Манипуляции в общении
Жестикуляция в деловом разговоре
Невербальная коммуникация
Слушание в деловой коммуникации
Умение слушать как метод восприятия информации используется в деловом общении намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые:
слушание – 40% рабочего времени, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%.
Эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, не очень высока – около 25%.
Умение слушать – это:
• восприятие информации от говорящих, при котором слушающий воздерживается от выражения своих эмоций
• поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» его продолжать общение
• незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на шаг вперед»
Виды слушания
• Направленное, критическое (при обсуждении решений, проектов, идей, точек зрения и т.д., не применяется при обсуждении новой информации)
• Эмпатическое (бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные, а не отрицательные эмоции)
• Нерефлексивное (предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней)
• Активное рефлексивное (с говорящим устанавливается обратная связь)
Задание 2
• Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес.
Как его нужно слушать?
• Мимика, жесты, взгляд, поза, смех, вздохи
• это знаковая система бессознательного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Очень часто знаковая система невербальной коммуникации противоречит реальной речи
• глазаявляются самыми мощными знаками невербальной коммуникации
• Деловой взгляд направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам.
• Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта.
• Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением собеседника.
Задание 3 Рассмотрите картинки. Что вы можете рассказать об изображенных на них людях
• Манипуляции – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет.
• Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.
Способы манипуляции | Способы защиты |
Навязывание роли | Отказ от роли |
Вас делают другом | Не замечать намеков |
Доброжелатель. | Не считать себя обязанным делать то, о чем просит участливый человек |
«Дружим против общего врага». | Задайте себе вопрос: «С чего это вдруг он стал открывать мне глаза?» |
Вас делают соратником по общему делу | Подумайте: «А мое ли это дело?» |
Туманные намеки. | Прервать его высказывания вопросом: «Вы это о чем?» |
Берет измором | Следует повторять: «Рад бы вам пойти навстречу, но ничего не могу сделать» |