Лекция 2. Характеристика деятельности арт-менеджера, основные функции.
Арт-менеджмент - это деятельность, направленная на регулирование процессов в сфере арт-индустрии и влияние на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющую жизни общества.
Из этого определения видны основные функции арт-менеджера. Менеджмент скорее искусство, чем наука. Управлять - значит работать с людьми и через других людей, решая задачи организации и ее членов.
Основная задача арт-менеджера - это умение достигать поставленных целей. В мелких арт-фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных - арт-менеджер (организатор, управляющий, руководитель).
С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный арт-менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что арт-менеджер порой является важнейшим человеком в арт-фирме,
Специализации арт-менеджмента:
- администратор;
- антрепренер, т.е. владелец, арендатор или содержатель частного зрелищного предприятия;
- руководитель;
- агент - специалист, осуществляющий поиск работы для артиста;
- менеджер предприниматель в профессиональном искусстве, занимающийся организацией концертной деятельности исполнителей;
- персональный менеджер;
- бизнес-менеджер - специалист, выполняющий функции финансового директора, бухгалтера;
- промоутер (импресарио) – специалист по продвижению арт-продуктов;
- продакшн-менеджер - специалист коммерческой фирмы в сфере шоу-бизнеса;
- заведующий постановочной частью;
- отвечающий за музыкальную и техническую аппаратуру и оборудование;
- режиссер;
- продюсер, т.е.:
1) специалист сферы арт-индустрии, основными функциями которого является работа с проектами, поиск и создание новых коллективов и исполнителей, подготовка оригинальных программ; доверенное лицо какой либо частной или государственной структуры, осуществляющее художественное и организационное руководство концертным предприятием и осуществляющее финансовый контроль;
2) специалист по созданию и реализации творческих коммерческих проектов в сфере культуры и шоу-бизнеса.
Это может быть продюсер театров, театральных студий, концертных залов, концертных организаций;
- специалисты кино- и фото студий;
- студий аудио- и видеозаписи;
- ведущие местных, региональных и центральных каналов телевидения.
К аспектам деятельности арт-менеджера относятся:
- художественный аспект: определение «социального заказа» на арт-продукцию; замысел и работа над творческим проектом; поиск художественного образа проекта; выбор режиссера, творческих групп, отдельного артиста; создание имиджа артиста; работа над «легендой» группы, артиста и т.п;
- организационный аспект: проведение гастрольных туров: аренда помещений; расписание репетиций; распространение билетов; создание бытовых условий для исполнителя и др.;
- маркетинговый аспект: сегментация рынка; исследование востребованности продуктов арт-индустрии; организация рекламной кампании; проведение презентаций; организация акций по связям с общественностью; использование разработанных легенд и т.п.;
- финансовый аспект: составление бизнес-плана; определение сметы расходов; формирование бюджета; поиск спонсоров;
- нормативно-правовой аспект: изучение нормативно-правовых документов по созданию продукции арт-индустрии; документально-правовое оформление отношений автор - исполнитель - менеджер и т.п.
Можно вывести следующий перечень профессиональных качеств арт-менеджера:
1) интуитивное начало: умение видеть в любом артисте потенциал и использовать его в своих и его интересах;
2) информационная компетентность: аналитические способности, способность доставать, получать, обрабатывать, структурировать и использовать информацию. Умение увязывать полученную информацию с контекстом ситуации;
3) коммуникативная компетентность: умение налаживать, поддерживать, а также отсекать ненужные связи, контакты; умение поддерживать свою репутацию и имидж делового и порядочного человека и бизнесмена в обществе; владеть основами делового этикета, включая: искусство самопрезентации; умение создать деловой стиль во внешнем облике; умение подготовить и провести деловую встречу;
4) организационно-управленческая компетенция: умение сплачивать, подбирать, формировать вокруг себя команду; грамотно и своевременно решать кадровые вопросы, умение найти и привлечь экспертов для реализации всех этапов своей деятельности;
5) социально-психологическая компетенция: владение аргументацией, методами убеждения, умение разрешать кризисные ситуации, владение вариантами нейтрализации возражений и замечаний, анализ и подведение итогов деловой встречи;
6) юридическая компетенция: владение основами законодательства в сфере предпринимательства, авторских и смежных прав, владение основами регулирования договорных отношений;
7) экономическая компетенция: умение разработать бизнес-план, организовать бюджетное управление.
Основные функции арт-менеджера:
I. Общественные функции:
- организационная:
- постановка целевых задач и планирование, формирование коллектива, подбор людей для управления подразделениями и выполнения заданий и их мотивация;
- делегирование задач и ответственности за их выполнение, доведение до сведения сотрудников арт-фирмы стратегической и оперативной информации;
- стимулирование и обмен идеями;
- функция планирования - необходима для достижения поставленных целей, разработка тактики и политики арт-фирмы;
- мотивация (побуждение человека к деятельности) и контроль.
II.Cпециальные (связаны с осуществлением миссии арт-фирмы) и частные функции:
- исследовательская:
- разработка новых идей и арт-проектов, инновация - путь к успеху;
- изучение традиций искусствоведения и культурологические исследования;
- маркетинговые исследования - выявление художественных предпочтений.
Успешный арт-менеджер должен уметь почувствовать именно тех специалистов и направления в сфере искусства, которые будут востребованы в последующие годы. У него должно быть перспективное видение развития арт-фирмы.
III. Дополнительные функции:
- образовательная - самостоятельное и коллективное ознакомление с традициями искусства и современными течениями в сфере искусства и арт-бизнеса.
- экспертная - оценка основных художественных течений в арт-индустрии.
К принципам работы арт-менеджера любого уровня можно отнести следующие:
- состязательность - конкурентная борьба рождает предоставление более качественных услуг;
- ориентация на спрос - родукты и услуги сферы арт-бизнеса тесно связаны и неотделимы от потребностей потенциальной аудитории и действует по схеме спрос – предложение;
- свободное предпринимательство - организация является коммерческим предприятием и имеет право осуществлять любые действия с целью получения прибыли в рамках законодательства РФ;
- материальная заинтересованность от профессиональной деятельности;
- личная ответственность за результаты труда – в случае предоставления низкокачественных услуг организация выплачивает денежные компенсации (неустойки), оговоренные в договоре, а также отвечает собственным имуществом.
Для арт-менеджера большое значение имеют личностные качества:
- интуиция;
- способность и умение оценивать ситуацию с разных сторон;
- возможность творчески и новаторски подойти к решению возникших проблем;
- коммуникативная компетентность (коммуникабельность);
- лидерство;
- ориентация на достижение результата;
- ответственность, стрессоустойчивость, аккуратность, внимательность, умение работать в команде и т.д.