Манипуляции в общении

Жестикуляция в деловом разговоре

Невербальная коммуникация

Слушание в деловой коммуникации

Умение слушать как метод восприятия информации используется в деловом общении намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые:

слушание – 40% рабочего времени, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%.

Эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, не очень высока – около 25%.

Умение слушать – это:

• восприятие информации от говорящих, при котором слушающий воздерживается от выражения своих эмоций

• поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» его продолжать общение

• незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на шаг вперед»

Виды слушания

• Направленное, критическое (при обсуждении решений, проектов, идей, точек зрения и т.д., не применяется при обсуждении новой информации)

• Эмпатическое (бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные, а не отрицательные эмоции)

• Нерефлексивное (предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней)

• Активное рефлексивное (с говорящим устанавливается обратная связь)

Задание 2

• Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес.

Как его нужно слушать?

• Мимика, жесты, взгляд, поза, смех, вздохи

• это знаковая система бессознательного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Очень часто знаковая система невербальной коммуникации противоречит реальной речи

глазаявляются самыми мощными знаками невербальной коммуникации

• Деловой взгляд направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам.

• Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта.

• Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением собеседника.

Задание 3 Рассмотрите картинки. Что вы можете рассказать об изображенных на них людях

• Манипуляции – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет.

• Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.

Способы манипуляции Способы защиты
Навязывание роли Отказ от роли
Вас делают другом Не замечать намеков
Доброжелатель. Не считать себя обязанным делать то, о чем просит участливый человек
«Дружим против общего врага». Задайте себе вопрос: «С чего это вдруг он стал открывать мне глаза?»
Вас делают соратником по общему делу Подумайте: «А мое ли это дело?»
Туманные намеки. Прервать его высказывания вопросом: «Вы это о чем?»
Берет измором Следует повторять: «Рад бы вам пойти навстречу, но ничего не могу сделать»