Расчётные и кассовые операции предприятий
Тема 13. Управление движением денежных средств.
- Расчетные и кассовые операции предприятий;
- Формы безналичных расчетов.
В условиях развития товарно-денежных отношений в процессе купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, удовлетворения различного рода обязательств в денежной форме, а также при распределении и перераспределении денежных средств возникают расчеты. Сумма всех платежей, совершенных организациями и населением за определенный промежуток времени, представляет собой денежный оборот страны за данный период. По всей структуре денежный оборот подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.
Налично-денежный оборот включает платежи наличными деньгами и в основном связан с доходами и расходами населения.
Безналичный платежный оборот характерен тем, что полностью проходит через кредитные организации.
Связь безналичного и налично-денежного оборотов проявляется в систематическом переходе денег из сферы безналичного в сферу налично-денежного оборота и обратно.
Система расчетов организаций включает следующие основные элементы:
1) наличные расчеты, порядок ведения кассовых операций;
2) безналичные расчеты и принципы их организации;
3) порядок открытия организациями счетов в банках для осуществления расчетов;
4) заключение договора банковского счета между банком и клиентом
5)формы безналичных расчетов.
Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с предпринимательской деятельностью граждан.
Разрешено осуществлять расчеты с участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, как наличными деньгами без ограничения сумм.
Расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны осуществляться, как правило, в безналичном порядке.
Кассовые операции — это операции, связанные с принятием, хранением, выдачей наличности кассами организаций.
В Российской Федерации действуют следующие основные правила ведения кассовых операций.
1. Организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства на счетах в учреждениях банка.
2. Организации проводят расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичном порядке через банки.
3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
4. Наличные деньги, полученные организациями в банках, должны расходоваться по целевому назначению.
5. Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с их руководителями. Лимит остатка денег в кассе устанавливается в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы организации с утра следующего дня с учетом среднедневной выручки и расхода наличными деньгами (кроме расходов на оплату труда и социально-трудовые выплаты), особенностей деятельности и режима ее работы, порядка и сроков сдачи выручки в банк, а также необходимости ускорения оборачиваемости денег, своевременного поступления их в кассу банка, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок денег. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
6. Организации должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при организациях для последующей сдачи в банк, а также предприятия связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
7. Организации могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендии не более 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, до 5 дней) включая день получения денег в банке.
8. Определены порядок приема и выдачи наличных денег, оформление кассовых документов. Прием наличных денег кассами организаций осуществляется по приходным кассовым ордерам. Наличные деньги из касс выдаются по расходным кассовым ордерам
или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Приходные и расходные кассовые ордера, а также документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером или лицами, на это уполномоченными.
В Российской Федерации основным видом денежных расчетов являются безналичные расчеты. Безналичные расчеты — это денежные расчеты путем записи по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.
В условиях развития рыночных отношений применяются следующие основные принципы организации безналичных расчетов.
Первый принцип — осуществление безналичных расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. Проведение расчетов через банк должно сочетаться с экономической самостоятельностью клиентов и их материальной ответственностью за свои действия.
Второй принцип — при всем многообразии форм собственности и характера деятельности предприятий за ними остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах. Ограничение свободы выбора со стороны банка не допускается.
Третий принцип — перечисление средств по счетам предприятий осуществляется по поручению плательщика или с его согласия (акцепта). Это дает возможность предприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условий договора, нарушение которых может вызвать полный или частичный отказ от акцепта платежа.
Четвертый принцип — очередность списания денежных средств со счета клиента. Установлены два правила определения очередности платежей со счетов клиентов банка.
• Первое правило относится к тем случаям, когда на счете
имеются денежные средства, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявляемых к счету. В этой ситуации предъявленные расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика.
• Второе правило — при недостаточности денежных средств на
счете списание средств осуществляется в следующей очередности:
• в первую очередь выполняется списание по исполнительным
документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
• во вторую очередь — списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
• в третью очередь — списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
• в четвертую очередь — списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
• в пятую очередь — списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, осуществляется в порядке календарной очередности или наступления сроков платежа.
Безналичные расчеты могут осуществляться с расчетного, текущего, бюджетного счетов, счета финансирования капитальных вложений, текущего валютного счета, корреспон-дентского счета банка.
Расчетные счета открываются всем организациям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. По расчетному счету в отличие от текущего проводятся операции коммерческого характера.
Текущие счета открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица.
Бюджетные счета — бюджетным учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего и бюджетного счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Их владельцы могут распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.
Со счета финансирования капитальных вложений проводятся расчеты по договору подряда (субподряда) на капитальное строительство.
Для открытия расчетного, текущего и бюджетного счетов в банк представляются следующие документы: заявление на открытие счета; копия решения о создании организации (или учредительный договор), копия устава (положения), карточка образцов подписей и оттиска печати, справка налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов, документ, подтверждающий регистрацию в качестве плательщика страховых взносов.
Открытие коммерческим банком счета клиенту и предоставление ему услуг по расчетно-кассовому обслуживанию осуществляются на основе заключения банком и клиентом договора банковского счета. По этому договору банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту, денежные средства, а также выполнять поручения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Клиент вправе досрочно и в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета. Договор расторгается по заявлению клиента.
Банк может досрочно расторгнуть договор в судебном порядке в следующих случаях:
• если в течение месяца после получения клиентом соответствующего предупреждения банка остаток денежных средств на его счете будет ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором;
• при отсутствии в течение года расчетных операций по этому счету.
2. Формы безналичных расчетов
Расчеты платежными поручениями — форма безналичных расчетов, при которой плательщик представляет в обслуживающее его учреждение банка расчетный документ, содержащий поручение о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя средств в срок, предусмотренный законом или установленный в соответствии с ним, в этом или ином банке. Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на его счете.
Рис. 1. Схема документооборота при расчетах платежными поручениями:
1 —отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ; 2 — предъявление в банк платежного поручения на перечисление средств поставщику; 3 — выписка с расчетного счета о списании суммы со счета плательщика; 4 — направление платежного поручения из банка плательщика в учреждение банка, обслуживающее получателя; 5— выписка с расчетного счета поставщика о зачислении суммы
В расчетах за товары и услуги платежные поручения могут использоваться в следующих случаях: за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату документа, подтверждающего получение товара или услуг плательщиком; для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг; при осуществлении плановых платежей, используемых при постоянных хозяйственных связях покупателей с сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности; для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям; при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража.
Платежное требование представляет собой требование поставщика (получателя денег) к покупателю (плательщику) оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Рис..2 иллюстрирует документооборот при расчетах плательщика требованиями-поручениями.
Рис.2. Схема документооборота прирасчетах платежными требованиями:
1 — отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ; 2 — выписка комплекта платежных требований-поручений и пересылка его вместе с отгрузочными документами в банк плательщика; 3 — передача банком-плательщиком полученных документов для акцепта покупателя; 4 — возврат платежных требований-поручений с акцептом; 5 — направление документов из банка плательщика в учреждение банка, обслуживающего получателя; 6 — выписка с расчетного счета получателя о зачислении суммы
Особенности реквизитов платежного требования, отличающие его от всех остальных форм расчетов, состоят в том, что они отражают и сумму требования получателя денег, заверенную подписями должностных лиц и оттиском печати, и сумму, которую плательщик поручил банку списать со своего счета, также заверенную подписями должностных лиц и оттиском печати.
Платежное требование-поручение выписывается поставщиком и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором Документами направляется в банк покупателя.
Поступившее в банк плательщика платежное требование-поручение оплачивается покупателем только в порядке предварительного акцепта. Заявленный плательщиком отказ от акцепта может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован. Срок акцепта (полного или частичного) устанавливается в 3 рабочих дня, не считая дня поступления в банк расчетных документов. В случае неполучения банком акцепта плательщика по платежному требованию оно возвращается в банк поставщика с указанием, что расчетный документ не акцептован. Ответственность за обоснованность отказа от оплаты платежных требований-поручений несут плательщики.
Платежное требование- принимается банком только при наличии средств на счете плательщика.
Расчеты платежными требованиями так же как и платежные поручения, не требуют больших затрат на их проведение, однако скорость расчетов по ним несколько ниже. Они укрепляют договорные отношения в хозяйстве, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа (поставщик) сразу же после отгрузки продукции или оказания услуг. Платеж совершается с согласия плательщика после предварительной проверки им расчетных и товарно-транспортных документов поставщика.
Аккредитивная форма расчетов. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, обязуется осуществить по указанию клиента одно из следующих действий: а) осуществить платеж третьему лицу; б) оплатить переводной вексель; в) акцептовать его; г) учесть вексель против представления получателем документов, определенных условиями аккредитива.
Поручение клиента банку выставить аккредитив оформляется в виде заявления на аккредитив, в котором указываются следующие сведения: номер договора, по которому открывается аккредитив; с действия аккредитива; наименование поставщика; наименование банка, исполнявшего аккредитив; место исполнения аккредитива; полное и точное наименование документов, против которых проводятся платы по аккредитиву; вид аккредитива с указанием, для отгрузки таких товаров он открывается, срока отгрузки, способа реализации аккредитива. Условием исполнения аккредитива может быть акцепта уполномоченного представителя плательщика. Могут быть включен и дополнительные условия, связанные с транспортировкой товаров.
Банк, получивший заявление клиента и обязанный выстави аккредитив, называется банком-эмитентом. В том случае, кос получатель средств обслуживается тем же банком, что и плательщик, банк исполняет выставленный им аккредитив самостоятельно.
Однако если получатель средств обслуживается другим банком, то банк-эмитент выставляет аккредитив в банке получателя средств, который осуществляет его исполнение, т.е. является исполняющим банком.
Возможно открытие следующих видов аккредитивов:
• покрытые или непокрытые (гарантированные) аккредитивы;
• отзывные или безотзывные аккредитивы.
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив считается отзывным, если в нем не указано иное.
Безотзывным признается аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя средств. Разновидность безотзывного аккредитива — подтвержденный аккредитив. Исполняющий банк подтверждает безотзывный аккредитив по просьбе банка-эмитента, т.е. он принимает на себя наряду с эмитентом обязательства по аккредитиву.
Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя. Для получения средств по аккредитиву он представляет в исполняющий банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании которых банк проверяет выполнение поставщиком всех условий аккредитива и только после этого выплачивает по аккредитиву. Выплата с аккредитива наличных денег не допускается.
Извещение о произведенном платеже и соответствующие товарно-транспортные док-ты отсылаются банку-эмитенту для вручения плательщику. Документооборот при расчетах по аккредитиву изображен на рис. 3.
Закрытие аккредитива в исполняющем банке проводится:
а) по истечении срока аккредитива;
б) по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия, если такая возможность предусмотрена условиями аккредитива;
в) по требованию плательщика, если аккредитив является отзывным.
Рис. 3. Схема документооборота прирасчетах по аккредитиву:
1 — представление заявления банку-эмитенту аккредитива; 2 — перечисление банком с расчетного счета плательщика денег на отдельный аккредитивный счет в исполняющем банке; 3 — уведомление банком поставщика об открытии аккредитива; 4 — отгрузка поставщиком товара покупателю (выполнение работ); 5 — передача поставщиком документов, подтверждающих отгрузку товаров; 6 — проверка банком документов (реестра счетов и др.) и перечисление средств с аккредитива на расчетный счет поставщика
Преимущество аккредитивной формы расчетов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров. Эту форму расчетов предпочитает поставщик, если не уверен в платежеспособности покупателя. Недостаток расчетов аккредитивами — отвлечение из оборота покупателя средств, так как он резервирует их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров. Аккредитивная форма расчетов имеет незначительный удельный вес в платежном обороте.
Расчеты чеками. Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку осуществить платеж указанной в чеке суммы чекодержателю или определенному лицу.
Участниками отношений по чеку являются чекодатель, чекодержатель и плательщик. Чекодателем считается лицо, выписавшее чек; чекодержатель — любое физическое или юридическое лицо, являющееся законным владельцем выписанного чека; плательщиком являются банк или иная кредитная организация, получившие лицензию на совершение банковских операций, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Схематически документооборот при расчетах чеками изображен на рис. 4.
Чек должен содержать следующие реквизиты:
• наименование «чек», включенное в текст документа;
• поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
• наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
• указание валюты платежа;
• указание даты и места составления чека; если место составления не указано, то чек рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя;
• подпись лица, выписавшего чек, — чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.
Рис. 4. Схема документооборота прирасчетах чеками:
1 — заполнение покупателем заявления на получение чековой книжки, а также платежного получения для депонирования средств и передачи их в банк; 2 — депонирование средств в банке покупателя с расчетного счета на депозит; 3 — выдача плательщику чековой книжки или чеков; 4 -=- отгрузка товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг; 5 — выписка чеков плательщиком и передача их поставщику в момент, получения товара, выполнения работ и т.п.; 6 — передача поставщиком полученных чеков своему банку для взыскания денег с плательщика; 7 — передача документов банку плательщика для оплаты; 8 — перечисление средств банком-плательщиком в банк поставщика
Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Различают чеки именные, предъявительские и ордерные.
Именной чек выписывается на определенное лицо и не подлежит передаче. Чек предьявителя (предъявительский чек) передается от одного лица другому путем простого вручения. Ордерный чек может передаваться посредством передаточной подписи (индоссамента). Индоссамент может быть именным, если в нем указано лицо, которому передается чек, и бланковым, если такое лицо не указано. Передача чека посредством индоссамента может быть совершена любому лицу. Число индоссаментов не ограничено.
С точки зрения инкассации (получения денег) чеки подразделяются на:
1) денежные чеки, которые применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупку сельхозпродуктов и т.д.;
2) расчетные чеки — это чеки, применяемые для безналичных расчетов. В настоящее время при платежах за товары и оказанные услуги используются чеки, оплачиваемые за счет средств, которые предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете. Для получения чековой книжки предприятие должно подать в обслуживающий его банк заявление по установленной форме, а также платежное поручение на перечисление средств с его расчетного счета на отдельный счет «Расчетные чеки».
Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек», сброшюрованные в книжки установленного образца по 10, 20, 25 и 50 листов. Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности. Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки.
Указанную в чеке сумму банк-плательщик выдает чекодержателю за счет средств, находящихся на счете чекодателя, или за счет средств, депонированных им на отдельном счете. При временном отсутствии средств на счете чекодателя банк по согласованию с чекодателем может оплатить чек за счет собственных средств.
Чек предъявляется к оплате в 10-дневный срок со дня выписки.
Отказ от оплаты чека должен быть удостоверен одним из следующих способов:
• отметкой плательщика на чеке об отказе в его оплате;
• отметкой инкассирующего банка с указанием даты о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен;
• составлением нотариусом протеста чека.
В случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель имеет право по своему выбору предъявить иск к одному или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссаментам), которые несут перед ним солидарную ответственность. Срок иска — шесть месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу.