Теория поведения потребителя

Рис. 2. Распределение налога с продаж в условиях различной эластичности предложения

В целом результаты введения новых налогов при разной степени эластичности спроса и предложения сведены вместе в табл. 1.

Таблица 1.Последствия повышения налогов при разной эластичности спроса и предложения

 

Маржинализм, как научное направление возникло в последней трети XIX в. составной частью которого является теория потребительского поведения.

Теория потребительского поведения связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя на различные товары и услуги.

Действия людей в сфере потребления очень субъективны. Однако, есть ряд типичных черт:

1. Спрос потребителя зависит от его доходов.

2. Каждый потребитель стремится получить за свои деньги максимальное удовлетворение.

3. Средний потребитель имеет вполне четкую систему предпочтений.

4. На спрос потребителей влияет наличие или отсутствие взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

В решении этих проблем сформировались два важнейших направления. Одно из них - кардинализм - основано на допущении возможности точно измерить полезность благ и на использовании с этой целью гипотетических количественных единиц полезности - ютилей.

Ординализм, более современное направление, концентрирующее свое внимание на приоритетах потребления, получило название от немецкого die Ordnung ¾ порядок. Акцент здесь делается не на абсолютной величине полезности, а на сравнительных предпочтениях, на порядке, в котором в голове человека товары выстраиваются от самых желанных, до наименее привлекательных.