Расчётные и кассовые операции предприятий

Тема 13. Управление движением денежных средств.

  1. Расчетные и кассовые операции предприятий;
  2. Формы безналичных расчетов.

В условиях развития товарно-денежных отношений в процессе купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, удовле­творения различного рода обязательств в денежной форме, а также при распределении и перераспределении денежных средств возни­кают расчеты. Сумма всех платежей, совершенных организациями и населением за определенный промежуток времени, представляет собой денежный оборот страны за данный период. По всей струк­туре денежный оборот подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Налично-денежный оборот включает платежи наличными день­гами и в основном связан с доходами и расходами населения.

Безналичный платежный оборот характерен тем, что полностью проходит через кредитные организации.

Связь безналичного и налично-денежного оборотов проявляется в систематическом переходе денег из сферы безналичного в сферу налично-денежного оборота и обратно.

Система расчетов организаций включает следующие основные элементы:

1) наличные расчеты, порядок ведения кассовых операций;

2) безналичные расчеты и принципы их организации;

3) порядок открытия организациями счетов в банках для осуще­ствления расчетов;

4) заключение договора банковского счета между банком и клиентом

5)формы безналичных расчетов.

Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с предпринимательской дея­тельностью граждан.

Разрешено осуществлять расчеты с участием граждан, не зани­мающихся предпринимательской деятельностью, как наличными деньгами без ограничения сумм.

Расчеты с гражданами, связанными с предприниматель­ской деятельностью, должны осуществляться, как правило, в безна­личном порядке.

Кассовые операции — это операции, связанные с принятием, хра­нением, выдачей наличности кассами организаций.

В Российской Федерации действуют следующие основные пра­вила ведения кассовых операций.

1. Организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные сред­ства на счетах в учреждениях банка.

2. Организации проводят расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичном порядке через банки.

3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая ор­ганизация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установ­ленной форме.

4. Наличные деньги, полученные организациями в банках, должны расходоваться по целевому назначению.

5. Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с их руководителями. Лимит остатка денег в кассе устанавливается в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы орга­низации с утра следующего дня с учетом среднедневной выручки и расхода наличными деньгами (кроме расходов на оплату труда и социально-трудовые выплаты), особенностей деятельности и режи­ма ее работы, порядка и сроков сдачи выручки в банк, а также не­обходимости ускорения оборачиваемости денег, своевременного поступления их в кассу банка, обеспечения сохранности и сокра­щения встречных перевозок денег. При необходимости лимиты ос­татков касс пересматриваются.

6. Организации должны сдавать в банк всю денежную налич­ность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при организациях для последующей сдачи в банк, а также предприятия связи для пе­речисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

7. Организации могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендии не более 3 ра­бочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, до 5 дней) включая день полу­чения денег в банке.

8. Определены порядок приема и выдачи наличных денег, оформление кассовых документов. Прием наличных денег кассами организаций осуществляется по приходным кассовым ордерам. На­личные деньги из касс выдаются по расходным кассовым ордерам
или надлежаще оформленным другим документам (платежным ве­домостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Приходные и расходные кассовые ордера, а также докумен­ты на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, глав­ным бухгалтером или лицами, на это уполномоченными.

В Российской Федерации основным видом денежных расчетов являются безналичные расчеты. Безналичные расчеты — это денеж­ные расчеты путем записи по счетам в банках, когда деньги списы­ваются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

В условиях развития рыночных отношений применяются сле­дующие основные принципы организации безналичных расчетов.

Первый принцип — осуществление безналичных рас­четов по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. Проведение расчетов через банк должно сочетаться с экономической самостоятельностью клиентов и их материальной ответственностью за свои действия.

Второй принцип — при всем многообразии форм собственности и характера деятельности предприятий за ними оста­ется право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах. Ограничение свободы выбора со стороны банка не допускается.

Третий принцип — перечисление средств по счетам предприятий осуществляется по поручению плательщика или с его согласия (акцепта). Это дает возможность предприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условий дого­вора, нарушение которых может вызвать полный или частичный отказ от акцепта платежа.

Четвертый принцип — очередность списания де­нежных средств со счета клиента. Установлены два правила опреде­ления очередности платежей со счетов клиентов банка.

• Первое правило относится к тем случаям, когда на счете
имеются денежные средства, сумма которых достаточна для удовле­творения всех требований, предъявляемых к счету. В этой ситуации предъявленные расчетные документы должны оплачиваться в по­рядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступ­ления в банк плательщика.

• Второе правило — при недостаточности денежных средств на
счете списание средств осуществляется в следующей очередности:

• в первую очередь выполняется списание по исполнительным
документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

• во вторую очередь — списание по исполнительным докумен­там, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторско­му договору;

• в третью очередь — списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;

• в четвертую очередь — списание по исполнительным доку­ментам, предусматривающим удовлетворение других денеж­ных требований;

• в пятую очередь — списание по другим платежным докумен­там в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к од­ной очереди, осуществляется в порядке календарной очередности или наступления сроков платежа.

Безналичные расчеты могут осуществляться с расчетного, теку­щего, бюджетного счетов, счета финансирования капитальных вло­жений, текущего валютного счета, корреспон-дентского счета банка.

Расчетные счета открываются всем организациям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерче­ского расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банка­ми. По расчетному счету в отличие от текущего проводятся опера­ции коммерческого характера.

Текущие счета открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица.

Бюджетные счета — бюджетным учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего и бюд­жетного счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Их владельцы могут распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.

Со счета финансирования капитальных вложений проводятся расчеты по договору подряда (субподряда) на капитальное строи­тельство.

Для открытия расчетного, текущего и бюджетного счетов в банк представляются следующие документы: заявление на открытие счета; копия решения о создании организации (или учредительный до­говор), копия устава (положения), карточка образцов подписей и оттиска печати, справка налоговой инспекции о постановке пред­приятия на учет для взимания налогов, документ, подтверждающий регистрацию в качестве плательщика страховых взносов.

Открытие коммерческим банком счета клиенту и предоставле­ние ему услуг по расчетно-кассовому обслуживанию осуществляют­ся на основе заключения банком и клиентом договора банковского счета. По этому договору банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту, денежные средства, а также выполнять по­ручения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Клиент вправе досрочно и в одностороннем порядке расторг­нуть договор банковского счета. Договор расторгается по заявлению клиента.

Банк может досрочно расторгнуть договор в судебном порядке в следующих случаях:

• если в течение месяца после получения клиентом соответст­вующего предупреждения банка остаток денежных средств на его счете будет ниже минимального размера, предусмотренно­го банковскими правилами или договором;

• при отсутствии в течение года расчетных операций по этому счету.

2. Формы безналичных расчетов

Расчеты платежными поручениями — форма безналичных расче­тов, при которой плательщик представляет в обслуживающее его учреждение банка расчетный документ, содержащий поручение о перечислении определенной суммы со своего счета на счет полу­чателя средств в срок, предусмотренный законом или установлен­ный в соответствии с ним, в этом или ином банке. Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на его счете.

 

Рис. 1. Схема документооборота при расчетах платежными поручениями:

1 —отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ; 2 — предъявление в банк платежного поручения на перечисление средств поставщику; 3 — выписка с расчетного счета о списании суммы со счета плательщика; 4 — направление платеж­ного поручения из банка плательщика в учреждение банка, обслуживающее получа­теля; 5— выписка с расчетного счета поставщика о зачислении суммы

В расчетах за товары и услуги платежные поручения могут ис­пользоваться в следующих случаях: за полученные товары и ока­занные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату документа, подтверждающего получение товара или услуг пла­тельщиком; для платежей в порядке предварительной оплаты то­варов и услуг; при осуществлении плановых платежей, используе­мых при постоянных хозяйственных связях покупателей с сель­скохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями пи­щевой и перерабатывающей промышленности; для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям; при расче­тах за товары и услуги по решениям суда и арбитража.

Платежное требование представляет собой требование поставщика (получателя денег) к покупателю (платель­щику) оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказан­ных услуг. Рис..2 иллюстрирует документооборот при расчетах плательщика требованиями-поручениями.

 

 

Рис.2. Схема документооборота прирасчетах платежными требованиями:

1 — отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ; 2 — выписка комплекта платежных требований-поручений и пересылка его вместе с отгру­зочными документами в банк плательщика; 3 — передача банком-плательщиком полученных документов для акцепта покупателя; 4 — возврат платежных требо­ваний-поручений с акцептом; 5 — направление документов из банка плательщи­ка в учреждение банка, обслуживающего получателя; 6 — выписка с расчетного счета получателя о зачислении суммы

Особенности реквизитов платежного требования, от­личающие его от всех остальных форм расчетов, состоят в том, что они отражают и сумму требования получателя денег, заверенную подписями должностных лиц и оттиском печати, и сумму, которую плательщик поручил банку списать со своего счета, также заверен­ную подписями должностных лиц и оттиском печати.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором Документами направляется в банк покупателя.

Поступившее в банк плательщика платежное требование-поручение оплачивается покупателем только в порядке предвари­тельного акцепта. Заявленный плательщиком отказ от акцепта мо­жет быть полным или частичным и обязательно должен быть моти­вирован. Срок акцепта (полного или частичного) устанавливается в 3 рабочих дня, не считая дня поступления в банк расчетных доку­ментов. В случае неполучения банком акцепта плательщика по пла­тежному требованию оно возвращается в банк постав­щика с указанием, что расчетный документ не акцептован. Ответст­венность за обоснованность отказа от оплаты платежных требова­ний-поручений несут плательщики.

Платежное требование- принимается банком только при наличии средств на счете плательщика.

Расчеты платежными требованиями так же как и платежные поручения, не требуют больших затрат на их проведе­ние, однако скорость расчетов по ним несколько ниже. Они укреп­ляют договорные отношения в хозяйстве, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа (поставщик) сразу же после отгрузки продукции или оказания услуг. Платеж совершается с со­гласия плательщика после предварительной проверки им расчетных и товарно-транспортных документов поставщика.

 

Аккредитивная форма расчетов. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккре­дитива, обязуется осуществить по указанию клиента одно из сле­дующих действий: а) осуществить платеж третьему лицу; б) опла­тить переводной вексель; в) акцептовать его; г) учесть вексель про­тив представления получателем документов, определенных усло­виями аккредитива.

Поручение клиента банку выставить аккредитив оформляется в виде заявления на аккредитив, в котором указываются следующие сведения: номер договора, по которому открывается аккредитив; с действия аккредитива; наименование поставщика; наименование банка, исполнявшего аккредитив; место исполнения аккредитива; полное и точное наименование документов, против которых проводятся платы по аккредитиву; вид аккредитива с указанием, для отгрузки таких товаров он открывается, срока отгрузки, способа реализации аккредитива. Условием исполнения аккредитива может быть акцепта уполномоченного представителя плательщика. Могут быть включен и дополнительные условия, связанные с транспортировкой товаров.

Банк, получивший заявление клиента и обязанный выстави аккредитив, называется банком-эмитентом. В том случае, кос получатель средств обслуживается тем же банком, что и плательщик, банк исполняет выставленный им аккредитив само­стоятельно.

Однако если получатель средств обслуживается другим банком, то банк-эмитент выставляет аккредитив в банке получателя средств, который осуществляет его исполнение, т.е. является ис­полняющим банком.

Возможно открытие следующих видов аккредитивов:

• покрытые или непокрытые (гарантированные) аккредитивы;

• отзывные или безотзывные аккредитивы.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средст­ва плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка. В случае открытия непокрытого (гарантиро­ванного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета бан­ка-эмитента.

Отзывным признается аккредитив, который может быть изме­нен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведом­ления получателя средств. Аккредитив считается отзывным, если в нем не указано иное.

Безотзывным признается аккредитив, который не может быть из­менен или аннулирован без согласия получателя средств. Разновид­ность безотзывного аккредитива — подтвержденный аккредитив. Ис­полняющий банк подтверждает безотзывный аккредитив по просьбе банка-эмитента, т.е. он принимает на себя наряду с эмитентом обяза­тельства по аккредитиву.

Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгру­жает продукцию в адрес покупателя. Для получения средств по аккре­дитиву он представляет в исполняющий банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на ос­новании которых банк проверяет выполнение поставщиком всех усло­вий аккредитива и только после этого выплачивает по аккредитиву. Выплата с аккредитива наличных денег не допускается.

Извещение о произведенном платеже и соответствующие товар­но-транспортные док-ты отсылаются банку-эмитенту для вру­чения плательщику. Документооборот при расчетах по аккредитиву изображен на рис. 3.

Закрытие аккредитива в исполняющем банке проводится:

а) по истечении срока аккредитива;

б) по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива до истечения срока его действия, если такая возмож­ность предусмотрена условиями аккредитива;

в) по требованию плательщика, если аккредитив является от­зывным.

 

 

Рис. 3. Схема документооборота прирасчетах по аккредитиву:

1 — представление заявления банку-эмитенту аккредитива; 2 — перечисле­ние банком с расчетного счета плательщика денег на отдельный аккредитивный счет в исполняющем банке; 3 — уведомление банком поставщика об открытии аккредитива; 4 — отгрузка поставщиком товара покупателю (выполнение работ); 5 — передача поставщиком документов, подтверждающих отгрузку товаров; 6 — проверка банком документов (реестра счетов и др.) и перечисление средств с ак­кредитива на расчетный счет поставщика

Преимущество аккредитивной формы расчетов состоит в гаран­тии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров. Эту форму расчетов предпочитает поставщик, ес­ли не уверен в платежеспособности покупателя. Недостаток расче­тов аккредитивами — отвлечение из оборота покупателя средств, так как он резервирует их для оплаты счетов поставщика до отгруз­ки товаров. Аккредитивная форма расчетов имеет незначительный удельный вес в платежном обороте.

Расчеты чеками. Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку осуществить платеж указанной в чеке суммы чекодержателю или определенному лицу.

Участниками отношений по чеку являются чекодатель, чеко­держатель и плательщик. Чекодателем считается лицо, выписавшее чек; чекодержатель — любое физическое или юридическое лицо, являющееся законным владельцем выписанного чека; плательщи­ком являются банк или иная кредитная организация, получившие лицензию на совершение банковских операций, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выстав­ления чеков. Схематически документооборот при расчетах чеками изображен на рис. 4.

Чек должен содержать следующие реквизиты:

• наименование «чек», включенное в текст документа;

• поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

• наименование плательщика и указание счета, с которого дол­жен быть произведен платеж;

• указание валюты платежа;

• указание даты и места составления чека; если место составле­ния не указано, то чек рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя;

• подпись лица, выписавшего чек, — чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.

 

Рис. 4. Схема документооборота прирасчетах чеками:

1 — заполнение покупателем заявления на получение чековой книжки, а также платежного получения для депонирования средств и передачи их в банк; 2 — депонирование средств в банке покупателя с расчетного счета на депозит; 3 — выдача плательщику чековой книжки или чеков; 4 -=- отгрузка товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг; 5 — выписка чеков плательщиком и передача их поставщику в момент, получения товара, выполнения работ и т.п.; 6 — передача поставщиком полученных чеков своему банку для взыскания денег с плательщика; 7 — передача документов банку плательщика для оплаты; 8 — перечисление средств банком-плательщиком в банк поставщика

Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Различают чеки именные, предъявительские и ордерные.

Именной чек выписывается на определенное лицо и не подлежит передаче. Чек предьявителя (предъявительский чек) передается от од­ного лица другому путем простого вручения. Ордерный чек может пе­редаваться посредством передаточной подписи (индоссамента). Ин­доссамент может быть именным, если в нем указано лицо, которому передается чек, и бланковым, если такое лицо не указано. Передача чека посредством индоссамента может быть совершена любому лицу. Число индоссаментов не ограничено.

С точки зрения инкассации (получения денег) чеки подразде­ляются на:

1) денежные чеки, которые применяются для выплаты держате­лю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупку сельхоз­продуктов и т.д.;

2) расчетные чеки — это чеки, применяемые для безналичных расчетов. В настоящее время при платежах за товары и оказанные услуги используются чеки, оплачиваемые за счет средств, которые предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете. Для получения чековой книжки предприятие должно подать в обслуживающий его банк заявление по установ­ленной форме, а также платежное поручение на перечисление средств с его расчетного счета на отдельный счет «Расчетные чеки».

Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек», сброшюрованные в книжки установленного образца по 10, 20, 25 и 50 листов. Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности. Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выпи­сывать чеки.

Указанную в чеке сумму банк-плательщик выдает чекодержате­лю за счет средств, находящихся на счете чекодателя, или за счет средств, депонированных им на отдельном счете. При временном отсутствии средств на счете чекодателя банк по согласованию с че­кодателем может оплатить чек за счет собственных средств.

Чек предъявляется к оплате в 10-дневный срок со дня выписки.

Отказ от оплаты чека должен быть удостоверен одним из сле­дующих способов:

• отметкой плательщика на чеке об отказе в его оплате;

• отметкой инкассирующего банка с указанием даты о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен;

• составлением нотариусом протеста чека.

В случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель имеет право по своему выбору предъявить иск к одному или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индосса­ментам), которые несут перед ним солидарную ответственность. Срок иска — шесть месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу.