Библиографический список
Выводы
Некоторые сопоставления
В отличие от подходов аналитической иерархии и многокритериальной теории полезности с помощью подхода РИПСА невозможно осуществить компенсацию малых оценок альтер нативы по одному критерию ее большими оценками по другому критерию. Введение уровней несогласия или порогов вето не позволяет объявить альтернативу Ai при парном сравнении более предпочтительной, если по одному или нескольким крите риям она существенно уступает альтернативе Aj .
Индексы сравнения в методах ELECTRE III , IV и в ряде других методов этого семейства дают возможность учесть не точности в данных и измерениях, совершаемых экспертами.
Однако подход РИПСА не гарантирует выполнения двух важных методологических требований: полноты сравнений и т ранзитивности; Появление отношения несравнимости означа ет, что в некоторых парах альтернатив нельзя выявить отно шение предпочтения. Кроме того, известны случаи, когда в ре зультирующих графах отношений между альтернативами по являются циклы. Авторы методов предлагают в этих случаях два выхода из положения [5]:
• альтернативы, входящие в цикл, объявляются эквива лентными;
• выявляется "наиболее слабое" звено в цикле, и цикл размыкается.
Условия, позволяющие гарантировать отсутствие циклов при применении ELECTRE I , доказаны в [6].
Хотя методы ELECTRE были первично предложены как эвристические, имеется немало работ по их аксиоматическому обоснованию [7]. Сформулированы и доказаны теоремы, харак теризующие методы, принадлежащие к подходу РИПСА. В частности, исследования показали, что проблема создания систе мы индексов, гарантирующих заданные желательные свойства метода, близка к проблеме построения правил коллективного выбора (см. лекцию 11).
Методы ELECTRE реализованы в виде систем поддержки принятия решений. Эти системы достаточно привлекательны для пользователей. Они разработаны в университете Paris - Dauphine лабораторией анализа и моделирования систем, помо гающих в принятии решений [8].
• Одним из первых подходов к сравнению многокритериальных альтернатив является подход, основанный на определении би нарного отношения превосходства альтернатив по качеству ( outranking relation ). Этот подход реализован в виде совокупности методов ELECTRE . Методы ELECTRE позволяют определять для каждой пары альтернатив индексы согласия и несогласия с гипотезой, что одна из альтернатив превосходит другую.
• При заданных уровнях согласия и несогласия две альтернативы могут находиться в отношениях превосходства, эквивалентно сти и несравнимости. Последовательное выделение ядер по зволяет частично упорядочить альтернативы по качеству.
• В методах семейства ELECTRE можно выделить два основных типа:
• этап разработки, на котором строятся индексы попарного сравнения альтернатив;
• этап исследования, на котором построенные индексы ис пользуются для анализа заданного множества альтернатив.
• Достоинством методов ELECTRE является поэтапность выявле ния предпочтений ЛПР в процессе назначения уровней согласия и несогласия и изучения ядер. Детальный анализ позволяет ЛПР сформировать свои предпочтения, определить компромиссы меж ду критериями. Использование отношения несравнимости позво ляет выделить пары альтернатив с противоречивыми оценками, остановиться на ядре, выделение которого достаточно обосно ванно с точки зрения имеющейся информации.
• При применении методов семейства ELECTRE веса критериев мо гут отражать мнение группы экспертов, а не только мнение ЛПР.
- Roy В . Multicriteria Methodology for Decision Aiding. Dordrecht : Kluwer Academic Pulisher, 1996.
- Vincke Ph.Outranking approacha. In: T. Gal, T. Stewart, T. Hanne (Eds.) Multicriteria Decision Making: Advances in MCDM models, algorithms, theory and applications, Kluwer. Boston : Academic Publishers, 1999.
- Roy В ., Bouyssou D. Aide Multicritere a la Decision : Methodes et Cas. Paris : Economica, 1993.
- Hokkannen J., Salminen P. ELECTRE Ш and IV Decision Aids in an Environmental Problem // J. of Multi-Criteria Decision Analysis. 1997. V. 6.
- Vanderpooten D.The construction of prescriptions in ontranking methods. In: С . Bana е Costa (ed.) Readings in Multiple Criteria Decision Aid. Berlin : Springer Verlag, 1991.
- Анич И., Ларичев О.И. Метод ЭЛЕКТРА и проблема ацикличности от ношений альтернатив // Автоматика и телемеханика. 1996. № 8.
- Pirlot M. Acommon framework for describing some outranking methods // J. of Multi-Criteria Decision Analysis. 1997. V. 6.
- Vallee D., Zielniewicz P. ELECTRE 3-4, version 3x. Guide d'Utilisation, Document LAMSADE N 85. Paris : Universite de Paris Dauphine , 1994.
Возможность человеческого ума формулировать и решать сложные проблемы очень мала по сравнению с размером проблем, решение которых необходимо для объективно рационального поведения в реальном мире или даже для разумного приближения к такой объективной рациональности. Н. A. Simon.Models of Man: Social and Rational |
Модель человеческого мозга «Грандом», созданная в Монтландии
«Сегодня у нас вводная лекция и экскурсия в Институт Мозга, - начал очередной профессор. - Знаете ли вы, какой интерес для туристов-иностранцев, посещающих нашу столицу, представляет экскурсия в Институт Мозга, где они своими глазами могут увидеть фантастических размеров «Грандом» - уникальную модель человеческого мозга? В этой действующей модели воссозданы все нейроны, все их бесчисленные взаимосвязи, что позволяет проникнуть в тайну тайн великой природы - в механизм мыслительного процесса, ежеминутно, ежечасно осуществляемого нашим мозгом.
И вам несказанно повезло, друзья мои; у вас будет возможность поработать с этой удивительной моделью! Университет Власти выделил значительную сумму за доступ к этому устройству.
А сейчас расскажу об истории создания «Грандома».
В течение многих и многих лет психологи-когнитологи и нейрофизиологи производили свои исследования изолированно, независимо друг от друга. Были, конечно, отдельные попытки связать поведение людей с работой мозга, но не существовало приборов, а главное - не было специалистов, знающих обе эти области и одинаково свободно владеющих необходимыми методами исследований.
Положение радикально изменилось примерно 100 лет тому назад, когда был изобретен позитограф - прибор, регистрирующий возбуждение отдельных нейронов. Оценив возможности нового направления, Министерство исследований Монтландии субсидировало специальную научную программу, которая позволила в конечном итоге создать «Грандом».
В этой модели сотни быстрых компьютеров согласованно управляют работой отдельных участков мозга и их взаимодействием. Итак, наш «Грандом» - это гигантская копия человеческой головы. Он свободно узнает предметы, разговаривает, принимает самостоятельные решения. И мы можем отслеживать на специальных дисплеях, как происходит работа мозга, как она связана с когнитивным процессом.
Вот «Грандом» созерцает цветную картинку, и мы можем следить за возбуждением нейронов по разноцветным вспышкам, пробегающим на экране дисплея. Компьютеры записывают и затем воспроизводят (в замедленном темпе) работу мозга при решении логических задач, при чтении текстов, при восприятии зрительных образов, при отгадывании головоломок.
Исследования, которые привели к созданию «Грандом», позволяют понять человека, принимающего решения. Человеческие ошибки и неудачные попытки увидеть проблему в целом связаны с самой структурой мозга, с его ограниченной способностью одновременно сосредоточиться на многих факторах, оценивая их сущность и определяя суммарное суждение на основе этих оценок. Причем дело здесь не в размере мозга, а именно в его функциональных возможностях, предопределенных самой природой.
Благодаря «Грандом» можно увидеть и как работает наш мозг при сравнении вариантов решений, имеющих противоречивые оценки по многим критериям. Наблюдая и анализируя этот процесс, мы можем понять, насколько сложны эти задачи, как пытается мозг обойти эти сложности, как в процессе обработки теряется часть информации и как возникают ошибки.
Работа с «Грандом» позволила познать материальные основы логической деятельности человека. Но она привела также к парадоксальному открытию: многие человеческие чувства и эмоции не рождаются в мозгу, а лишь вмешиваются в его работу. Любовь к прекрасному, чувства вины и сострадания, появление ощущения самого себя в мире - все это нельзя объяснить только деятельностью мозга».
( Продолжение следует )