Античная теория искусства

Искусство античной эпохи называют классическим; его брали за образец художники и поэты более поздних эпох. Это произошло не только потому, что само по себе искусство древней Греции многообразно и глубоко по содержанию, по своей роли, которую оно играло, но еще о потому, что оно подверглось глубокому и серьезному теоретическому обобщению в трудах древнегреческих философов – Платона и Аристотеля.

ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.)

Его философия выражала аристократические позиции, он был убежденным противником демократии и демократических форм правления. Философские и эстетические взгляды его сформировались под влиянием Сократа.

Важнейшей эстетической проблемой для него является прекрасное. Он стремится найти то, «что есть прекрасное для всех и всегда», т.е. абсолютно прекрасное. Красота, по Платону, носит сверхчувственный характер, поэтому она постигается не чувствами, а разумом.

Искусство Платон также рассматривает с идеалистической точки зрения. Его предшественники (Демокрит, Сократ) рассматривали искусство как воспроизведение действительности через подражание. Платон также говорит о подражании чувственным вещам. Но вещи эти сами являются образами, отражениями идей. Художник, согласно Платону, лишь копирует чувственные вещи, которые в свою очередь, являются копиями идей.

Таким образом, Платон, рассматривая искусство как создание обманчивой видимости, пришел к отрицанию выдающихся достижений греческого искусства.

Как вторичное отражение, как отражение отраженного, искусство, по Платону, лишено познавательной ценности, более того, оно обманчиво, лживо и препятствует познанию истинно сущего мира.

Искусство иногда воспроизводит не только то, что причастно идее прекрасного, но и недостойные, безобразные и позорные предметы (актер изображает пьяных, преступных, отвратительных людей, художник живописует безобразные явления и лица, поэт соблазнительно описывает дурные поступки и страсти, музыкант сладостными мелодиями будит противные разуму чувства). Художники, изображая всё это, сами переживают подобные чувства и побуждают к этому слушателей и зрителей. Поэтому этим видам искусства нет места в идеальном государстве, ибо они удаляют людей от познания, мудрости, сдержанности и храбрости. Поэтому искусство, поскольку оно лежит в области чувственной деятельности, объявляется Платоном недостойным для граждан идеального государства. Он лишь допускает сочинение и исполнение гимнов Богам.

Платон допускает устройство хорических празднеств, плясок при условии, что они будут возвышенными, гармоничными, будут воспитывать чувство порядка, меры, внутренней собранности. Он различает двух Муз: «упорядоченную» и «сладостную». Первая – «улучшает людей», вторая – «ухудшает». Он отдает предпочтение «упорядоченной» Музе. А как определить, какая Муза перед вами? Для этого, считает Платон, необходимо выбрать специальных «оценщиков» из людей зрелого возраста, которые будут осуществлять контроль над художественной деятельностью в государстве.

Основные положения эстетики Платона послужили в дальнейшем исходными предпосылками для многих идеалистических теорий.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) подверг идеалистическую эстетику Платона обстоятельной критике.

Вопросы эстетики обсуждаются Аристотелем в работах «Риторика», «Политика», «Искусство поэзии» («Поэтика»).

«Поэтика» есть обобщение художественной практики своего времени и как бы сводом правил для творчества (т.е. в известной мере носит нормативный характер). Аристотель исходит из конкретных фактов искусства.

1. В центре его эстетических исследований проблема прекрасного. Искусство, как и эстетическое сознание в различных его формах, является воспроизведением прекрасного бытия, характеризующегося мерой, порядком, гармонией. Основными видами прекрасного, по Аристотелю, являются: «слаженность, соразмерность и определенность, математика больше всего выявляет именно их».