Лекция №5. Характеристика психического развития подростка.

Схема дезадаптации

                   
 
Социальные факторы (негативные воспитательные воздействия соц. Среды)
   
Биологические вредности, действующие на ребенка в течении его жизни
   
   
 
 
 
   

 

 

 

Период, охватывающий 10/11-13/14 лет Между детством и ранней юностью (5-8 классы школы)

Фельдштейн: младший подростковый возраст 10-12

Средний подростковый возраст 12-13 лет

Старший подростковый возраст 13014 лет

Резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Возрастание риска дебюта психических заболеваний.

§ Асинхронность развития интериндивидуальная (несовпадение во времени развития различных сторон психики у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту) и интраиндивидуальная (различные стороны развития одного школьника(одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее – по интеллекту уже подросток, а по особенностям личности –потребности, рефлексия- ребенок)

Традиционно – период отчуждения от взрослых, но современные исследования показывают сложность отношений со взрослыми (стремление противопоставить себя, отстаивать собственные права, независимость, так и ожидание от взрослых поддержки, положительной оценки, одобрения, доверие к ним) Для подростка существенна не сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, а признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Социальная ситуация развития –потребность быть взрослым, общаться со сверстниками, в поведении проявляются признаки, говорящие о стремлении к независимости, самостоятельности.

Основные характеристики – задачи возраста:

1. Режиссура собственной жизни

2. Сензитивность к накоплению жизненного опыта, которого недостаточно.

3. Восприятие себя как взрослого (взрослые воспринимают подростка как ребенка)

Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение (Эльконин Д.Б.) – важный фактор психического развития подростка

Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания, Я-концепции (переход от оценки окружающих к самооценке, формирование представления о Я-идеальном)

 

§1. Проблема перехода из начальной школы в среднее звено. Основные трудности.

9-11 лет – время перехода из начальной школы в среднюю. Новые условия учения –предъявляют новые требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности определенных учебных знаний, действий, уровню развития произвольности и способности к саморегуляции. Однако уровень развития учащихся не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный период может сопровождаться появлением разного уровня трудностей, возникающих у учащихся и педагогов связаны с такими особенностями возраста как:

· Эмоционально значим сам факт окончания начальной школы (дети ждут, что им станет интересно в школе, родители и учителя обращают внимание)

· Предметное обучение (понимание и осознание связи разных предметов с определенной областью знаний) не учимся считать, а изучаем математику и пр. Много новых учителей, разные требования, не знание учителями особенностей детей.

· Сильно выраженное эмоциональное отношение к учебному предмету (субъективное отношение к предмету как к легкому для себя)- благоприятные условия для развития интересов, способностей, умений.

Трудности:

· Доминирование эмоций, подчинение им всей психической работы (сильные эмоции приводят к эмоциональной усталости, капризы, раздражение, плач).

· Общее положительное к себе отношение , не опирающееся на оценку своей успешности приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, но при первой же трудности их бросают, что снижает самооценку

· Несформированность основных учебных навыков (умение учиться: внимательно слушать учителя, пробелы в усвоении учебного материала, навыки чтения, письма и т.д.)

· Несформированность основных новообразований младшего школьного возраста (произвольность, рефлексия, мышление в понятиях)

Рекомендации педагогам:

§ обсуждение индивидуальных особенностей школьников, преемственность обучения

§ ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неспешности

§ эмоциональное отношение педагогов к уроку, юмор

§ демократический стиль общения (инициатива учителя, общие рамки деятельности и свобода в принятии решения учеником, отсутствие пошагового контроля)

 

§2. Психофизиологические особенности подростков

 

Половое созревание (пубертатный период) – процесс, в ходе которого человек достигает наибольшей степени принадлежности к тому или иному полу в биологическом и социальном плане Этапы полового созревания (предпубертатный и пубертатный; негативная и позитивная стадии) и их влияние на поведенческие проявления подростков

2 стадии полового созревания:

 

I. 8-12 лет активация эндокринной системы «гормональная буря», «скачок роста», эндокринный шторб»

ü неравномерная перестройка звеньев эндокринной системы, нижележащие отделы коры не могут в полной мере отвечать на импульсы, идущие вышележащих отделов (в возбужденном состоянии ЦНС соотношение между силой силой раздражителя и реакцией на него нарушается:

§ Сильный и слабый стимулы могут вызвать одинаковую реакцию.

§ Сильные раздражители не вызывают реакции (окончательное перевозбуждение НС) на слабые раздражители реакция есть (отсутствует состояние тормложея)

§ Неадекватная , неожиданная реакция на раздражитель

ü Замедленная речь, замедленные реакции на речь другого человека (долго думают – ты что, глухой?) скудные фразы, упрощенная речь. Необходимы дополнительные вопросы, вытягивание ответа.

ü Повышенная утомляемость, которая проявляется двигательным беспокойством, сонливостью, дремотой или сильным возбуждением В поведении взрослых – отсроченные поручения с восстановлением сил, , самостоятельным определением времени их выполнения.

 

II. 12-18 лет

§ Стабилизация взаимосвязей между ЦНС, эндокринными центрами и половыми железами. Возрастание в крови количества половых гормонов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения в ЦНС

§ Интенсивное увеличение массы тела и размеров (половые гормоны способствуют активной выработке, синтезу белка) тела развитие половых органов и половых признаков, половые гормоны влияют на нервные центры и это проявляется в:

ü Повышении интереса к противоположному полу

ü Повышение полового влечения, пробуждение сексуального чувства.

ü Информация сексуального характера становится актуальной. Особое значение приобретает красивая внешность, специфически воспринимаются особенности полового поведения

§ Внешность как фактор самоутверждения (переоценка себя и других) Нескладность, неуклюжесть, недостаточно скоординированные движения Протест против изменений внешности модет быть очень активным, например, анорексия у девушек. Источники подобных переживаний:

ü Впечатлительность

ü Большой объем знаний о себе, внимание к внешности

ü Половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков

§ Более упорядоченные процессы в ЦНС, следовательно, большая способность к концентрации внимания, умственному и физическому усилию

С точки зрения психологических изменений первая фаза – негативная, а вторая позитивная (настроение чаще оптимистическое, самооценка завышена)

 

§3. Общение как ведущий вид деятельности. Специфика общения со взрослыми и сверстниками

Центральный момент развития в младшем подростковом возрасте – формирующееся чувство взрослости: школьник остро ощущает , что он уже не ребенок и требует признания этого. Чувство взрослости выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении личного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними.

Положительные стороны:

§ «Чувство взрослости» как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с детских норм на взрослые.

§ Фактор усвоения ценностей, норм, установок, которые с точки зрения подростков подтверждают представление о них как о взрослых

§ Готовность к самым разнообразным действиям и жажда самоутверждения. (просоциальная и общественно полезная деятельность)

 

Проявления «чувства взрослости» Рекомендации взрослым
«права на родителей» – желание, чтобы родитель был поглощен своим ребенком     Обсуждение проблемы прав и обязанностей каждого человека
подростковая ревность – сомнения в любви родителей   Изменение формы проявления детско-родительской любви с возрастом, поиск других средств выражения любви (например, вербальных и т.д.)  
Подростковая ложь (чувствуют внутреннюю правоту своих поступков, но не умеют объяснить другим)- аффективные вспышки, внезапная замкнутость. Развитие речи, уважение потребностей и интересов. Несовпадение норм, требуемых родителями и норм подростковой группы

 

Школьники открыты по отношению к взрослым, доверяют им, не смотря на возрастающее значение общения со сверстниками продолжают ориентироваться на взрослых, их нормы и ценности.

Потребность в общении со сверстниками – одна из центральных в отрочестве.

Пик значимости группового общения приходится на 13-14 лет. Группа создает «чувство Мы» – разделение на «мы» – сверстники, члены одной группы и «они» –взрослые или ровесники, но члены другой группы.

 

 

Феномены общения со сверстниками Функции и причины.
Подростковая ложь Средство добиться признания со стороны сверстников,  
Кодекс товарищества Необходимо рассмотреть, на чем базируется:не выдавай, не подводи – может быть норма и не плохая  
Многочасовое висение на телефоне Реализация потребности в безопасности, расслабление, отвлечение от переживаний и сосредоточенность лишь на процессе общения.  
Квазиодиночество Связано с переживанием собственной непохожести на других, одновременно привлекает и отталкивает, переживание себя как «изгоя», проигрывание, примеривание на себя этой роли. – полезно для Я-концепции  

 

Функции общения подростка со сверстниками:

§ Защита и поддержка подростка

§ Создание позитивного образа Я

§ Развитие адекватной, устойчивой самооценки

§ Снижение тревожности

§ Развитие способности к эмпатии

§ Предъявление к нему чрезвычайно жестких требований

 

§4. Развитие познавательных процессов подростков

Интеллектуализация познавательных процессов т.е. необходима установка на размышление при работе с любым материалом, подростки способны логически его обработать, что связано с развитием рефлексивного, формального мышления.

Новые связи между памятью, восприятием и мышлением (*для ребенка мыслить значит припоминать, а для подростка припоинать значит мыслить)

Возникают новые формы интеллектуальной деятельности – усвоение научных понятий (мышление предположениями, анализ задачи предмет внимания – собственные интеллектуальные операции – рефлексивное мышление)

Возраст снижения мотивации учения, что связано с возрастанием интереса к миру за пределами школы и увлеченностью общением со сверстниками.

Возникает новое отношение к знаниям – ядро чувства взрослости

Мотивация снижается из-за того, что школьники не видят смысла в получении знаний. Для того, чтобы мотивация учения была, необходимо возникновение личностного смысла в учении (для чего это нужно лично мне), а так же отношение к предмету связано с отношением к учителю (оценивание личностных качеств учителя, его мастерства)

 

§5.Развитие личности подростка. Основные закономерности развития самосознания в подростковом возрасте

Фельдштейн 3 стадии развития подростка как личности:

1. Локально-капризный 10-11 лет. Подросток всячески пытается получить факт признания его взросления (упрямство и независимость, участие в делах наравне со взрослыми)Решение как правило частных задач (я могу пойти в том пальто, в каком хочу)

2. Правозначимый 12-13 лет Ребенок не удовлетворен участием только в определенных видах деятельности, развивается потребность в общественном признании, освоение прав в семье, обществе. Стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а «я могу» и «я должен»

13 лет – подростковый кризис. Попытки родителей избежать проявлений кризиса путем создания условий для развития новых способностей ребенка безрезультатны. Подросток провоцирует запреты, принуждает родителей к ним, чтобы иметь возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить свои способности и силы.

Позитивный смысл кризиса:

§ удовлетворение потребности в самоутверждении, самопознании

§ возникновение уверенности в себе и способности полагаться на себя

§ формирование способов поведения, позволяющие в дальнейшем справиться с жизненными трудностями.

 

Кризис независимости Кризис зависимости
Строптивость, упрямство, своеволие, негативизм, протест-бунт, ревность к собственности-главная собственность – собственный внутренний мир.   Чрезмерное послшание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения
Более благоприятный вариант т.к. некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил Возврат назад, к той системе отьношений, которые гарантировали безопасность, эмоциональное благополучие, чувство уверенности и защищенности  

 

3. Утверждающе-действенный 14-15 лет стремление проявлять себя, реализовывать свои возможности, обострение потребности в самореализации