Особенности корпорации как организационно-правовой формы ведения бизнеса

Модуль 1. Финансовые отношения корпораций и принципы их организации

Модуль 2. Методический инструментарий управления финансами корпораций

2.1. Временнáя ценность денег: операции наращения и дисконтирования

2.2. Денежные потоки: виды, оценка. Понятие аннуитета

Не все предприятия являются корпорациями. Малое предприятие может находиться в собственности и под управлением всего одного человека - такое предприятие называют индивидуальной частной фирмой. Бывает и так, что несколько людей объединяются для совместного владения и управления партнерством (товариществом). Но данная дисциплина посвящена корпоративным финансам, поэтому в первую очередь нужно уяснить, что такое корпорация.

Но прежде чем переходить к рассмотрению понятия корпорации, вспомним, в каких формах может осуществляться предпринимательская деятельность.[1]

Для осуществления предпринимательской деятельности создаются предприятия.[2] В мировой практике общепринятыми являются три основные юридические формы организации бизнеса - индивидуальное частное предприятие, товарищество и корпорация, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.[3]

Основным наблюдением в практике ведения бизнеса является то, что по мере роста фирмы преимущества корпоративной формы могут перевесить недостатки.

Корпоративная стратегия, корпоративные конфликты, корпоративная структура...

Сегодня в российском бизнесе (и не только в нем) часто используются понятия, содержащие такое слово, как «корпорация» и его производные.

Общеизвестно, что в любой стране основой рыночной экономики являются именно корпорации.

Проблема глобализации связана с развитием транснациональных корпораций. Однако профессиональные менеджеры, юристы, эффективные собственники успешно развивающихся бизнесов, часто используя термины «корпорация», «корпоративный», не могут четко ответить на вопрос: «А что же такое корпорация?»

Корпорация (от новолат. «corporatio» - объединение) - широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.[3]

Согласно общепринятой в мире терминологии, корпорацией называют акционерную компанию открытого типа.[5] Выбор корпорации в качестве объекта изучения обусловлен типичностью данной формы для рыночной среды и наличием комплекса специфических финансовых проблем. Тем не менее, рассматриваемые вопросы финансовой теории, например, анализ и оценка инвестиционных проектов, поиск источников финансирования бизнеса и другие, представляют интерес для любой компании независимо от ее организационно-правового статуса, сферы и масштабов деятельности. В данной дисциплине и представленных учебных материалах понятия «корпорация», «компания», «фирма», «предприятие» и «организация» будут использованы как синонимы.

Теория корпоративных финансов является сравнительно молодым, но одним из самых динамично развивающихся направлений экономической науки. Поскольку своим становлением эта теория обязана западной экономической школе, в ней нашли отражение главным образом основные тенденции финансовой жизни развитых экономик. Однако экономический облик мира меняется чрезвычайно быстро. Большая часть предпосылок, на которых базируются ключевые теории в области финансов, активно пересматриваются исходя из современных жизненных реалий. Глобализация, высокая степень интеграции рынков капитала и возросшая роль развивающихся рынков в мировой экономике побуждают переосмысливать основы финансовой теории.

Корпоративные финансы изучают ключевые концепции, на которых базируется анализ рынков капитала, и формируют методологическую основу для принятия менеджментом оперативных и стратегических финансовых решений. Знания в этой области, будучи тесно связаны с экономической практикой, приводят множество компаний по всему миру к успеху и процветанию. Корпоративные финансы освещают различные аспекты управления финансами в рамках корпоративных структур нефинансового профиля с акцентом на вопросы формирования стоимости.

Прежде чем говорить о принципах управления корпоративными финансами разберемся, что вообще понимается в экономической науке под финансами.