Лекция №28 Введение в антропологию.

Типы филэмбриогенезов

- анаболии

- девиации

- архаллаксисы

 

Анаболии (надставки) – отклонения от онтогенеза предков, возникающие на поздних стадиях развития зародыша, когда орган практически завершил свое развитие. Они не препятствуют рекапитуляции и проявляются в виде дополнительной стадии развития. Например, появление изгибов позвоночника, сращение швов в мозговом черепе.

 

Девиации - отклонения, возникающие в ходе морфогенеза органа, отклонения на средних стадиях развития зародыша. Первые стадии развития рекапитулируют, а затем развитие идет в новом направлении. Например, развитие сердца в онтогенезе млекопитающих: сначала сердце проходит стадию трубки, затем 2 - х, 3 – х, 4 – х камерного сердца.

 

Архаллаксисы – изменения, обнаруживающиеся на уровне зачатков, на ранних стадиях развития, появляются новые закладки, выражающиеся в нарушении ранних дифференцировок или появлении принципиально новых закладок (закладка волос с самого начала отличается от закладок других придатков кожи позвоночных, развитие волос у млекопитающих отмечается на ранних стадиях развития).

 

Гетеротропии - отклонения места закладки органов в онтогенезе. У рыб сердце располагается под глоткой, а у наземных позвоночных оно функционирует и развивается вместе с легкими.

Гетерохронность – разновременность образования закладок органов и различная интенсивность их развития. Например:

- головной конец у всех хордовых развивается быстрее, чем органы, расположенные позади него.

- у человека зачаток верхних конечностей развивается быстрее, чем зачаток нижних.

- все структуры спинного и стволовой части головного мозга развиваются быстрее, чем нейроны полушарий.

 

1) Антропология – наука о человеке

Разделы антропологии

1.Антропогенез

2.Морфология человека

3.Этническая антропология (расоведение)

4.Физиологическая антропология

 

Антропогенез – раздел антропологии, изучающий процесс возникновения и становление человека, его место в системе животного мира.

Морфология человека – наука, изучающая вопросы индивидуальной изменчивости физического типа человека, возрастные и половые различия и т.д.

Расоведение – дисциплина, изучающая антропологический состав народов земного шара в прошлом и настоящем; формирование рас; историю расселения народов на Земле и др.

Физиологическая антропология – исследует физиологические и биохимические особенности и их вариации у человека (распределение групп крови в популяция, вариации гемоглобина и т.д.)

Методы антропологии:

1.Антропоскопия – описание качественных признаков. Применяется в тех случаях, когда измерительная техника сложна, или еще не сконструирована (например: спина – прямая, сутулая; грудная клетка – плоская, коническая, цилиндрическая). Для описания признаков используют схему или шкалу. Примером схемы может служить составление словесного портрета в судебной медицине или криминалистике; или для описания цвета кожи предложена шкала из 12 оттенков; есть цветовая таблица для описания цвета радужной оболочки глаза.

2.Антропометрия – измерения от определенных участков тела (антропометрических точек). Например, измеряют размеры таза (в акушерстве); рост; длину конечностей; размеры черепа и т.д.На основе антропометрических данных разработаны стандартные размеры одежды, обуви, головных уборов.

В России антропология как самостоятельная наука сформировалась во второй половине 19 века благодаря трудам таких ученых, как К.М. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, Д.Н. Анучин.

В 1919 году по инициативе Д.Н. Анучина в Московском университете была организована кафедра антропологии, а в 1922 году - институт антропологии. С 1923 г. кафедру и институт почти 60 лет возглавлял ученик Д.Н. Анучина – В.В. Бунак. В настоящее время базовым учреждением антропологической науки в нашей стране является НИИ и музей антропологии имени Д.Н. Анучина в Москве.

 

Значительный вклад в развитие антропологии внесли отечественные ученые – Алексеев В.П. Богданов А.П., Зубов А.А., Кочеткова В.И., Рогинский Я.Я., Урысон М.И., Якимов В.П. и др.

 

Первые идеи естественного происхождении человека возникли на основе материалистического мировоззрения философов античного мира. (Анаксимандр, Эмпедокл, Лукреций Кар).

Римский врач Гален, изучая анатомию обезьян, подчеркивал ее близость к человеческой анатомии.

В средние века сторонники естественного происхождения человека преследовались церковью. Так, в 1619 году был сожжен на костре итальянский философ Лючилио Ванине за то, что осмелился сказать о возможном родстве человека и обезьян. К.Линней в своей классификации животного мира поместил человека в отряд Приматы, класс Млекопитающих.

 

В XVIII веке русский натуралист Афанасий Каверзнев признает идею происхождения человека от обезьян. В книге "О перерождении животных" (1778 г.) он пишет, что все животные произошли от одного ствола.

Ж.Б. Ламарк в 1809 году в книге "Философия зоологии" изложил свой взгляд. По его мнению, предком человека была древесная порода обезьян, которые пришли к двуногому хождению в результате упражнений и передаче по наследству приобретенных признаков.

Научная разработка вопроса происхождения человека была дана Ч. Дарвином. В 1871 году он публикует работу "Происхождение человека и половой отбор", в которой излагает данные естественных наук, подтверждающих животное происхождение человека.

Особое внимание Ч.Дарвин уделил общности эмоций и способов их выражения у человека и антропоидов (человекообразных обезьян). Он публикует работу "Выражение эмоций у человека и животных", в ней делает два вывода:

1)человек связан с обезьянами чертами элементарной психики

2)среди человеческих рас нет психических различий

Ч. Дарвин считал, что происхождение человека от древних антропоидов связано с естественным и половым отбором.

Значение социальных факторов в становлении современных людей было рассмотрено Ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1871 г.)