Особенности общения младших школьников.
Развитие воли. Формирование самостоятельности, организованности.
Условия развития воли:
1. Правильная постановка значимой цели перед ребенком
ü Включение цели в более широкий мотивационный контекст, учитывая особенности и интересы ребенка
ü Постановка цели вовремя (введение ограничительной цели ) (одновременная реализация желания выполнить работу и закончить её)
2. Подача цели так, чтобы она выглядела привлекательной (ребенок сам стремится к её достижению)
Условия формирования организованности и самостоятельности:
ü Наличие сильного, длительно существующего мотива поведения
ü Постоянство усваиваемых форм и если они сложные, то расчленение их на более элементарные
ü Наличие внешних средств, которые позволят ребенку овладеть своим поведением
1. Высокий авторитет учителя. (поведение зависит от стиля общения взрослых, их инициативы и оценки). Учитель как посредник в общении со сверстниками.К 3 классу мальчики переориентиуются на сверстников
2. Эмоционально – смысловая доминанта общения – учебная деятельность:
ü Межличностные и деловые отношения практически не различаются
ü Не знает имени ребенка, с которым сидел
ü Конфликты возникают из-за несоблюдения дисциплинв или правил игры
ü Жалуются для убеждения в том, что правила должны соблюдаться всеми.
3. В общении не выделяют существенные факты, а только:
ü Возраст
ü Внешний вид (к 3 классу более дифференцировано)
4. Темы разговоров:
ü Информационные
ü Запрашивание информации
ü Обращение к взрослому как к судье.
Стиль общения со сверстником у первоклашек зависит:
ü Опыт общения (привычка)
ü Пространственная близость
ü Совместные игры
§6. Трудности развития в младшем школьном возрасте. Профилактика школьной дезадаптации
Трудности связаны:
1. Новый школьный режим (дисциплина, домашние задания)
2. Изменение характера отношений со взрослыми, сверстниками
3. К середине учебного года гаснет первоначальная тяга к учению
Дезадаптация – система признаков, свидетельствующих о несоответствии социально – психологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которыми по ряду причин становится затруднительным или невозможным.
Компоненты приспособления к школе:
Þ Овладение навыками учебной деятельности (успешность УД)
Þ Успешность социальных контактов
Þ Усвоение школьных норм поведения (адекватное поведение в новой среде)
Þ Эмоциональное благополучие
Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации:
ü Адекватное осознание своего положения в группе сверстников 97.8%
ü Правильные методы воспитания 95.3%
ü Отсутствие конфликтов в семье 94.4%
ü Отсутствие алкоголизации в семье 91.1%
ü Высокий уровень образования отца 87.9%
ü Функциональная готовность 86.9%
ü Благоприятный статус в группе до поступления в школу 85.8 %
ü Полная семья 77.6%
ü Удовлетворенность общением со взрослыми 74.3%
ü Положительный стиль отношения учителя в подготовительной группе и младших классах.62-59%
Дидактоскалогенетика– трудности адаптации ребенка, вызванные особенностями личности учителя.