Штриховое кодирование
Автоматизация торгового учета
В последнее время широкое распространение получила технология автоматизации учета товара на основе штрих-кодирования. Поступающий на склад магазина товар можно разделить на три категории:
1) Штучный товар, не имеющий маркировки штрих-кодом. При регистрации поступления такого товара он должен маркироваться самоклеящейся этикеткой со штрих-кодом.
2) Товар, который при поступлении на склад расфасовывается, должен получить этикетку со штрих-кодом после взвешивания. Электронные весы, на которых взвешивается товар, должны быть соединены с компьютером и принтером этикеток.
3) Штучный товар, поступающий на склад с уже нанесённым на упаковку штрих-кодом.
Информация о товарах всех перечисленных категорий заносится в базу данных. Далее любое движение товара (перемещение со склада, списание, продажа) регистрируется в системе и отражается как во внутренних приходно-расходных документах, так и в документах финансовой отчетности.
С развитием информационной технологии всё острее встаёт вопрос быстрого и надёжного ввода информации о товаре в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта его поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы движения.
В последние года наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода обработки информации становится штриховое кодирование.
Штриховой код – чередование темных и светлых полос разной ширины и их сочетания, иногда к ним добавляются цифры.
Скорость ввода штрихового кода по сравнению со скоростью ввода символов возрастает в 1,5 – 2 раза, а достоверность данных повышается на несколько порядков.
Сейчас в зарубежных странах товары массового спроса снабжены штриховыми кодами, которые идентифицируют каждый товар. Штриховой код становится неотъемлемым элементом маркировки товаров. В соответствии с последними требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие ШК на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.
Система кодирования и обработки информации о товаре становится экономически оправданной только в том случае, если она охватывает не менее 85% товаров.
Правительством России принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая внедрение системы штрихового кодирования в торговли, банковском деле, на транспорте, в медицине и других сферах народного хозяйства.