Лекция №5. Характеристика психического развития подростка.
Схема дезадаптации
| |||||||||
| |||||||||
Период, охватывающий 10/11-13/14 лет Между детством и ранней юностью (5-8 классы школы)
Фельдштейн: младший подростковый возраст 10-12
Средний подростковый возраст 12-13 лет
Старший подростковый возраст 13014 лет
Резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Возрастание риска дебюта психических заболеваний.
§ Асинхронность развития интериндивидуальная (несовпадение во времени развития различных сторон психики у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту) и интраиндивидуальная (различные стороны развития одного школьника(одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее – по интеллекту уже подросток, а по особенностям личности –потребности, рефлексия- ребенок)
Традиционно – период отчуждения от взрослых, но современные исследования показывают сложность отношений со взрослыми (стремление противопоставить себя, отстаивать собственные права, независимость, так и ожидание от взрослых поддержки, положительной оценки, одобрения, доверие к ним) Для подростка существенна не сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, а признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Социальная ситуация развития –потребность быть взрослым, общаться со сверстниками, в поведении проявляются признаки, говорящие о стремлении к независимости, самостоятельности.
Основные характеристики – задачи возраста:
1. Режиссура собственной жизни
2. Сензитивность к накоплению жизненного опыта, которого недостаточно.
3. Восприятие себя как взрослого (взрослые воспринимают подростка как ребенка)
Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение (Эльконин Д.Б.) – важный фактор психического развития подростка
Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания, Я-концепции (переход от оценки окружающих к самооценке, формирование представления о Я-идеальном)
§1. Проблема перехода из начальной школы в среднее звено. Основные трудности.
9-11 лет – время перехода из начальной школы в среднюю. Новые условия учения –предъявляют новые требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности определенных учебных знаний, действий, уровню развития произвольности и способности к саморегуляции. Однако уровень развития учащихся не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный период может сопровождаться появлением разного уровня трудностей, возникающих у учащихся и педагогов связаны с такими особенностями возраста как:
· Эмоционально значим сам факт окончания начальной школы (дети ждут, что им станет интересно в школе, родители и учителя обращают внимание)
· Предметное обучение (понимание и осознание связи разных предметов с определенной областью знаний) не учимся считать, а изучаем математику и пр. Много новых учителей, разные требования, не знание учителями особенностей детей.
· Сильно выраженное эмоциональное отношение к учебному предмету (субъективное отношение к предмету как к легкому для себя)- благоприятные условия для развития интересов, способностей, умений.
Трудности:
· Доминирование эмоций, подчинение им всей психической работы (сильные эмоции приводят к эмоциональной усталости, капризы, раздражение, плач).
· Общее положительное к себе отношение , не опирающееся на оценку своей успешности приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, но при первой же трудности их бросают, что снижает самооценку
· Несформированность основных учебных навыков (умение учиться: внимательно слушать учителя, пробелы в усвоении учебного материала, навыки чтения, письма и т.д.)
· Несформированность основных новообразований младшего школьного возраста (произвольность, рефлексия, мышление в понятиях)
Рекомендации педагогам:
§ обсуждение индивидуальных особенностей школьников, преемственность обучения
§ ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неспешности
§ эмоциональное отношение педагогов к уроку, юмор
§ демократический стиль общения (инициатива учителя, общие рамки деятельности и свобода в принятии решения учеником, отсутствие пошагового контроля)
§2. Психофизиологические особенности подростков
Половое созревание (пубертатный период) – процесс, в ходе которого человек достигает наибольшей степени принадлежности к тому или иному полу в биологическом и социальном плане Этапы полового созревания (предпубертатный и пубертатный; негативная и позитивная стадии) и их влияние на поведенческие проявления подростков
2 стадии полового созревания:
I. 8-12 лет активация эндокринной системы «гормональная буря», «скачок роста», эндокринный шторб»
ü неравномерная перестройка звеньев эндокринной системы, нижележащие отделы коры не могут в полной мере отвечать на импульсы, идущие вышележащих отделов (в возбужденном состоянии ЦНС соотношение между силой силой раздражителя и реакцией на него нарушается:
§ Сильный и слабый стимулы могут вызвать одинаковую реакцию.
§ Сильные раздражители не вызывают реакции (окончательное перевозбуждение НС) на слабые раздражители реакция есть (отсутствует состояние тормложея)
§ Неадекватная , неожиданная реакция на раздражитель
ü Замедленная речь, замедленные реакции на речь другого человека (долго думают – ты что, глухой?) скудные фразы, упрощенная речь. Необходимы дополнительные вопросы, вытягивание ответа.
ü Повышенная утомляемость, которая проявляется двигательным беспокойством, сонливостью, дремотой или сильным возбуждением В поведении взрослых – отсроченные поручения с восстановлением сил, , самостоятельным определением времени их выполнения.
II. 12-18 лет
§ Стабилизация взаимосвязей между ЦНС, эндокринными центрами и половыми железами. Возрастание в крови количества половых гормонов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения в ЦНС
§ Интенсивное увеличение массы тела и размеров (половые гормоны способствуют активной выработке, синтезу белка) тела развитие половых органов и половых признаков, половые гормоны влияют на нервные центры и это проявляется в:
ü Повышении интереса к противоположному полу
ü Повышение полового влечения, пробуждение сексуального чувства.
ü Информация сексуального характера становится актуальной. Особое значение приобретает красивая внешность, специфически воспринимаются особенности полового поведения
§ Внешность как фактор самоутверждения (переоценка себя и других) Нескладность, неуклюжесть, недостаточно скоординированные движения Протест против изменений внешности модет быть очень активным, например, анорексия у девушек. Источники подобных переживаний:
ü Впечатлительность
ü Большой объем знаний о себе, внимание к внешности
ü Половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков
§ Более упорядоченные процессы в ЦНС, следовательно, большая способность к концентрации внимания, умственному и физическому усилию
С точки зрения психологических изменений первая фаза – негативная, а вторая позитивная (настроение чаще оптимистическое, самооценка завышена)
§3. Общение как ведущий вид деятельности. Специфика общения со взрослыми и сверстниками
Центральный момент развития в младшем подростковом возрасте – формирующееся чувство взрослости: школьник остро ощущает , что он уже не ребенок и требует признания этого. Чувство взрослости выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении личного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними.
Положительные стороны:
§ «Чувство взрослости» как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с детских норм на взрослые.
§ Фактор усвоения ценностей, норм, установок, которые с точки зрения подростков подтверждают представление о них как о взрослых
§ Готовность к самым разнообразным действиям и жажда самоутверждения. (просоциальная и общественно полезная деятельность)
Проявления «чувства взрослости» | Рекомендации взрослым |
«права на родителей» – желание, чтобы родитель был поглощен своим ребенком | Обсуждение проблемы прав и обязанностей каждого человека |
подростковая ревность – сомнения в любви родителей | Изменение формы проявления детско-родительской любви с возрастом, поиск других средств выражения любви (например, вербальных и т.д.) |
Подростковая ложь (чувствуют внутреннюю правоту своих поступков, но не умеют объяснить другим)- аффективные вспышки, внезапная замкнутость. | Развитие речи, уважение потребностей и интересов. Несовпадение норм, требуемых родителями и норм подростковой группы |
Школьники открыты по отношению к взрослым, доверяют им, не смотря на возрастающее значение общения со сверстниками продолжают ориентироваться на взрослых, их нормы и ценности.
Потребность в общении со сверстниками – одна из центральных в отрочестве.
Пик значимости группового общения приходится на 13-14 лет. Группа создает «чувство Мы» – разделение на «мы» – сверстники, члены одной группы и «они» –взрослые или ровесники, но члены другой группы.
Феномены общения со сверстниками | Функции и причины. |
Подростковая ложь | Средство добиться признания со стороны сверстников, |
Кодекс товарищества | Необходимо рассмотреть, на чем базируется:не выдавай, не подводи – может быть норма и не плохая |
Многочасовое висение на телефоне | Реализация потребности в безопасности, расслабление, отвлечение от переживаний и сосредоточенность лишь на процессе общения. |
Квазиодиночество | Связано с переживанием собственной непохожести на других, одновременно привлекает и отталкивает, переживание себя как «изгоя», проигрывание, примеривание на себя этой роли. – полезно для Я-концепции |
Функции общения подростка со сверстниками:
§ Защита и поддержка подростка
§ Создание позитивного образа Я
§ Развитие адекватной, устойчивой самооценки
§ Снижение тревожности
§ Развитие способности к эмпатии
§ Предъявление к нему чрезвычайно жестких требований
§4. Развитие познавательных процессов подростков
Интеллектуализация познавательных процессов т.е. необходима установка на размышление при работе с любым материалом, подростки способны логически его обработать, что связано с развитием рефлексивного, формального мышления.
Новые связи между памятью, восприятием и мышлением (*для ребенка мыслить значит припоминать, а для подростка припоинать значит мыслить)
Возникают новые формы интеллектуальной деятельности – усвоение научных понятий (мышление предположениями, анализ задачи предмет внимания – собственные интеллектуальные операции – рефлексивное мышление)
Возраст снижения мотивации учения, что связано с возрастанием интереса к миру за пределами школы и увлеченностью общением со сверстниками.
Возникает новое отношение к знаниям – ядро чувства взрослости
Мотивация снижается из-за того, что школьники не видят смысла в получении знаний. Для того, чтобы мотивация учения была, необходимо возникновение личностного смысла в учении (для чего это нужно лично мне), а так же отношение к предмету связано с отношением к учителю (оценивание личностных качеств учителя, его мастерства)
§5.Развитие личности подростка. Основные закономерности развития самосознания в подростковом возрасте
Фельдштейн 3 стадии развития подростка как личности:
1. Локально-капризный 10-11 лет. Подросток всячески пытается получить факт признания его взросления (упрямство и независимость, участие в делах наравне со взрослыми)Решение как правило частных задач (я могу пойти в том пальто, в каком хочу)
2. Правозначимый 12-13 лет Ребенок не удовлетворен участием только в определенных видах деятельности, развивается потребность в общественном признании, освоение прав в семье, обществе. Стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а «я могу» и «я должен»
13 лет – подростковый кризис. Попытки родителей избежать проявлений кризиса путем создания условий для развития новых способностей ребенка безрезультатны. Подросток провоцирует запреты, принуждает родителей к ним, чтобы иметь возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить свои способности и силы.
Позитивный смысл кризиса:
§ удовлетворение потребности в самоутверждении, самопознании
§ возникновение уверенности в себе и способности полагаться на себя
§ формирование способов поведения, позволяющие в дальнейшем справиться с жизненными трудностями.
Кризис независимости | Кризис зависимости |
Строптивость, упрямство, своеволие, негативизм, протест-бунт, ревность к собственности-главная собственность – собственный внутренний мир. | Чрезмерное послшание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения |
Более благоприятный вариант т.к. некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил | Возврат назад, к той системе отьношений, которые гарантировали безопасность, эмоциональное благополучие, чувство уверенности и защищенности |
3. Утверждающе-действенный 14-15 лет стремление проявлять себя, реализовывать свои возможности, обострение потребности в самореализации