ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ 4 КУРСА (VII семестр).

Учебно-методическое пособие

для аудиторной и внеаудиторной работы студентов 4 курса (VII семестр) по теме:

«Ортопедическое лечение при полном отсутствии зубов»

 

 

Иркутск


Составители: ассистенты кафедры ортопедической стоматологии к.м.н. Е.В. Мокренко

И.М. Флайшер

Рецензенты: заведующий кафедрой терапевтической стоматологии ИГМУ профессор В.Д. Молоков

заведующий кафедрой стоматологии детского возраста ИГМУ профессор В.Г. Васильев

В учебном пособии отражены сведения, касающихся клинико-лабораторных этапов изготовления полных съемных протезов, особенностей обследования и постановки диагноза у пациентов, с полным отсутствием зубов.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ №1. Протезирование при полной потере зубов (полной вторичной адентии). Особенности клинического обследования при полном отсутствии зубов. Определение морфологических особенностей твердых и мягких тканей протезного ложа; степени атрофии костной ткани альвеолярных отростков и тела челюстей, податливости и подвижности слизистой оболочки.

ЗАНЯТИЕ №2. Методы фиксации и стабилизации съемных протезов при полном отсутствии зубов. Методы получения анатомических слепков. Этапы изготовления протезов. Анализ рабочих моделей.

ЗАНЯТИЕ №3. Методы изготовления и припасовки индивидуальных ложек из пластмассы. Функциональные пробы по Гербсту.

ЗАНЯТИЕ №4. Обоснование выбора слепочного материала для получения функциональных слепков. Получение и оценка функциональных слепков (оттисков). Границы базисов протезов при полнм отсутствии зубов.

ЗАНЯТИЕ №5. Определение центрального соотношения беззубых челюстей. Последовательность определения и фиксация центрального соотношения беззубых челюстей. Анатомо-физиологический и функциональный методы определения и фиксации центрального соотношения челюстей при полном отсутствии зубов.

Антропометрические ориентиры для определения центрального соотношения челюстей при полном отсутствии зубов. Последовательность переноса ориентиров на восковые базисы с окклюзионными валиками.

ЗАНЯТИЕ №6. Особенности конструирования зубных рядов протезов при полном отсутствии зубов и ортогнатическом соотношении альвеолярных отростков.

ЗАНЯТИЕ №7,8. Проверка восковой композиции протезов. Анализ и коррекция врачебных и технических ошибок при определении центрального соотношения челюстей (разбираются возможные ошибки): завышение или занижение нижнего отдела лица, сдвиг нижней челюсти вперед или в сторону.

ЗАНЯТИЕ №9. Припасовка и наложение пластиночных протезов при полном отсутствии зубов. Правила пользования данными конструкциями. Правила коррекции съемных протезов.

ЗАНЯТИЕ №10. Врачебная тактика ведения больных при полном отсутствии зубов на

одной из челюстей.

ЗАНЯТИЕ №11, 12, 13, 14. Продолжение курации больных с полным отсутствием зубов или при полном отсутствии зубов на одной из челюстей.

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ 4 КУРСА (VII семестр).

1 лекция. Перестройка органов челюстно-лицевой области приспособительного и патологического характера в связи с полной потерей зубов. Строение и соотношение беззубых челюстей, их квалификация. Обследование челюстно-лицевой области лиц с беззубыми челюстями, диагноз, выбор метода лечения, прогноз его эффективности.

2 лекция. Биофизические и функциональные факторы, лежащие в основе фиксации

протезов на беззубых челюстях. Понятие о клапанной зоне. Податливость и подвижность слизистой оболочки. Классификация. Слизистая оболочка протезного ложа. Буферные зоны. Учение о фиксации и стабилизации протезов. Методы изготовления функциональных слепков (оттисков) с беззубых челюстей. Функциональные пробы по Гербсту.

3 лекция. Анатомо-физиологический метод восстановления окклюзионных соотношений и нижней трети лица. Фиксация центрального соотношения беззубых челюстей, антропометрические ориентиры и анатомические закономерности строения лица при ортогнатическом прикусе, лежащие в основе построения искусственных зубных рядов в протезах для беззубых челюстей.

4 лекция. Закономерности окклюзии и артикуляции зубных рядов при ортогнатическом типе прикуса. Их воспроизведение в протезах для беззубых челюстей методами анатомической постановки зубов. Законы артикуляции. Рабочая и балансирующая стороны. Артикуляторы.

5, 6 лекции. Возможные ошибки при определении и фиксации центрального соотношения челюстей, их проявление при проверке конструкции протезов с временным базисом из воска (пластмассы). Возможные ошибки в конструкции изготовленных протезов для беззубых челюстей (базис, зубной ряд). Исправление ошибок. Механизмы адаптации. Правила ведения больного.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: заключается в формировании правильного понимания происхождения сущности и течения болезни, диалектического понимания причинно-следственных взаимоотношений в вопросах этиологии и патогенеза полного отсутствия зубов. О переходе «количественных изменений в качественные», происходящих при полном отсутствии зубов; влиянии и роли различных протезных материалов на органы полости рта и организм в целом.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: состоит в изучении клиники, диагностики и ортопедических методов лечения больных с полной адентией, выработке основных мануальных навыков и наиболее рациональных методов изготовления полных съемных протезов, направленных на восстановление формы и функции жевательного аппарата.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: заключается в привитии и воспитании врачебной этики и деонтологии при приеме больных с полным отсутствием зубов. Правильного понимания своего врачебного долга перед обратившимися к нему больными.