Экономический подход к управлению качеством. Экономика затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество

Классификация дефектов продукции легкой промышленности. Взаимосвязь между качеством продукции и службами управления предприятием

 

Главная цель управления качеством – предотвращение образования дефектов. Товары легкой промышленности в основном закупаются предпринимателями у различных оптовых и мелкооптовых предприятий на рынках г. Москвы, поэтому в розничных предприятиях области отсутствуют образцы-эталоны в соответствии с ГОСТ 15.007 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция легкой промышленности», что лишает продавцов возможности сравнить соответствие товаров по моделям, фасонам, посадке, материалам и расцветкам, применяемой фурнитуре, способам обработки.

Анализ проверок потребительского рынка товаров легкой промышленности показывает, что 30% товаров закупается непосредственно – в иностранных государствах – в Италии, Турции, Польше, 40% товаров реализуется с иностранными торговыми марками без указаний изготовителей и их местонахождения, то есть с признаками фальсификации, и только 30 % товаров российских изготовителей с полной и достоверной информацией о товаре и изготовителях.

Основными причинами забраковок обуви, кожаной и швейных изделий как иностранных изготовителей, так и российских являются нарушения «Правил продажи отдельных видов товаров» требований ГОСТ Р 51121 в части предоставления покупателю полной и достоверной информации об изготовителях, их полных юридических адресах, полных размерных данных, составе сырья для изготовления продукции, дефектов производственного характера.

Дефекты – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также невыполнение его потребительских свойст

Дефект – это каждое несоответствие продукции установленным требованиям. Характер дефектов и причины их возникновения многообразны.

Дефект называется явным, если методы и средства его обнаружения существуют (они обычно указаны в нормативной документации). В противном случае дефект является скрытым, его наличие скажется на значении того или иного показателя качества. Разделение дефектов на явные и скрытые важно для установления причин их возникновения и при решении правовых вопросов управления качеством.

По своей значимости дефект может быть:

Критическим, если при его наличии использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо;

Значительным, если он существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на его долговечность;

Малозначительным, если он существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность.

Разделение дефектов на критические, значительные и малозначительные нужно для обоснования планов, методов и средств контроля. Для обнаружения критических дефектов, как правило, применяют сплошной контроль и наиболее совершенные средства контроля; для обнаружения малозначительных дефектов – выборочный контроль и наиболее дешевые средства контроля.

Дефект может быть устранимым, если его ликвидация технически возможна и экономически целесообразна, в противном случае дефект является неустранимым. Это деление дефектов на устранимые и неустранимые необходимо учитывать при обосновании допусков на изготовление продукции и при разработке технологических процессов.

Дефект может быть конструктивным, технологическим, эксплуатационным, если его появление обусловлено нарушением соответственно правил разработки, создания и эксплуатации продукции. Деление дефектов по этому признаку важно для анализа причин их возникновения и принятия мер по устранению этих причин.

С понятием «дефект» связано понятие «брак». Брак – это продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Если все дефекты исправимы, то брак также исправим, в противном случае брак является неисправимым.

Изделие называется дефектным, если оно имеет хотя бы один дефект. В продукции легкой промышленности дефекты внешнего вида принято называть пороками.

Наличие неисправимых дефектов приводит к необходимости замены всего изделия. Поэтому вместо затрат на устранение неисправимого дефекта применяют затраты на замену дефектного изделия годным.

Дефекты продуктов легкой промышленности классифицируются на:

♦ предпроизводственные (размерно-полные, конструктивные);

♦ производственные (раскрой, отделка и др.);

♦ послепроизводственные (хранение, эксплуатация и др.);

♦ дефекты материалов.

Рассмотрим более подробно классификацию дефектов обуви.

По природе воздействия все факторы, вызывающие изменения потребительских свойств обуви подразделяются на:

♦ физико-механические (влажность, температура, свет, кислород);

♦ механические (удары, давление, трение);

♦ биологические (микроорганизмы - гнилостные бактерии, плесневые грибы; насекомые – моль, жук-кожеед, грызуны).

Потребительские свойства товаров, в том числе и обуви, могут значительно ухудшаться при наличии дефектов.

Таким образом, производственные дефекты существенно влияют на потребительские свойства обуви и являются следствием нарушения технологического процесса. Эта связь наглядно представлена в виде классификации дефектов.

Причины возникновения дефектов обуви могут быть эксплуатационными и производственными. Эксплуатационные причины могут зависеть от потребителя (неаккуратная носка обуви, неправильный уход) и от предприятия, производящего обувь (нарушение технологии изготовления). Причины, зависящие от предприятия, могут быть скрытыми и явными.

Производственные причины возникновения дефектов могут зависеть и не зависеть от предприятия. Причины, не зависящие от предприятия – это скрытые и явные дефекты материалов, если предприятие не производит их само, а закупает.

Проведенное исследование возврата обуви показало, что наибольший удельный вес имеют причины, зависящие непосредственно от производителей. Поэтому в конкурентной борьбе за потребителя выигрывают предприятия, которые будут уделять должное внимание вопросам качества.

Рассмотрим более подробно классификацию дефектов одежды.

Для обеспечения выпуска изделия высокого качества производится ее контроль на всех стадиях производства, а также готовой продукции.

После проверки всех материалов по качеству, со склада они поступают в распределительную базу раскройного цеха, где их проверяют по количеству, площади, сортности и виду накладной. Здесь рассортированные материалы распределяют по стеллажам или поддонам для последующей комплектации в производственные партии.

Как показывает практика технически невозможно изготовить все изделия в одинаковых условиях и так, чтобы они в полной мере соответствовали и проекту и ГОСТам. Это происходит от того, что технологический процесс приемки тканей, раскроя и изготовления изделий действует большое число изменяющихся во времени факторов: исходные материалы, квалификация и добросовестность исполнителей, отлаженность оборудования и т.д. Если изменения показателей качества швейных изделий происходят в результате значительного нарушения технологического процесса и превышают величины допускаемых отклонений параметров, тот говорят о возникновении технологических дефектов одежды.

В готовом изделии или полуфабрикате трудно определить, является ли дефект следствием плохой посадки на фигуре недостаточно правильно сконструированной одежды или результатом нарушения технологии изготовления.

Основным критерием отличия технологических дефектов от исходных конструктивных является их внешнее проявление при различных состояниях. Конструктивные дефекты одежды внешне проявляются только в изделиях, надетых на фигуру человека или манекен, тогда как технологические могут быть обнаружены уже в изделиях или деталях. В зависимости от стадий изготовления изделий все дефекты разбили на 4 группы:

1. Технологические дефекты раскройного производства;

2. Технологические дефекты швейного производства;

3. Технологические дефекты окончательной влажно- тепловой обработки (ВТО)

4. Технологические дефекты, возникающие при транспортировке и хранении готовой продукции.

 

 

Управление качеством имеет, как правило, целью достижение экономического эффекта (прибыли). От административного подхода остались лишь некоторые основополагающие принципы, прежде всего принцип, основанный на том, что потребитель должен получать бездефектную продукцию. Сегодняшние требования таковы, что качество продукции предлагаемой потребителю, должно соответствовать не 99, только 100%.

Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:

♦ отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;

♦ удовлетворяет требованиям потребителей;

♦ соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;

♦ отвечает требованиям общества;

♦ учитывает требования охраны окружающей среды;

♦ предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

♦ является экономически выгодной, то есть приносит прибыль.

Как для организации, так и для потребителей имеет важное значение решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции.

Рекомендуется:

1) в вопросах, связанных с достижение экономического эффекта:

♦ в отношении потребителя- уделять внимание сокращению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия;

♦ в отношении организации – уделять внимание повышению рентабельности и увеличению контролируемой доли рынка;

2) в вопросах, связанных с затратами:

♦ в отношении потребителя – уделять внимание затратам на обеспечение себестоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат на техническое обслуживание, издержек вследствие простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;

♦ в отношении организации - уделять внимание издержкам вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, включая неудовлетворительную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;

3) в вопросах, связанных с рисками:

♦ в отношении потребителя - уделять внимание таким рискам, которые связаны со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациям и потерям доверия;

♦ в отношении организации - уделять внимание рискам, связанным с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета или репутации, потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, растрачиванию человеческих и финансовых ресурсов.

Затраты на качество – это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя продукцией - услугами. Существует несколько классификаций затрат на качество. Самый известный из них – подход Джурана – Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:

♦ затраты на предупредительные мероприятия– это затраты на предотвращение самой возможности возникновения дефектов, то есть затраты, направленные на снижение или полное предотвращение возможности появления дефектов или потерь;

♦ затраты на контроль– затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;

♦ внутренние потери (затраты на внутренние дефекты)– затраты, понесенные внутри организации (то есть до того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут;

♦ внешние потери (затраты на внешние дефекты) -затраты, понесенные вне организации (то есть до того, как продукт был продан потребителю), когда запланированный уровень качества не достигнут.

Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество.

Установлено, что затраты следует классифицировать следующим образом: предупредительные, информационные (текущие), затраты на устранение дефектов, связанных с требованиями заказчика- потребителя. На основе указанной классификации возможно определение «цены качества», а также ответственных лиц и возникновение брака.

В результате грамотного внедрения менеджмента качества изменяется не только величина, но и структура затрат на качество.

Важнейшую роль во внедрении систем качества играет руководство предприятия, задача которого – организовать внедрение, мотивировать должным образом сотрудников и обеспечить контроль за ходом внедрения системы.