Вопросы для повторения

Таблица 1.

Виды рынков

(Структура сферы обращения)

 

Признак Виды рынков
По функциональному признаку - рынок товаров и услуг - рынок факторов производства - рынок капитала - рынок информации - рынок труда - валютный рынок
По степени ограниченности конкуренции - рынок совершенной конкуренции - рынок монополистической конкуренции - рынок монополии - рынок олигополии
По территориальному признаку - местный - национальный - региональный - мировой
По характеру продаж - оптовый - розничный - фьючерсный
По соответствию закону - легальный - теневой

 

Рассмотрим более подробно структуру рынка по степени ограниченности конкуренции:

1)рынок чистой (совершенной) конкуренции;

2)рынок монополистической конкуренции;

3)олигополистический рынок;

4)монополизированный рынок.

Для характеристики этих рыночных структур будем использовать таблицу, предложенную К. Макконнелом[1]:

 

Характеристика Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизованный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет заменителей  
Контроль над ценой Отсутствует Слабый Взаимная зависимость (следование за лидером); значительный при тайном сговоре Значительный
Условие входа на рынок Свободный вход и выход Сравнительно легкие Наличие существенных ограничений Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Инструменты маркетинга Типична при дифференциа-ции продукта Public Relations
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви, продовольствия Производства стали, машин, компьютеров, автомобилей. Электрические сети

 

Функции рынка:

1. Посредническая;

2. Ценообразующая;

3. Информирующая;

4. Регулирующая;

5. Оздоравливающая.

1. Посредническая функция заключается в том, что именно рынок в условиях разделения труда сводит хозяйствующих субъектов: продавцов и покупателей, позволяет им согласовывать свои интересы.

2. Ценообразующая функция определяется тем, что на рынке под воздействием свободной игры спроса и предложения без участия каких- либо административных указаний формируются цены на товары и услуги.

3. Информирующая (информационная) - означает, что благодаря постоянно меняющимся ценам рынок информирует производителей и потребителей о количестве, качестве, ассортименте выпускаемой продукции, побуждая их к определенным действиям.

4. Регулирующая – рынок регулирует производство следующим образом: в ответна падение спроса производство сокращается, в ответ на увеличение спроса производство возрастает.

5. Оздоравливающая (принудительная, санирующая) – рынок стимулирует производителей производить только то, что нужно обществу и при этом с минимальными затратами, что способствует росту эффективности производства.

1. Сформулируйте понятия рыночного спроса, функции спроса и кривой спроса.

2. Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной России?

3. Сформулируйте понятия рыночного предложения, функции предложения и кривой предложения.

4. Какую роль имеет фактор времени в формировании рыночного предложения? Есть ли иные неценовые факторы предложения? Какие факторы предложения особенно важны для современной ситуации в России?

5. Опишите эластичность рыночного предложения по цене.

6. Обсудите возможности практического использования понятия эластичности в деятельности российских предприятий.

7. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Приведите примеры удачного и неудачного государственного вмешательства из российской практики.

8.Что такое кардинализм и ординализм? Чем они отличаются и что у них общего?

9. Чем потребитель руководствуется при выборе товаров согласно взглядам кардиналистов?

10. Сравните понятия предельной полезности благ и потребительских предпочтений при выборе благ: что в них общего и чем они различаются?

11. Объясните смысл «безразличия» в выборе потребителя. Нарисуйте график кривой безразличия и объясните ее форму.

12. Нарисуйте карту кривых безразличия.

13. Что такое предельная норма замещения? Совпадают ли понятия «бюджетные возможности» и «бюджетные ограничения»?

14. Нарисуйте на графике бюджетную линию, объясните ее смысл. Почему бюджетная линия является прямой?

15. Для каких практических целей анализируются кривые «цена-потребление» и «доход-потребление»?

16. Что такое эффект дохода и эффект замещения?

 

 


[1] Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.2. - С.66.