Вербальные средства деловой коммуникации – речь

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

(тезисы лекций)

Преподаватель: Тропникова Н.Л.

 

n Коммуникация (от латинского слова «делаю общим, связываю») - это процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или явное поведение.

n Коммуникационный процесс включает:

1.Отправитель -

- отправитель (источник) – зарождение идеи, формулированиеидеи или отбор информации,

- кодирование или шифрование послания, т.е. выбор носителей информации (речь, текст, рисунок, поступок).

. 2.Сообщение –

- послание, т.е. то, что пошлет отправитель.

3.Канал связи –

- каналы, т.е. средства сообщения. Желательно использовать два и более средств в сочетании друг с другом. Например, письменный и устный

4.Получатель –

- приемник, получатель и раскодирование, т.е. восприятие (что получил), интерпретация (как понял), оценка (что и как принял).

Обратная связь – информация, содержащая реакцию получателя

Деловая коммуникация– это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, сервисной и т.д.

Предметом коммуникации является совместная деятельность (общее дело), а партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого

Основные задачи:

продуктивное сотрудничество, сближение целей и позиций, улучшение партнерских отношений

Специфические черты деловой коммуникации

• обязательность контактов участников коммуникации, независимо от их симпатий и антипатий

• соблюдение правовых, социальных норм, регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям

• проблема эффективности обратной связи, передачи полной и точной информации по уровням иерархической пирамиды

• мотивация (человек- как конкретная личность и как представитель организации) – необходимое условие эффективной деловой коммуникации

• совместимость и сработанность членов коллектива

Язык - речь - речевая деятельность:

• говорение- использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

• слушание- восприятие содержания звучащей речи;

• письмо - фиксация содержания речи на бумаге;

• чтение- восприятие зафиксированной на бумаге информации.

Язык – это знаковая система сознательного, она реализует в речи то, что вы осознанно собираетесь в ней реализовать

Стили русского литературного языка

• Черты научного стиля: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность и связность выражения

• Черты официально-делового стиля: точность, предписывающий характер, обезличенность, стандартность; тенденция к стереотипу

• Черты публицистического стиля: экспрессивность, эмоциональность, наличие гибкого стандарта

Задание 1. Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой

(А.С. Пушкин)

• Эпизод : заключение трудового соглашения

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно…»