Основные пути борьбы с теневой экономикой

Суть и содержание теневой экономики

ТЕМАЗ ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

В настоящее время среди специалистов и широких масс населения широкое распространение получило понятие "теневая экономика".В бытовом восприятии он истолковывается не вполне точно, так как ассоциируется с незаконной деятельностью. Правильнее было бы говорить о "незарегистрированной"или "скрытой"экономике. Среди специалистов также нет единодушной трактовки этого понятия. Каждая организация определяет его исходя из своих ведомственных интересов. В основном речь идет именно о тех видах экономической активности, которые вполне законны, но по тем или иным причинам не могут быть зарегистрированы статистикой традиционными способами. Речь идет об экономике, которая в целом функционирует в границах законодательства, но нарушает отдельные его положения, так как нарушение законов для предпринимателя выгоднее, чем их соблюдение.

К примеру, Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) под теневой (неконтролируемой) экономикой (теневым бизнесом) понимает "совокупность в принципе легальных, но не выявляемых открытыми проверочными методами финансово-хозяйственных операций".

В системе национальных счетов, выступающей в качестве международного стандарта и рекомендованной для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, МБРР и Комиссией Европейских сообществ,дается более широкое понятие нерегистрируемой (неучтенной, теневой) экономики. Здесь теневая (неучтенная, нерегистрируемая) экономика включает несколько видов экономической деятельности.

"Скрытая" экономическая деятельность включает в большинстве случаев не запрещенную законом экономическую Деятельность, которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее единицами с целью уклонения от уплаты социальных взносов или выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность может осуществляться практически во всех отраслях экономики. Примером может служить подпольное производство алкоголя.

• “Неформальная" экономическая деятельность осуществляется в основном на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями. Это, к примеру, торговля с рук на рынках..

"Нелегальная" экономическая 'деятельность является незаконной, т.е. она охватывает те виды производства, товаров или услуг, которые прямо запрещены существующим законом. К таким видам деятельности можно отнести, к примеру, производство и продажу наркотиков.

Выделение собственно теневой экономики из легальной имеет смысл лишь применительно к определению степени вмешательства в экономику правоохранительных органов, а также действий органов статистики и фискальных органов.Другими словами, для выделения в рамках легальной экономики ее теневой составляющей, исходя из ведомственных интересов, следует использовать критерий контролируемости. Контролируемые процессы, по определению, не являются "теневыми", или "скрытыми", а неконтролируемые требуют для борьбы с ними дополнительных сил и средств.При этом предлагается сначала разделить экономическую деятельность по признаку контролируемости на теневую и контролируемую, а затем теневую экономику на нелегальную и легальную.

Масштабы теневой экономики огромны.Хотя измерить ее точно — непростая задача, ведь теневая экономика собственно и возникает из-за стремления избежать измерения, ряд экономистов использует некоторые косвенные методы, позволяющие дать ей относительную оценку. По экспертным оценкам, во второй половине 2000-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с' переходной экономикой — 23, а в развивающихся — 39% ВВП, Нет ясности и с размерами теневой экономики в современной России.По оценке Госкомстата РФ, она составляет примерно 20-25% ВВП. Однако на состоявшемся в январе 2010 г. заседании Общественного экспертного совета по промышленной политике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечалось, что официальные данные занижены и составляют на самом деле около 70%. Такая экономика, по оценкам экспертов, живет по своим собственным законам, ее невозможно регулировать ни налогами, потому что она их не платит, ни законами, так как она их не признает, ни иными средствами.

Для более или менее реальной оценки масштабов теневой экономики в зарубежных странах экономисты чаще всего используются "методом физических затрат",сравнивая потребление электроэнергии и объем выпуска продукции. "Избыточное" потребление электроэнергии в сравнении с официально декларируемым объемом производства говорит о присутствии в экономике теневого сектора, который иногда достигает гигантских масштабов. При использовании этого метода оказывается, что теневая экономика в Нигерии, к примеру, достигает 76% официального ВВП.

Теневая экономика — это сложное явление, представляющее совокупность неконтролируемых и нерегулируемых как противоправных, так и законных видов экономической деятельность

В ее сферу вовлечены:

• основные капиталы (движимость и недвижимость, ресурсы (производства, средства производства);

• финансовые средства и ценные бумаги (акции, векселя, электронные карты и др.);

•личные капиталы структур теневой экономики (дома, земля, автомашины, дачи и др.);

• трудовые ресурсы (лица, которые задействованы в теневых экономических видах деятельности).

Для контроля за соблюдением субъектами экономической деятельности установленных норм права государством создаются контролирующие органы.Ими выявляются и пресекаются нарушения норм валютного, таможенного, налогового законодательства, правил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм и т.п. Но эти органы могут проводить только проверки и исполняют свои функции лишь в той мере, в какой им это позволяет делать закон и открытость проверяемых субъектов.

Стоит субъектам экономической деятельности нарушить нормы права, предусматривающие определенную степень открытости, как их деятельность, оставаясь вообще легальной, становится уже для контролирующих учреждений недосягаемой, неконтролируемой. В таком случае в дело должны вмешаться правоохранительные органы.

Выделяют три группы факторов,которые способствуют развитию теневой экономики.

I Экономические факторы:

• высокие налоги (налоги на прибыль, подоходный налог и др.);

· реструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

· кризис финансовой системы и влияние его негативный

последствий на экономику в целом;

• несовершенство процесса приватизации;

• деятельность незарегистрированных экономических структур.

II Социальные факторы:

• низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

• высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

• неравномерное распределение валового внутреннего продукта среди населения страны.

III. Правовые факторы:

• несовершенство законодательства;

- недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

• несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

Теневая экономика включает две компоненты: "скрытую" "неформальную" (нелегальную)деятельность.

"Скрытая" деятельность — это сокрытие доходов легально зарегистрированных структур с целью, как правило, уклонения от уплаты налогов.

"Неформальная" деятельность — это нигде официальн0;йе зафиксированная и не учитываемая деятельность частных лиц на приусадебных участках, в домашних хозяйствах и т.п.

2. Российская теневая экономика

Теневая экономика как таковая существовала в СССР всегда в силу дефицита товаров и услуг и определенных ограничений хозяйственной деятельности населения.

По данным экспертов журнала "Профиль", к числу основных профессий в теневой экономике относят воров, попрошаек, проституток, мошенников, фальшивомонетчиков, рэкетиров, киллеров, хакеров и воров пластиковых карт; они считают, что их число достигает 500 тыс. человек. Сотрудниками МВД РФ эти деятели были проранжированы по доходу, риску и некоторым другим показателям. В результате были рассчитаны средние баллы, отражающие место каждой из этих профессий в "профессиональной иерархии", которую называют "антирейтингом".

В России есть два основных условиявозникновения теневой экономики — с одной стороны, чрезмерная жесткость законов,а с другой — неспособность государства обеспечивать их безусловное выполнение.

Государство своей непродуманной налоговой политикой (чем выше налог, тем больше денег в бюджете) фактически само "выдавило" в теневую экономику, т.е.в неналоговую сферу, около 40% всей экономики страны. Тем самым вместе с жулика-ми и ворами сюда попали законопослушные граждане.

Принятый недавно новый Налоговый кодекспока является всего лишь декларацией, требующей для своего реального воплощения разработки и введения в действие целого ряда законов и подзаконных актов.

Как отмечала группа экономистов, изучавших опыт становления рыночных отношений в Восточной Европе и в бывшем СССР, советская экономика держалась на плаву "благодаря инстинкту людей, живших при плановой экономике, но на-учившихся обеспечивать свои интересы путем контрактов, обмена, соглашений, договоров, черных рынков и взаимных уступок, которые они самостоятельно и часто неформально вырабатывали".

Хотя масштабы теневой экономики в советское время составляли не более 10% ВВП и значительного влияния на развитие экономики она не имела, теневой рынок в то время играл роль важного стабилизирующего фактора: известные дисбалансы производства и всевозможные дефициты сглаживались благодаря периодическому использованию всеми экономическими агента-ми, в том числе и государственными предприятиями, неформальных квазирыночных правил. Как отмечалось экспертами, «тот спрос, который не может удовлетворить "первая экономика", создает всепоглощающий рынок для продукции и услуг в сфере "теневой" экономической деятельности».В результате возник целый спектр неформальных институтов, деятельность которых осуществлялась вне прямого контроля и санкций со стороны официальных органов управления.

Ослабление тоталитарности режима означало в числе прочего расширение масштабов этого невидимого сектора прежде всего за счет репетиторства, с каждым годом набиравшего силу, и медицинских услуг, позже шабашников-индивидуалов на мелких (в основном сельских) строительных и ремонтных работах.

Кардинальные перемены произошли после принятия Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 19 июня 1992 г. и Закона РФ "Об индивидуальной трудовой деятельности" от 2 апреля 1993 г. Практически это означало, что государство дает возможность узаконить теневой бизнес и вывести его из тени. Именно в этот момент многие теневые или близкие к ним структуры стали официально регистрировать свои виды деятельности. В результате либерализации законодательства легализация бизнеса стала прибыльней продолжения теневого.

Главной причиной роста теневой экономики в России, по мнению многих исследователей, была "незавершенная либерализация".Из всего набора "экономических свобод" были введены лишь некоторые (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.), другие же не получили развития (к примеру, право покупки и продажи земли). Даже там, где свобода, казалось бы, дарована, государство не давало гарантий ее защиты. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России своеобразный "защитный комплекс" — боязнь привлечь к себе и своей деятельности, внимание кого бы то ни было, в первую очередь государства, даже в том случае, если бизнес велся без нарушений.

Опыт постсоциалистических стран показал, что чем сложнеё экономическое положение, тем выше уровень теневой активности, чаще уход хозяйственных структур в подполье, уклонение от государственного контроля, в первую ,очередь налогового.

Теневая экономика включала три части:

"легкую", т.е. хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, прямо не связанную с нарушением законов, но балансирующую на его грани, или же активность в сферах, которые закон не регламентировал вообще;

"среднюю", представляющую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой;

"тяжелую", связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой.

,К "легкой" теневой экономике относилась, например, широко распространенная несанкционированная дополнительная занятость. Так называемые "подснежники" — люди, числящиеся на работе, но реально не работающие, большую часть зарплаты которых получали и распределяли руководители-работодатели/ или деятельность "толкачей" — работников, выбивавших для' своего предприятия дефицитные ресурсы. К "средней" — частное предпринимательство, валютные операции, бартерные сделки» оказание услуг за плату в частном порядке. К "тяжелой” — торговля наркотиками, воровство, коррупция, рэкет.

Теневая экономика оказывает двойственное влияние на социально-экономическое положение в стране: стабилизирующее и дестабилизирующее.Степень проявления той или иной формы воздействия в значительной мере определяется состоянием экономики в целом.

Считается, что основными направлениями стабилизирующего влияниятеневой экономики на российское общество и его экономику являются:

• формирование более эффективных форм экономической . л деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в кризисных ситуациях;

• создание в деятельности традиционных сфер новых рыночных ниш в период спада официальной экономики и падение. уровня жизни населения; формирование негосударственной финансовой, базы для решения социальных задач.

К основным дестабилизирующим направлениямвлияния теневой экономики на российское общество и экономику относят:

• вытеснение официальных механизмов налогообложения и соответственно снижение объемов собираемых налогов;

• дезорганизацию производственных процессов в официальной экономике и препятствие созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций;

• усиление криминальной обстановки в обществе, порождающей многочисленные конфликты, разрешаемые в том числе с применением насилия (рэкет, вымогательство и т.п.);

• расширение "размытости" принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение.

По оценкам специалистов, в России завершились уже два этапа, на которых различались соотношения указанных групп факторов: 1991-1994 гг., когда имело место стабилизирующее воздействие теневой экономики на российское общество; 1995 - 1998 гг., когда преобладали дестабилизирующие факторы.

Стабилизирующая роль теневого сектора на первом этапе была обусловлена тем, что традиционные рабочие места в официальной экономике на первом этапе экономических реформ перестали обеспечивает средства к существованию для многих миллионов людей, поэтому они нашли новую основную или дополнительную занятость в теневом секторе экономики. Второй этап характеризовался накоплением негативных результатов теневой экономики (неплатежи, уход от налогов и т.д.), осложнившим выполнение государством многих основных функций.

В настоящее время идет третий этап процесса развития теневой экономики — это институционализация связи теневой экономики с официальными структурами. В частности, речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой экономики и официальной политики, что может привести к криминализации властных структур. Все это вызывает необходимость решительного наступления государства на теневой сектор, создания таких правовых, экономических и социальных условий предпринимательства в стране, которые способствовали бы прозрачности действий экономических структур, их заинтересованности в полной легализации своего бизнеса.

Основной причиной торможения реформ с точки зрения бюджета является низкая собираемость налогов. Если в структуре платежей преобладают наличные расчеты, собрать налоги можно только с оставшейся доли безналичных расчетов, так как только они ведутся с использованием банковских счетов и могут быть оценены налоговыми органами.

Если государство хочет собирать налоги полностью, то оно должно ввести безналичные расчеты в банковскую систему России и избавиться от любых суррогатов денег, которые не учитываются в плане бухгалтерских банковских счетов.

Неплатежи в бюджет, падение спроса как предприятий, так и населения, новая система налогообложения, либерализация внешней торговли и валютного регулирования, размер банковских ставок изменили состав и направленность теневого бизнеса, придав ему больший размах.

В условиях рыночной экономики изменились способы взаимодействия субъектов рынка с обществом и, следовательно, классификация тех, кто участвует в теневой деятельности. Теперь оценка ведется на основании социальной полезности или опасности для общества того или иного действия. Это значит, что в рамках теневой экономики сейчас различают две группы хозяйствующих субъектов:

• группу, ведущую продуктивную деятельность, создающую полезные товары и оказывающую нужные потребителю услуги, но не выплачивающую при этом всех налогов государству и совершающую некоторые другие незначительные экономические нарушения;

• группу, специализирующуюся на криминальнойдеятельности.

К первой группе, ведущей в основном легальную деятельность и нарушающей закон лишь эпизодически, относится большая часть наших предпринимательских структур. Нарушения, которые они совершают, носят вынужденный характер и вызваны пороками сложившейся экономической системы. Самые распространенные из них — выплата налогов и других платежей в бюджет в неполном объеме и "обналичивание" безналичных денег (не путать с "отмыванием" преступных средств!).

Вторая группа — это профессиональная теневая активность, практически полностью нелегальная. Это деятельность второй группы представителей теневой экономики. По оценке МВД РФ, ее численность составляет примерно 9 млн. человек, или около 14% всех экономически активных граждан страны.

Четкое разграничение сфер теневой деятельности необходимо, особенно в условиях формирования в России экономики нового типа. Следует понять, с чем и какими методами надо бороться: что-то, может быть, действительно надо легализовать и привести в соответствие с правовыми нормами, не затрагивая основ самой хозяйственной деятельности, что-то структурировать, выделяя рациональное зерно, а по поводу чего — изъясняться только языком Уголовного кодекса.

Теневая экономика неоднородна, ей присуща своя социальная структура. Авторы доклада "Теневая экономика в России" выделяют в ней три страты:

• высший (криминальные элементы — торговцы наркотика-ми, оружием, рэкетиры, воры, наемные убийцы, сутенеры , и др.);

• средний (коммерсанты, банкиры, мелкие и средние предприниматели и др.);

• нижний (наемные работники как физического, так и умственного труда).

В отношении физических лиц в теневом бизнесе сложилось несколько основных направлений деятельности. Это:

• вторичная занятость населения, никак юридически не оформленная и охватывающая практически всю сферу услуг;

• розничная торговля и "челночный" бизнес;

• распространенное взяточничество чиновников.

Основой для этого опять же является сверхжесткая шкала подоходного налога для физических лиц. Политика государства создала ситуацию, когда практически все трудоспособное населения страны не может в той или иной степени не заниматься

Очень часто встречаются и индивидуальные предприниматели, и мелкие организации, не предоставляющие сведений о своей финансово-хозяйственной деятельности. Выявление и пресечение деятельности таких предпринимателей представляет собой весьма трудоемкий процесс, поскольку реальная информация о их местонахождении зачастую скрывается.

Подобное положение по существу значительно искажает государственную статистическую отчетность, особенно в сфере занятости, когда конкретному человеку выгоднее числиться на предприятии, не получая зарплату, и в то же время активно заниматься теневым бизнесом.

В отношении предприятий и организацийтеневой бизнес выражается в сокрытии значительной части доходов. Система налогообложения и отсутствие защиты прав акционеров практически отдают производства на откуп менеджерам, для которых показ прибыли в принципе невыгоден, так как придется платить налоги и выплачивать дивиденды по акциям, что не совпадает с их интересами. В ход идут самые разнообразные приемы, направленные или на увеличение себестоимости, или на сокращение выручки. Обычно для этих целей используются бартерные операции, чтобы избежать получения денежных средств, которые в первоочередном порядке перечисляются в бюджет.

В теневом бизнесе для предприятий существуют свои стратегии и тактики.Для малых предприятий (особенно для предприятий с численностью до 15 человек) характерно выполнение работ без оформления договоров, за наличный расчет.

Для крупных предприятий за последние годы характерно резкое искусственное снижение прибыльности производства, доминирование неденежных форм расчетов, что косвенно показывает наличие теневого бизнеса.

В целом в рамках теневой экономики можно выделить три вида операций:

• полностью выводимые из-под учета;

• направленные на сокрытие части оборота;

• проводимые под видом других операций.

На государственном уровне проблемами теневой экономики, помимо силовых структур (МВД, ФСБ и др.), занимаются органы статистики (Госкомстат РФ и его органы на местах), которые вынуждены "досчитывать" в статотчетности произведенную, но не показанную продукцию (товары, услуги), и органы Министерства по налогам и сборам, пытающиеся собрать налоги с физических и юридических лиц в максимальном

размере. Активно участвуют в этой работе органы Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП).

Госкомстат России досчитывает ВВПстраны по ряду показателей с целью более полного учета производимых продуктов и услуг. Поправка на теневую экономикув системе национальных счетов включает:

1. Показатели законной деятельности,скрываемой или преуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты

налогов.

2. Показатели неформальной (неофициальной, но легальной) деятельности,в том числе:

• деятельность некорпорированных предприятий, работающих для собственных нужд, т.е. производство товаров и услуг в домашних хозяйствах и ими же потребленных, если эта деятельность оказывает влияние на макроэкономическую ситуацию, например производство продукции в подсобных хозяйствах;

• деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, например временных бригад строите-лей.

3. Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

• легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально, например деятельность без соответствующих лицензий;

• нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется рыночный спрос, например производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда.

Госкомстат России учитывает при расчетах ВВП все перечисленные выше виды теневой экономики, кроме последнего.

По оценкам Госкомстата РФ, досеет розничного товарооборота с учетом скрываемого товарооборота торгующих организаций, оборотов вещевых и продовольственных рынков и уличной торговли составляет до 40% всего товарооборота. Рыночные услуги, оказываемые индивидуальными производителями, составляют при досеете более половины общего объема рыночных индивидуальных услуг. Также производится досеет по таким показателям, как частное строительство, производство сельскохозяйственной продукции в подсобных хозяйствах и т.д.

Масштабы недополучения налогов в бюджет от личных доходов можно определить только экспертным путем.По данным специальных обследований, вторичной занятостью охвачена примерно треть занятого населения. Совершенно ясно, что в своей массе никаких юридических договоров при выполнении данных работ не заключается. Также возникает вопрос о занятости и уплате налогов мигрантами, особенно из стран бывшего СССР.

В целом Госкомстат РФ ежегодно досчитывает по разным отраслям от 12 до 50% производственной продукции и услуг. Суммарные поправки на теневую или, точнее, "незарегистрированную" экономику ежегодно составляют примерно 20% ВВП. Из года в год они несколько меняются, но в целом их доля остается стабильной.

Теневой бизнес, если отделить его от в принципе незаконной деятельности, как уже отмечалось, прежде всего подразумевает желание скрыться от уплаты налогов и других платежей в бюджет.Опыт показывает, что наиболее скрытны налоговые преступления; попытки уклониться от уплаты других видов обязательных платежей, как правило, либо выявляются контрольными методами, либо по своему характеру идентичны способам уклонения от уплаты налогов

Федеральная служба налоговой полиции РФ выделяет восемь основных способов уклонения от уплаты налогов:

1. Сокрытие объектов налогообложения, т.е. ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм.

2. Занижение объектов налогообложения (внесение в бухгалтерские документы искаженных данных, отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета, создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания и др.).

3. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов (создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия, перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги, невозврат валютных средств и др.).

4. Незаконное использование льгот (ведение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.).

5. Занижение налога на прибыль (неправомерное отнесение расходов на финансовые результаты предприятия, искусственное увеличение фонда заработной платы за счет завышения численности работников, завышение внереализационных расходов и др.).

6. Уклонение от уплаты и занижение НДС (неначисление НДС по взаимозачетам и бартеру, завышение в налоговых декларациях сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета, и др.).

7. Уклонение от уплаты акцизов (внесение в технологию производства подакцизной продукции незначительного изменения с целью вывода ее из-под обложения акцизом, но фактического использования в прежнем порядке).

8. Уклонение от уплаты подоходного налога (получение крупной материальной помощи, персонального вознаграждения или безвозвратной ссуды, безвозвратное получение денежных средств в подотчет, непредставление или искажение данных в декларации о совокупном годовом доходе и др.). и Чрезмерное расширение сферы теневой экономикив России становится одной из основных опасностей для осуществления рыночных реформ в стране. С общегосударственных позиций здесь выделяют несколько ключевых проблем.

1. Проблема доходов населения. Вероятность того, что налоговая инспекция сможет проследить все доходы населения, сомнительна. Без выстраивания прозрачной системы учета доходов населения вывести из тени значительные объемы экономики наверняка не удастся.

2. Проблема организации фискальных служб и методов их работы. Особо настораживают призывы к усилению и организации тотального контроля над населением и организациями со стороны налоговых органов, МВД и ФСБ — своеобразного "налогового террора". Подобная система развивается по законам цепной реакции, и если учесть, что практически все население России в той или иной степени виновато в укрывательстве доходов, результат предсказуем. В итоге Россия опять скатится в систему налогово-полицейского государства с огромной системой осведомителей и "доброжелателей".

3. Проблема прозрачности принимаемых решений и льгот. Быстрый переход от одной экономической системы к другой образовал систему свободных от законов сфер экономики. Частично данный вакуум заполнялся указами Президента и много-численными подзаконными актами, в которых уже запутались сами чиновники. В период высокой инфляции, ограниченности государственных средств, невозможности постоянных корректировок расходных статей бюджета были введены льготы по налогам для многих организаций. В результате доступ к подобным каналам теневого бизнеса стал контролироваться довольно узкой группой людей, создавая условия и прецеденты для теневого бизнеса. По существу ведется гонка за доступ к разрешению работать с отклонениями от закона. В условиях современной России необходима полная отмена всех льгот. Если кому-либо оказывается финансовая помощь, то она должна предоставляться в виде дотаций или субвенций, размеры которых известны и ограничены расходами того или иного бюджета, а не в виде выдуманных льгот с неясными размерами и способами поступления.

В целом следует иметь в виду, что теневая экономика всегда была, есть и будет во всех странах,в тех или иных сферах экономики. Мир создан из людей — честных и нечестных. Просто объемы теневой экономики и ее сферы применения должны быть приемлемыми для всего общества.

Государство пытается ограничить и вытеснить теневой рынок двумя путями.Первый основан на экономических мерах. Их назначение — сделать для предпринимателей участие в легальных, официальных рыночных отношениях экономически и материально более выгодным и безопасным, чем иметь дело с рынком нелегальным, теневым. Второй путь включает меры государственного принуждения, а именно совершенствование законодательства, направленного на усиление борьбы с "теневиками", и обеспечение неуклонного проведения его в жизнь. При этом обсуждается возможность использования еще и третьего пути, успешно апробированного в некоторых государствах с ныне развитой экономикой, но находившейся ранее в кризисе: объявление своего рода амнистии "теневикам".

Суть предполагаемой амнистии в следующем. Бывшие "тене-вики" становятся правопослушными честными гражданами. Они вкладывают неправедно нажитые средства, в том числе и укрываемые за рубежом, в отечественную экономику, получая с них установленную законодательством прибыль в виде дивидендов или в иной форме. Государство в свою очередь берет на себя обязанность не выяснять источники вкладываемых в экономику средств и не привлекать бывших "теневиков" ни к какой юридической ответственности за их прошлые грехи.

В глобальном масштабепо отношению к теневой экономике применимы два основных подхода: с одной стороны, борьба с незаконными действиями хозяйствующих субъектов силами правоохранительных органов, с другой — такое изменение экономических институтов государства, которое приведет к превращению теневых капиталов в реальные инвестиции в экономику России.

Основными путями легализации теневого капиталаявляются известные, но трудновыполнимые меры. Главное это — демократизация всех сторон социально-экономических отношений, создание благоприятных для производителя правовых условий, реформа налоговой системы, реальная ответственность исполнительных органов перед парламентом, изменение денежной и валютной политики. Но эти меры требуют очень серьезной политической воли государства.

Видимо, для эффективного и всестороннего решения проблемы следует идти по пути легализации теневого капитала, не прекращая борьбы с его криминальными проявлениями. Это определяется прежде всего тем, что в руках теневиков скапливаются огромные средства, которые могут быть превращены в реальные инвестиции. По оценкам специалистов, общий объем таких инвестиций в России мог бы составить около 500 млрд. долл. 'Пока руководство страны ориентируется на более простые, проверенные временем методы борьбы с теневыми операциями. К примеру, по мнению ФСНП следует лишь создать комплексную систему контроля за экономикой, построенную по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Следует установить действенный и постоянный декларативный контроль за доходами и расходами граждан, который должен осуществляться государственными органами.

Пока, несмотря на то что отдельные правовые нормы для борьбы с теневой экономикой в России имеются, они носят ограниченный характер и способны противостоять лишь некоторым ее элементам.