Вопрос 2. Автобиография. Резюме. Заявления по личному составу
Вопрос 1. Виды первичной учетной документации по личному составу
Трудовые правоотношения работодателя (государственной организации, собственника предприятия) и работника в Российской Федерации регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) [7].
Все этапы трудового цикла — от приема на работу нового сотрудника до его увольнения — подлежат документированию. Совокупность взаимосвязанных документов, в которых зафиксированы этапы трудовой деятельности работника, расчетов по оплате труда и другим вопросам, называют документацией по личному составу (персоналу, кадрам).
Первичная учетная документация по личному составу подразделяется на две группы документов:
• по учету кадров;
• по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда.
Комплекс первичных учетных документов по личному составу в настоящее время унифицирован и приводится в альбоме унифицированных форм документов, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г.
№ 1 [9].
Унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности, а по учету использования рабочего времени и расчетов.
Оформление документов по трудовым правоотношениям с персоналом по оплате труда — на юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности, кроме бюджетных организаций.
Поскольку документация по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда не является распорядительной документацией, ее оформление в пособии не рассматривается. Что касается распорядительных документов по учету труда, то перечень унифицированных форм данного вида документации приводится в нижеследующей таблице.
Под заявлением подразумевается обращение граждан к кому-либо по поводу реализации личных прав и законных интересов, не связанных с нарушением этих прав и интересов.
В зависимости от того, является ли заявитель сотрудником данной организации или нет, выделяют и два вида заявлений по личному составу:
- заявление, которое оформляется при поступлении на работу;
- заявление, оформляемое при переводе, предоставлении от
пуска либо увольнении.
При поступлении на работу сотрудник оформляет заявление, как правило, на листе формата А4 рукописным способом. В организации могут использоваться трафаретные бланки для оформления заявления о приеме на работу.
Реквизиты заявления о приеме на работу:
- адресат — наименование должности лица, которому адресован документ, его инициалы и фамилия в дательном падеже;
- адресант — фамилия, имя и отчество заявителя в родительном падеже (предлог «от» не пишется), адрес места жительства, номер телефона;
- наименование вида документа;
- текст:
- дата;
- подпись.
При положительном решении вопроса заключается трудовой контракт и издается приказ о приеме на работу, копия приказа и заявление о приеме на работу обязательно подшиваются в личное дело сотрудника.
В тексте заявления указываются должность, на которую оформляется сотрудник, название структурного подразделения, куда просит принять на работу, а также могут быть указаны условия приема. Датой заявления является дата его составления.
Секретарю целесообразно иметь образец оформленного заявления, так как это обеспечивает правильность оформления документов, их унификацию и экономию рабочего времени.
При оформлении заявлений следует помнить, что они подшиваются в личное дело сотрудника, поэтому поля документов должны быть не менее 30 мм, с тем, чтобы текст не попал в подшивку; также необходимо соблюдать одноформатность документов.
Заявления о предоставлении отпуска, переводе или увольнении аналогично могут быть оформлены на чистых листах формата А4 или трафаретных бланках. Реквизиты — такие же, что и в заявлении о приеме на работу; отличие состоит в оформлении адресанта, в котором вместо адреса места жительства указывают должность, название структурного подразделения (при необходимости); фамилию, инициалы заявителя — в родительном падеже (предлог «от» отсутствует).
Тексты заявлений о предоставлении учебного отпуска, отпуска по беременности и родам должны содержать указание на наличие необходимых документов — справки из учебного заведения, больничного листа, медицинской справки, — без которых решение вопроса о предоставлении отпуска невозможно. В этом случае документы предоставляются на рассмотрение руководителю вместе с заявлением.