Конкуренция. Виды конкуренции. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции

Конкуренция-это элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Он может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция- это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Эта конкуренция происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированности рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции.

Межотраслевая конкуренция– вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе стимулов межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся в данный момент наивысшей формой прибыли. В результате увеличивается - выпуск и соответственно возрастает предложение товаров в отрасли, имеющих высокую норму прибыли, а это в свою очередь, приводит к снижению цены и уменьшению нормы прибыли. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на изменение направлений вложений капитала, на его распределение по сферам экономики, т.е. регулируют потоки вложений.

Свободная конкуренцияпредполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя. Свободная конкуренция способствует:

♦ наиболее рациональному и эффективному развитию экономики;

♦ постоянному совершенствованию техники организации труда;

♦ внедрению научно-технических достижений в производство;

♦ снижению издержек производства (уменьшению себестоимости товаров и услуг путем увеличения производительности труда и услуг путем увеличения производительности труда и уменьшения производственных затрат);

♦ расширению ассортимента;

♦ улучшению торгового и последующего обслуживания покупателей;

♦ повышению качества товаров.

В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество, как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Причин, определяющих необходимость повышения качества, довольно много. Среди них отметим:

♦ существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

♦ возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;

♦ увеличение объемов производства и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

♦ совершенствование услуг, конструкций выпускаемых товаров и повышение значимости выполняемых функций;

♦ неприятие потребителями товаров и услуг с относительно невысоким уровнем качества;

♦ ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

В последние годы в России во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции, и уменьшилось количество ставящихся на производство изделий, соответствующих лучшим мировым и отечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции превосходит (или соответствует) по уровню качества лучшие мировые аналоги. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступает со стороны отечественных потребителей на качество продукции и оказываемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям нормативно-технической документации и др.).

С развитием конкуренции по качеству (неценовой конкуренции) все больше внимания уделяется методам и приемам законодательно запрещенной недобросовестной (нечестной) конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции. К ним, среди прочего, относится следующее:

♦ недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов и сбыт по более низким ценам (в мировой практике получившие название пиратства);

♦ нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг;

♦ ложная информация и реклама и др.

 

Организационные формы технического контроля качества продукции на производстве. Контроль качества: входной, операционный и готовой продукции. Задачи отдела технического контроля (ОТК) на предприятиях легкой промышленности

Контроль качества и испытания продукции (ОТК). Контроль качества направлен на предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, технической документации, образцам-эталонам, условиям поставки и договора.

Испытания направлены на своевременное получение достоверной информации о фактическом качестве разрабатываемой и выпускаемой продукции.

Организация разработки и выполнения мероприятий по результатам государственной приемки продукции, государственного надзора, межведомственного контроля за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, качеством продукции и обеспечением единства измерений (ОКП). Организация разработки и выполнения указанных мероприятий направлена на устранение причин отклонений от требований нормативно-технической и технической документации.

Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции (ВУКП). Направлен на систематическую регистрацию данных о фактическом качестве продукции и труда подразделений, а также отдельных работников и информации для руководства различных уровней управления в интересах принятия обоснованных управленческих решений.

Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции осуществляют органы управления и руководители производственных подразделений.

Внутрипроизводственному учету и отчетности подлежат этапы разработки и освоения новых видов продукции, мероприятия по повышению качества продукции: результаты аттестации; количество брака и потери от брака; рекламации; качество труда; возврат на доработку (из других цехов и от потребителя); результаты изучения спроса и фирменной торговли; ход разработки, внедрения, функционирования и совершенствования КС УКП; результаты проверки соблюдения технологической дисциплины и точности средств технологического оснащения.

Технико-экономический анализ улучшения качества продукции (ТЭО). Направлен на выявление конечных народнохозяйственных и хозрасчетных результатов деятельности предприятия и его подразделений по повышению качества продукции. По результатам анализа оценивается работа подразделений и корректируется целевая программа качества.

Основными направлениями технико-экономического анализа улучшения качества продукции являются:

установление технического уровня и качества разрабатываемой и выпускаемой продукции;

выявление факторов, влияющих на качество продукции;

описание динамики показателей качества разрабатываемой и выпускаемой продукции;

определение экономической целесообразности разработки и поставки новой продукции на производство и снятия с производства устаревших образцов;

расчет экономической эффективности продукции;

оценка влияния постановки новой продукции на производство и мероприятий по улучшению показателей качества выпускаемой продукции на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

нахождение потерь от поставок предприятию сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, не соответствующих требованиям стандартов и технических условий;

расчет потерь от межцеховых возвратов продукции, брака, рекламаций4

оценка выпускаемой предприятием продукции потребителем путем опроса, рекламаций, отзывов и т.п.