Библиографический список

Выводы

Некоторые сопоставления

В отличие от подходов аналитической иерархии и много­критериальной теории полезности с помощью подхода РИПСА невозможно осуществить компенсацию малых оценок альтер­ нативы по одному критерию ее большими оценками по другому критерию. Введение уровней несогласия или порогов вето не позволяет объявить альтернативу Ai при парном сравнении бо­лее предпочтительной, если по одному или нескольким крите­ риям она существенно уступает альтернативе Aj .

Индексы сравнения в методах ELECTRE III , IV и в ряде других методов этого семейства дают возможность учесть не­ точности в данных и измерениях, совершаемых экспертами.

Однако подход РИПСА не гарантирует выполнения двух важных методологических требований: полноты сравнений и т ранзитивности; Появление отношения несравнимости означа ет, что в некоторых парах альтернатив нельзя выявить отно­ шение предпочтения. Кроме того, известны случаи, когда в ре­ зультирующих графах отношений между альтернативами по являются циклы. Авторы методов предлагают в этих случаях два выхода из положения [5]:

• альтернативы, входящие в цикл, объявляются эквива лентными;

• выявляется "наиболее слабое" звено в цикле, и цикл размыкается.

Условия, позволяющие гарантировать отсутствие циклов при применении ELECTRE I , доказаны в [6].

Хотя методы ELECTRE были первично предложены как эв­ристические, имеется немало работ по их аксиоматическому обоснованию [7]. Сформулированы и доказаны теоремы, харак­ теризующие методы, принадлежащие к подходу РИПСА. В частности, исследования показали, что проблема создания систе­ мы индексов, гарантирующих заданные желательные свойства метода, близка к проблеме построения правил коллективного выбора (см. лекцию 11).

Методы ELECTRE реализованы в виде систем поддержки принятия решений. Эти системы достаточно привлекательны для пользователей. Они разработаны в университете Paris - Dauphine лабораторией анализа и моделирования систем, помо­ гающих в принятии решений [8].

• Одним из первых подходов к сравнению многокритериальных альтернатив является подход, основанный на определении би нарного отношения превосходства альтернатив по качеству ( outranking relation ). Этот подход реализован в виде совокупности методов ELECTRE . Методы ELECTRE позволяют определять для каждой пары альтернатив индексы согласия и несогласия с гипотезой, что одна из альтернатив превосходит другую.

• При заданных уровнях согласия и несогласия две альтернативы могут находиться в отношениях превосходства, эквивалентно сти и несравнимости. Последовательное выделение ядер по зволяет частично упорядочить альтернативы по качеству.

• В методах семейства ELECTRE можно выделить два основных типа:

• этап разработки, на котором строятся индексы попарного сравнения альтернатив;

• этап исследования, на котором построенные индексы ис­ пользуются для анализа заданного множества альтернатив.

• Достоинством методов ELECTRE является поэтапность выявле­ ния предпочтений ЛПР в процессе назначения уровней согласия и несогласия и изучения ядер. Детальный анализ позволяет ЛПР сформировать свои предпочтения, определить компромиссы меж­ ду критериями. Использование отношения несравнимости позво­ ляет выделить пары альтернатив с противоречивыми оценками, остановиться на ядре, выделение которого достаточно обосно­ ванно с точки зрения имеющейся информации.

• При применении методов семейства ELECTRE веса критериев мо гут отражать мнение группы экспертов, а не только мнение ЛПР.

  1. Roy В . Multicriteria Methodology for Decision Aiding. Dordrecht : Kluwer Academic Pulisher, 1996.
  2. Vincke Ph.Outranking approacha. In: T. Gal, T. Stewart, T. Hanne (Eds.) Multicriteria Decision Making: Advances in MCDM models, algorithms, theory and applications, Kluwer. Boston : Academic Publishers, 1999.
  3. Roy В ., Bouyssou D. Aide Multicritere a la Decision : Methodes et Cas. Paris : Economica, 1993.
  4. Hokkannen J., Salminen P. ELECTRE Ш and IV Decision Aids in an Environmental Problem // J. of Multi-Criteria Decision Analysis. 1997. V. 6.
  5. Vanderpooten D.The construction of prescriptions in ontranking methods. In: С . Bana е Costa (ed.) Readings in Multiple Criteria Decision Aid. Berlin : Springer Verlag, 1991.
  6. Анич И., Ларичев О.И. Метод ЭЛЕКТРА и проблема ацикличности от ношений альтернатив // Автоматика и телемеханика. 1996. № 8.
  7. Pirlot M. Acommon framework for describing some outranking methods // J. of Multi-Criteria Decision Analysis. 1997. V. 6.
  8. Vallee D., Zielniewicz P. ELECTRE 3-4, version 3x. Guide d'Utilisation, Document LAMSADE N 85. Paris : Universite de Paris Dauphine , 1994.
Возможность человеческого ума формули­ровать и решать сложные проблемы очень мала по сравнению с размером проблем, решение ко­торых необходимо для объективно рациональ­ного поведения в реальном мире или даже для разумного приближения к такой объективной рациональности. Н. A. Simon.Models of Man: Social and Rational

 

Модель человеческого мозга «Грандом», созданная в Монтландии

«Сегодня у нас вводная лекция и экскурсия в Институт Моз­га, - начал очередной профессор. - Знаете ли вы, какой интерес для туристов-иностранцев, посещающих нашу столицу, пред­ставляет экскурсия в Институт Мозга, где они своими глазами могут увидеть фантастических размеров «Грандом» - уникаль­ную модель человеческого мозга? В этой действующей модели воссозданы все нейроны, все их бесчисленные взаимосвязи, что позволяет проникнуть в тайну тайн великой природы - в меха­низм мыслительного процесса, ежеминутно, ежечасно осущест­вляемого нашим мозгом.

И вам несказанно повезло, друзья мои; у вас будет возможность поработать с этой удивительной моделью! Университет Власти выделил значительную сумму за доступ к этому устройству.

А сейчас расскажу об истории создания «Грандома».

В течение многих и многих лет психологи-когнитологи и нейрофизиологи производили свои исследования изолированно, независимо друг от друга. Были, конечно, отдельные попытки связать поведение людей с работой мозга, но не существовало приборов, а главное - не было специалистов, знающих обе эти области и одинаково свободно владеющих необходимыми мето­дами исследований.

Положение радикально изменилось примерно 100 лет тому назад, когда был изобретен позитограф - прибор, регистрирую­щий возбуждение отдельных нейронов. Оценив возможности но­вого направления, Министерство исследований Монтландии суб­сидировало специальную научную программу, которая позволила в конечном итоге создать «Грандом».

В этой модели сотни быстрых компьютеров согласованно управляют работой отдельных участков мозга и их взаимодей­ствием. Итак, наш «Грандом» - это гигантская копия человече­ской головы. Он свободно узнает предметы, разговаривает, при­нимает самостоятельные решения. И мы можем отслеживать на специальных дисплеях, как происходит работа мозга, как она связана с когнитивным процессом.

Вот «Грандом» созерцает цветную картинку, и мы можем следить за возбуждением нейронов по разноцветным вспышкам, пробегающим на экране дисплея. Компьютеры записывают и за­тем воспроизводят (в замедленном темпе) работу мозга при ре­шении логических задач, при чтении текстов, при восприятии зрительных образов, при отгадывании головоломок.

Исследования, которые привели к созданию «Грандом», по­зволяют понять человека, принимающего решения. Человеческие ошибки и неудачные попытки увидеть проблему в целом связаны с самой структурой мозга, с его ограниченной способностью од­новременно сосредоточиться на многих факторах, оценивая их сущность и определяя суммарное суждение на основе этих оце­нок. Причем дело здесь не в размере мозга, а именно в его функ­циональных возможностях, предопределенных самой природой.

Благодаря «Грандом» можно увидеть и как работает наш мозг при сравнении вариантов решений, имеющих противоречи­вые оценки по многим критериям. Наблюдая и анализируя этот процесс, мы можем понять, насколько сложны эти задачи, как пытается мозг обойти эти сложности, как в процессе обработ­ки теряется часть информации и как возникают ошибки.

Работа с «Грандом» позволила познать материальные осно­вы логической деятельности человека. Но она привела также к парадоксальному открытию: многие человеческие чувства и эмоции не рождаются в мозгу, а лишь вмешиваются в его рабо­ту. Любовь к прекрасному, чувства вины и сострадания, появле­ние ощущения самого себя в мире - все это нельзя объяснить только деятельностью мозга».

( Продолжение следует )