Лекция 3. Технологии организации шоу-программ.

Шоу - постановочное зрелище, представление, с участием артистов эстрады, цирка, хореографии и других жанров. Прародителями современного шоу явились древние зрелища: гладиаторские бои, карнавалы (Бразилия, Европа), коррида и т.д.

В России эта деятельность была представлена в виде народных забав, ярмарочных представлений с участием певцов, канатоходцев, дрессированных животных, иллюзионистов, жонглеров, акробатов и т.д, позднее появились варьете, оперетты, мюзик-холлы.

Послереволюционные шоу, были окрашены пропагандой коммунистических идей. Атрибутами буржуазной культуры являлись ресторанные зрелища, с участием куплетистов, танцовщиц (танец «Канкан»), исполнителей белогвардейских романсов и песен, артистов разговорного жанра и цыган.

Послевоенный период ознаменовался появлением телевизионных развлекательных программ «Голубой огонек», «Кабачок 13 стульев», концертов советской песни, фестивалей и эстрадных конкурсов. Постперестроечные развлекательные программы строились уже по образцу западного шоу.

Можно выделить основные виды шоу-программ:

- телевизионные (ток-шоу);

- реалити-шоу;

- игровые;

- информационно-зрелищные, развлекательные и т.д.).;

- уличные представления (карнавалы, парады, шествия, пиротехническое и лазерное шоу и т.д.);

- программы спортивно-технической направленности (аква-, авто-, мото-шоу и др.);

- клубные программы различной направленности (развлекательные, игровые, музыкальные, танцевальные и т.д.).

К принципам построения шоу-программ относятся:

- принцип системности;

- разножанровости номеров;

- эмоционально-тематической переклички;

- динамичности, темпоритма, контрастности, зрелищности, разнообразия.

В процессе построения шоу-программы учитываются психологические аспекты восприятия, логичность чередования номеров, неожиданность сюжетного хода.

Новейшее техническое оборудование современного шоу: светодизайн, звукоаппаратура, пиротехнические средства, декорации.

Разработка шоу-программ предусматривает два основных этапа: подготовительный и, непосредственно, организационный.

В процессе подготовительного этапа необходимо изучить:

- среду воздействия - численность и структуру населения в данном районе;

- наличие других организаций культуры и театрально-зрелищных предприятий;

- творческие возможности учреждения - наличие творческих коллективов и исполнителей, ведущих, организаторов, художников, режиссеров и т.д.;

- материально-технические возможности - условия сцены, вместимость зала, наличие технического и звукового оборудования; финансовые возможности учреждения.

При разработке и подготовке шоу-программ необходимо учесть следующие аспекты:

1) организационный аспект:

- художественное оформление помещений, в которых будет осуществляться прокат программы;

- установка звуковой, музыкальной и технической аппаратуры;

- расписание репетиций;

- подбор группы менеджерского состава (менеджеры, арт- менеджеры и т.д);

- создание бытовых условий для исполнителей ( наличие гримерных комнат и комнат отдыха).

2) маркетинговый аспект:

- выявление процента потенциальной зрительской аудитории;

- исследование необходимости и дальнейшей популярности данной программы;

- организация рекламной кампании;

- подготовка афиш и рекламного видео ролика;

- организация каналов распространения билетов.

3) финансовый аспект:

- формирование бюджета проекта;

- поиск генеральных, официальных спонсоров;

- подготовка коммерческих предложений для определенной категории организаций, которые могут быть заинтересованы в спонсорстве.

4) нормативно-правовой аспект:

- заключение договора с исполнителями и выполнение договорных обязательств.

Как уже было сказано выше, подготовка и разработка шоу-программ требует наличия информационных, финансовых, технологических, технических и человеческих ресурсов. Производство шоу-программы невозможно без создания определённого штата. Штат такой организации подразделяется на творческий и менеджерский.

Творческий состав, или режиссерско-постановочная группа включает:

- автора сценария, литературного текста, реприз, диалогов, текста ведущих, сюжетного и образного построения;

- режиссёра-постановщика, осуществляющего детальную режиссёрскую разработку и руководство постановочным процессом;

- балетмейстера-постановщика, который, работая в тесном контакте с режиссёром-постановщиком, с помощью танца, пантомимы, массовых хореографических сцен осуществляет замысел режиссёра;

- художника-постановщика, создающего сценографическое решение и осуществляющего авторский и технический контроль за исполнением своего замысла;

- заведующего постановочной частью, занимающегося расчетом необходимого количества сценических декораций и их производством в соответствии с художественно-декорационным решением художника постановщика;

- художника по костюмам;

- художника по свету, осуществляющего световое решение проекта и работающего в тесном контакте с режиссером;

- звукорежиссера, который несет ответственность за качество звука и комплектацию необходимого звукового оборудования;

Менеджерский состав может включать в себя:

-арт-менеджер или арт-директор, который подбирает исполнителей, составляет редакторский лист с указанием названия произведения, авторов музыки и текста, заполняет рапортички для Российского авторского общества;

-директора шоу-программы, занимающегося организацией и постановкой, определяющего технические и административные задачи в соответствии с творческими задачами, и контролирующего их исполнение;

-главного администратора, работающего с административным штатом, контролирующего работу администраторов по транспорту, реквизиту, а также являющегося материально ответственным лицом и координирующего работу подчиненных ему администраторов;

-PR-менеджера, осуществляющего рекламную кампанию проекта в средствах массовой информации;

-коммерческого директора, заключающего контракты с исполнителями, артистами, приглашенными сотрудниками в режиссерско-постановочную группу, фирмами - арендаторами светового, звукового, сценического оборудования, производителями художественно-декорационного оформления шоу-программы, финансовыми структурами и др.

Структурной единицей шоу- программы является номер. Для привлечения внимания зрительской аудитории необходимо соблюдать следующие условия постановки номера:

- зрелищность, которая может быть достигнута посредством яркости костюмов, массовости исполнения;

- неожиданность режиссерского решения;

- вовлечение в процесс исполнения номера зрительской аудитории;

- оригинальность номера;

- продолжительность номера не должна превышать 3,5-4,5 минут. Необходимо также основываться на логику построения сборной программы с учетом условий зрительского восприятия.

Финансирование зрелищных мероприятий осуществляется из различных источников: государственный бюджет, собственные средства организаций культуры, спонсорские вложения.

Спонсорство наиболее выгодное сотрудничество в реализации совместных проектов. Спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон. Перечень услуг и их стоимость по каждому пункту, как правило, прилагаются к творческой концепции и выносятся на рассмотрение финансовой структуры, готовой предоставить необходимые средства. В основном это пакет рекламных услуг. К нему относятся :

- указание спонсора в титрах ТВ-программы, посвящённой данному проекту;

- указание спонсора (торговой марки, логотипа) в афишах, растяжках, и других видах печатной продукции;

- рекламные щиты в месте проведения шоу-программы;

- размещение логотипа фирм - спонсоров в оформлении помещения;

- участие спонсора в пресс-конференциях, посвящённых данному мероприятию;

- упоминание о шоу-программе в газетных публикациях и телеэфире;

- предоставление пригласительных билетов на места VIP.

Все вышеперечисленные услуги должны быть эквивалентны финансовым вложениям спонсора.

Бюджет постановки шоу (концерта, мюзикла, театрализованной программы, музыкального спектакля) предусматривает следующие затраты:

- расходы на выплату гонораров артистам и исполнителям;

- расходы на заработную плату труппы и аренду репетиционного зала;

- расходы на производство декораций, пошив костюмов, изготовление реквизита;

- расходы на аренду и покупку необходимого технического оборудования;

- расходы на рекламу.

Важным принципом построения является взаимодействие со зрителями в зале, включение их в процесс проведения шоу. Существует множество таких номеров, где главными действующими лицами становятся зрители. Это и викторины, и всевозможные конкурсы, и импровизационные номера.

Процесс создания шоу-программы включает в себя следующие технологические этапы:

- концепция, которая заключается в идее, оригинальности сюжета, выборе темы, все это играет важную роль в создании шоу-программы;

- подбор материала - проводится поиском литературного материала, темы, музыкальных фонограмм;

- финансовое обеспечение проекта - заключается в составлении бизнес-плана и разработке творческо-производственных показателей, а также в обеспечении источников финансирования;

- подбор исполнителей - это создание творческой группы;

- реклама – включает в себя анализ и выбор средств рекламирования, доступных данному учреждению культуры;

- репетиции – это творческий процесс не только для исполнителей, но и для самого режиссёра: режиссер наблюдает за тем, что происходит на сцене, как действуют участники программы, он не только проверяет осуществление задуманного, но и мысленно соотносит данное с должным и ищет наиболее правильное решение своих творческих задач: выразительные краски, свет, музыкальное решение, мизансцены и т.д.; таким образом, репетиционная работа режиссёра строится в следующем порядке: 1) работа над сводными номерами; 2) работа над внесением в номера нужных для программы корректур; 3)работа с ведущим над текстом; 4)музыкальное сопровождение; 5) прогон.

- последний этап - организация проката.

 

Лекция 4. Основные институты арт-менеджмента. Общая характеристика.

Структуру арт-индустрии составляют следующие организации:

- концертные компании - филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий;

- театрально-зрелищные предприятия - театры, цирки, цирки на сцене и т.д.;

- продюсерские и промоутерские компании;

- студии грамзаписи;

- предприятия развлекательно-зрелищной направленности;

- творческие объединения и агентства.

В зависимости от характера собственности данные организации могут быть:

- собственниками материально-технических ресурсов;

- пользователями материально-технических ресурсов;

- владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов.

По составу учредителей данные органзации могут выступать в качестве:

- государственных;

- муниципальных;

- частных;

-корпоративных.

По характеру административно-правовой определенности могут быть:

- самостоятельными юридическими лицами;

- административно-правовой единицей в составе юридического лица;

- структурным подразделением в составе юридического лица;

- структурным подразделением в составе административной единицы, входящей в состав юридического лица.

В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как:

- объединение юридических и (или) физических лиц;

- самостоятельный субъект.

В зависимости от характера финансирования могут быть:

- бюджетными;

- хозрасчетными, но не коммерческими;

- предпринимательскими (коммерческими).

По организационно-правовой форме подразделяются на:

-коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей деятельности;

-некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, и получение максимально возможной прибыли не является для них целью всей их деятельности.

Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативными актами, соответствующими той, или иной организационной форме, в которой создана и функционирует данная организация.

Управление в сфере профессионального искусства в целом представляет собой сочетание управления художественным процессом, организационной и экономической деятельностью; его целью является формирование благоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусства, охраны авторских прав, достижение определенного оптимального финансового результата. Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения, с созданием услуг для различных категорий населения.

Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом:

- отношение между обществом и организацией - через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации;

- отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями - через систему договоров;

- отношение между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга, ценообразования;

- отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками - через систему договоров, распорядительных актов администрации организации.

Сегодняшние концертные агентства являются преемниками крупных государственных организаций и компаний. С каждым годом число создаваемых концертных организаций неуклонно растет и географически расширяется. Подобный фактор зависит от увеличивающихся, с каждым годом, интересов и потребностей зрительской аудитории, а также экономических и финансовых возможностей регионов и уровня покупательской способности в них. Подобное явление нельзя назвать негативным так как: во-первых происходит насыщение рынка культурных услуг, во-вторых развивается индустрия культуры, в третьих не только удовлетворяются потребности аудитории, но и формируется новая система взаимоотношений субъектов шоу-бизнеса и государственных структур.