Композиция анкеты
(Источник: http://www.myshared.ru/slide/337846/)
1. Титульный лист.
2. Вводная часть.
3. Основная (содержательная часть).
4. Социально-демографическая часть.
Вводная часть
Во вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты.
Во вводной части необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. Наличие и правильность обращения к респонденту.
2. Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?
3. Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса.
Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например типа: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.
4. Не забыли ли вы сделать указание на анонимность опроса?
5. Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?
6. Не забыли ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?
7. Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?
Принципы составления анкет
Первый принцип: учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты.
Второй принцип: непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.
Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.
Четвертый принцип: смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».
Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая "паспортичка".
Чем закончить анкету?
Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность.
Желательно в конце анкеты помещать высказывания: "Большое спасибо за ответы", "Спасибо Вам за помощь", "Благодарим за участие в исследовании" и т.п.
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:
1. Введение, в котором указано:
- кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные;
- если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие "организационные" моменты.
2. Вступительные вопросы (контактные вопросы).
3. Основные вопросы.
4. Заключительные вопросы.
5. "Паспортичка" (сведения о демографических данных опрашиваемого).
Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила, подтвержденных экспериментальными исследованиями:
а) отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – последующие. Поэтому правило 1 – первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;
б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому правило 2 – подсказки должны быть примерно равной длины;
в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Отсюда правило 3 – все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.
Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе.
Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.
Нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею – серию отрицательных, или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.
Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах.
Контактные вопросы: цели
Любое общение начинается с фазы адаптации (приспособления), в процессе которой социолог реализует важные цели: создает у респондентов мотивацию участия в опросе, готовит их к исследованию. Эта фаза предусматривает восприятие обращения к респондентам, знакомство с целью исследования и инструкцией о заполнении анкеты.
Социологи осознают значение первого вопроса и стремятся сделать его наиболее простым. Первый вопрос оказывается контактным, т.е. цель его – установление контакта с респондентами.
Контактный вопрос: требования к его содержанию
Во-первых, контактный вопрос должен быть очень простым. Здесь часто используются вопросы, касающиеся сведений чисто событийного характера – например: стажа работы, района местожительства. Уместны также и вопросы о привычках, на которые отвечают чаще всего вполне откровенно, о занятиях в свободное время и т.п. В ряде случаев целесообразным оказывается вопрос об интересе респондентов к тем или иным проблемам.
Во-вторых, контактный вопрос должен быть очень общим, т.е. касаться всех респондентов. Контактный вопрос рекомендуется делать настолько широким, чтобы на него мог ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно. У него возникает желание развивать свои мысли дальше, высказываться полнее. Поэтому анкету лучше начинать с того, что принимается всеми, что наиболее понятно.
Буферные вопросы
Резкие и неожиданные переходы с одной темы на другую могут произвести на респондентов неблагоприятное впечатление.
В обычной беседе "перепрыгивание" с темы на тему часто расценивается как показатель низкого культурного уровня человека, его невнимания к собеседнику. Такая манера не столько стремление к общению на основе учета интересов собеседника, сколько попытка самоутверждения, самовыражения, эгоистичное домогательство – "выжать" из собеседника все, что интересует говорящего.
Чтобы освободить респондента от подобных ощущений, в анкете используются так называемые буферные вопросы.
Правило воронки
Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются.
Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли.
В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы.
Работа с такими вопросами – кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т.п.
Эффект излучения
Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них.
Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения или эффектом эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.
Как сделать так, чтобы ответило больше людей?
Алан Розенспен, президент компании «Alan Rosenspan & Associates» (США) - известный практикующий ДМ-консультант.
Ответ один – дать им что-то взамен.
Это может быть эмоциональная компенсация – "Им не безразлично мое мнение"
Это может быть бесплатный подарок, бесплатные ……….
Это даже может быть десять крон.