Типы эмпатии

Особенности эмоционального и нравственного развития младших школьников

Основные проявления кризиса 7 лет.

Восприятие

Память

Внимание

6-7 лет слабоорганизован, низкий объем (психофизиологические особенности)

9-10 лет развитие распределение и переключения, объем внимания возрастает в 2 раза.

Связь с эмоционально значимыми явлениями, внимание сохраняется 30-35 минут.

1 класс – хорошее развитие непроизвольной памяти

3 класс - развитие произаольного запоминания, овладение приемами запоминания, например, повторением.

Острота и свежесть, маленькая дифференцированность (путают схожие предметы, буквы и т.д.),слабость углубленного целенаправленного анализа, эмоциональность. В процессе обучения восприятие становится целенаправленным и произвольным.

 

 

§5. Развитие личности младшего школьника.

 

1. Утрата детской непосредственности.

Причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни.. У дошкольника переживания ребенка, его желания и выражение желаний (поведение и деятельности) – единство. В 6-7 лет ребенок начинает манерничать. (строит из себя шута, вызывая осуждение, а не смех) Привнесение в поступки интеллектуального момента: ребенок внешне не такой как внутренний

2. Появление «смыслового переживания». Ребенок начинает понимать свои переживания

Влияние на развитие личности:

ü Особое отношение к себе (переживание приобретает смысл)

ü Обобщение переживаний (аффективное обобщение) – логика чувств

ü Развитие самолюбия и самооценки

ü

Особенности нравственной сферы младших школьников:

ü Моральный формализм – разрыв реального поведения и морального сознания

ü Нравственный ригоризм – суждение о нравственной стороне поступка по его результату.

Эгоцентрическая Гуманистическая
Отождествление себя с главным героем и сопереживание ему. Сопереживание жертве (разрешение конфликта в пользу другого персонажа)
Характерно для младших школьников + неустойчивость проявления типов эмпатии Для подростков

Задачи нравственного воспитания:

1. Развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения (развитие навыков поведения, необходимых для реализации моральных требований)

Пути:

ü Выделение конкретных навыков и умений, которые способствуют выполнению данного требования

ü Расчленение этих форм на более простые стадии, которые ребенок может выполнить

ü Регулярное упражнение и положительное подкрепление в каждом действии

ü Развитие произвольного поведения, умение действовать в соответьствии с заранее поставленной целью

2. Развитие нравственной стороны отношения детей к учению (в рамках учебной деятельности формируются качества трудолюбия, увлеяенности, заинтересованности в результатх труда

3. Преодоление морального ригоризма – обучение ребенка способности судить о поступке по мотиву, а не по результату, развитие внимания к сверстникам и их переживаниям.