Особенности общения младших школьников.

Развитие воли. Формирование самостоятельности, организованности.

Условия развития воли:

1. Правильная постановка значимой цели перед ребенком

ü Включение цели в более широкий мотивационный контекст, учитывая особенности и интересы ребенка

ü Постановка цели вовремя (введение ограничительной цели ) (одновременная реализация желания выполнить работу и закончить её)

2. Подача цели так, чтобы она выглядела привлекательной (ребенок сам стремится к её достижению)

Условия формирования организованности и самостоятельности:

ü Наличие сильного, длительно существующего мотива поведения

ü Постоянство усваиваемых форм и если они сложные, то расчленение их на более элементарные

ü Наличие внешних средств, которые позволят ребенку овладеть своим поведением

 

1. Высокий авторитет учителя. (поведение зависит от стиля общения взрослых, их инициативы и оценки). Учитель как посредник в общении со сверстниками.К 3 классу мальчики переориентиуются на сверстников

2. Эмоционально – смысловая доминанта общения – учебная деятельность:

ü Межличностные и деловые отношения практически не различаются

ü Не знает имени ребенка, с которым сидел

ü Конфликты возникают из-за несоблюдения дисциплинв или правил игры

ü Жалуются для убеждения в том, что правила должны соблюдаться всеми.

3. В общении не выделяют существенные факты, а только:

ü Возраст

ü Внешний вид (к 3 классу более дифференцировано)

4. Темы разговоров:

ü Информационные

ü Запрашивание информации

ü Обращение к взрослому как к судье.

Стиль общения со сверстником у первоклашек зависит:

ü Опыт общения (привычка)

ü Пространственная близость

ü Совместные игры

 

§6. Трудности развития в младшем школьном возрасте. Профилактика школьной дезадаптации

Трудности связаны:

1. Новый школьный режим (дисциплина, домашние задания)

2. Изменение характера отношений со взрослыми, сверстниками

3. К середине учебного года гаснет первоначальная тяга к учению

Дезадаптация – система признаков, свидетельствующих о несоответствии социально – психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которыми по ряду причин становится затруднительным или невозможным.

Компоненты приспособления к школе:

Þ Овладение навыками учебной деятельности (успешность УД)

Þ Успешность социальных контактов

Þ Усвоение школьных норм поведения (адекватное поведение в новой среде)

Þ Эмоциональное благополучие

Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации:

ü Адекватное осознание своего положения в группе сверстников 97.8%

ü Правильные методы воспитания 95.3%

ü Отсутствие конфликтов в семье 94.4%

ü Отсутствие алкоголизации в семье 91.1%

ü Высокий уровень образования отца 87.9%

ü Функциональная готовность 86.9%

ü Благоприятный статус в группе до поступления в школу 85.8 %

ü Полная семья 77.6%

ü Удовлетворенность общением со взрослыми 74.3%

ü Положительный стиль отношения учителя в подготовительной группе и младших классах.62-59%

 

Дидактоскалогенетика– трудности адаптации ребенка, вызванные особенностями личности учителя.