким образом, гуманизм имел мощную поддержку и открыто вел свою антиклерикальную критику – с подмостков народного и придворного театров.

Томас Мор (1478-1535) – философ, писатель, автор романа «Утопия», в котором рисует общество, где нет эксплуатации и частной собственности, общество, в котором все равны перед законом. Это первое, во многом наивное представление о социалистическом обществе, за что Томаса Мора называют социалистом-утопистом.

Томас Мор поддерживал королевскую власть; он достиг высокого поста лорд-канцлера. Но Генрих VIII боролся с католической церковью, мешавшей установлению его абсолютной власти. А Томас мор был по вере католиком, и он отказался отречься от своей веры и принять англиканскую церковь. За это он был обвинен в государственной измене и казнен.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – философ-материалист. Он придавал огромное значение знаниям, полученным в результате эксперимента, высоко ценил естественные и точные науки (математику, физику, астрономию).

Кристофер Марло (1564-1593) – гениальный драматург, истинный родоначальник английской ренессансной драмы. Сын сапожника, бедняк, обучавшийся на гроши и достигший звания магистра. После окончания Кембриджского университета ему открывалась духовная карьера. Но он отказался от нее в пользу литературной и театральной деятельности. Он отличался не только глубокой начитанностью, но и дерзостным вольномыслием, смелостью, независимостью суждений. В трагедии «Тамерлан Великий» он, по словам своего современника, «изгоняет Бога с небес руками Тамерлана». Королевский Тайный совет усмотрел в этой трагедии призыв к смуте, и по его приказу подосланным агентом Марло был убит.

Томас Кид (1557-1595) – драматург, автор ряда трагедий, положивший начало жанру трагедии мести на английской сцене. В его трагедиях (например, в «Испанской трагедии») герой мстит своим врагам за убийство сына и гибель жены, в конце погибает сам. Ему принадлежит одна из первых версий о Гамлете в драматургии.

 

В английском средневековом театре основными жанрами были не столько мистерии, сколько моралите, а также интерлюдии (это короткие сценки комического, а иногда и сатирического характера, остро высмеивавшие людские пороки. Так именовались в английском театре фарсы).

Это связано с тем, что в Англии рано начали развиваться города в силу относительной слабости английского феодализма.

Моралите – пьесы аллегорически-назидательного содержания, где, наряду с живыми персонажами, действовали условные фигуры, олицетворения отвлеченных пороков и добродетелей (Ложь, Добро, Жалость, Ревность, Надежда, Жадностьи пр.).При этом моралите, включая в себя, помимо религиозных и аллегорических персонажей, исторических действующих лиц, разрасталось до размеров мистерии. А если в моралите сохранялся чисто религиозный сюжет, то в него вставлялись бытовые комические эпизоды, в которых звучали и сатирические мотивы.

Борьба против католичества при Генрихе VIII окончательно подорвала престиж религиозной драматургии. А при Елизавете мистерии были вообще запрещены.

Гуманист Джон Растелл в своей «Интерлюдии о природе четырех стихий» (1519) вместо традиционных фигур моралите вводит такие персонажи, как Жажда знания, Дама Природа, Опыт, которым противопоставлены дьявол Невежество, блудница Жажда удовольствий. Борьба завершается победой просвещения, торжеством науки над богословием и суеверием.

В иных случаях в моралите вводилась социальная тематика, что делало возможным постепенное формирование внутри драматургии жанра исторической хроники. Но наполнение аллегорических фигур, действующих в моралите, новым идейным и политическим содержанием не могло породить нового искусства. Схематизм и условность старых форм превращали исторические события в некую отвлеченную театральную игру.

Школьная драма тоже была популярна. Профессора и преподаватели университетов и колледжей сочиняли пьесы, в которых пытались подражать образцам античной трагедии. В этих пьесах играли студенты и школьники.

Но всё это были подступы к будущему развитию драматургии. Её стремительное развитие началось в 80-х годах XVI века и завершилось творчеством Шекспира. Предшественниками Шекспира были Роберт Грин, Кристофер Марло, Томас Кид и ряд других драматургов. Они – творцы новой драмы – сами были выходцами из демократической среды и стали независимыми профессиональными писателями, смелыми вольнодумцами, близкими по духу народной аудитории. Их называли «университетскими умами», потому что все они учились в университетах и были весьма образованными людьми.

И деятелями площадного театра стали люди высокой культуры.

«Буйным гением Возрождения» называют истинного родоначальника ренессансной драмы Кристофера Марло (1564-1593). Его трагедия «Тамерлан Великий» (1587-1588) представляет собой драматизированную биографию знаменитого восточного завоевателя конца XIV века. Марло придал ему силу и облик легендарного богатыря. Но он отступил от исторической правды, превратив Тамерлана из знатного феодала в «низкородного пастуха», который только силой своей воли, энергии и ума поднялся над законными правителями. В борьбе Тамерлана против «владык земли» Марло интересуют не реальные военные события прошедших веков, а величественный пример превосходства личного достоинства человека над высокородным происхождением. Победа Тамерлана – это торжество нового человека, вырвавшегося на широкий простор жизни, человека, осознавшего свою огромную силу, свой творческий гений. Но пафос утверждения сильной личности, по сути, сводится к эгоистическому самоутверждению, при котором человек оказывается свободным от законов морали. Поправ власть, Тамерлан сам становится деспотом, жаждет стать властелином мира, божьим бичом, устрашающим народы. Таким образом, Тамерлан утверждает право сильного подавлять слабого. Автор не осуждает своего героя, напротив, он возвеличивает его.

В «Трагической истории доктора Фауста» (1588) сила человеческой личности раскрывается в другом аспекте. Здесь герой жаждет знаний и радостей жизни. Продав свою душу Мефистофелю, он обретает знания, которые делают его всемогущим. Но в замыслах Фауста нет стремления познать противоречия нового времени (это станет главной чертой философских героев Шекспира).

Освобожденное сознание Фауста приводит его только к личному самоутверждению и не спасает от трагического одиночества и потери веры в свои силы. Драма завершается раскаянием Фауста. И, несмотря на традиционный финал средневекового сюжета (раскаяние за свой грех), Марло сумел выразить в духовном облике Фауста титаническую силу борьбы за свободу мысли.

Трагедия «Эдуард II» – последняя пьеса Марло. Она основана уже не на легендах, а на материале исторических хроник. Здесь герои обрисованы реалистичнее, и язык их более прост и сдержан.

Впоследствии этот жанр получит блистательное развитие у Шекспира.

Пьесы Томаса Кида (1557-1595) во многом сохранили традиции «кровавой драмы». И в «Испанской трагедии» (1587) и в «Гамлете» разрабатывается тема мести. Здесь отчетливо ощущается влияние Сенеки: изобилие жестокостей, кровавых эпизодов, смертей. Но это искупается большими достоинствами. Впервые четко и с огромным правдоподобием дана интрига. Пьесы отличаются композиционным мастерством, искусством показать развитие характера, вплетенное в действие. В его «Испанской трагедии» впервые появляется фигура драматического злодея.

Другой выдающийся современник Марло – Роберт Грин (1558-1592), создав несколько исторических пьес под влиянием Марло, достиг наибольшей оригинальности в своей героической комедии «Джордж Грин, векфильдский полевой сторож» (1592).

Предшественники Шекспира заложили основы нового типа ренессансной трагедии и комедии; с подмостков народной сцены прозвучали важные идейные, философские и моральные истины, был показан титанический герой, овеянный духом времени, мужественный, дерзкий человек нового склада. Но в этой ильной индивидуальности еще не было заинтересованности судьбой народа, не было связи между личным самоутверждением и осознанием ответственности перед обществом. Величие человека пока что утверждалось только как способность выйти из феодального или теологического подчинения. Такие идеи, как борьба за народную правду, за гуманистический идеал перед героями драм, написанных до Шекспира, еще не стояли.