Типы эмпатии
Особенности эмоционального и нравственного развития младших школьников
Основные проявления кризиса 7 лет.
Восприятие
Память
Внимание
6-7 лет слабоорганизован, низкий объем (психофизиологические особенности)
9-10 лет развитие распределение и переключения, объем внимания возрастает в 2 раза.
Связь с эмоционально значимыми явлениями, внимание сохраняется 30-35 минут.
1 класс – хорошее развитие непроизвольной памяти
3 класс - развитие произаольного запоминания, овладение приемами запоминания, например, повторением.
Острота и свежесть, маленькая дифференцированность (путают схожие предметы, буквы и т.д.),слабость углубленного целенаправленного анализа, эмоциональность. В процессе обучения восприятие становится целенаправленным и произвольным.
§5. Развитие личности младшего школьника.
1. Утрата детской непосредственности.
Причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни.. У дошкольника переживания ребенка, его желания и выражение желаний (поведение и деятельности) – единство. В 6-7 лет ребенок начинает манерничать. (строит из себя шута, вызывая осуждение, а не смех) Привнесение в поступки интеллектуального момента: ребенок внешне не такой как внутренний
2. Появление «смыслового переживания». Ребенок начинает понимать свои переживания
Влияние на развитие личности:
ü Особое отношение к себе (переживание приобретает смысл)
ü Обобщение переживаний (аффективное обобщение) – логика чувств
ü Развитие самолюбия и самооценки
ü
Особенности нравственной сферы младших школьников:
ü Моральный формализм – разрыв реального поведения и морального сознания
ü Нравственный ригоризм – суждение о нравственной стороне поступка по его результату.
Эгоцентрическая | Гуманистическая |
Отождествление себя с главным героем и сопереживание ему. | Сопереживание жертве (разрешение конфликта в пользу другого персонажа) |
Характерно для младших школьников + неустойчивость проявления типов эмпатии | Для подростков |
Задачи нравственного воспитания:
1. Развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения (развитие навыков поведения, необходимых для реализации моральных требований)
Пути:
ü Выделение конкретных навыков и умений, которые способствуют выполнению данного требования
ü Расчленение этих форм на более простые стадии, которые ребенок может выполнить
ü Регулярное упражнение и положительное подкрепление в каждом действии
ü Развитие произвольного поведения, умение действовать в соответьствии с заранее поставленной целью
2. Развитие нравственной стороны отношения детей к учению (в рамках учебной деятельности формируются качества трудолюбия, увлеяенности, заинтересованности в результатх труда
3. Преодоление морального ригоризма – обучение ребенка способности судить о поступке по мотиву, а не по результату, развитие внимания к сверстникам и их переживаниям.