Внеутробный этап (собственно детство).

Внутриутробный этап

От момента зачатия до рождения ребёнка, длится 280 дней (10 лунных месяцев). Делят его на 5 периодов.

1. Собственно зародышевый период: от момента оплодотворения яйцеклетки до имплантации бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность 1 неделя.

2. Период имплантации (длительность 40 часов). В это время 50-70% яйцеклеток не развивается. Влияние тератогенных факторов инициирует патологию, несовместимую с жизнью, или формирует тяжелые пороки развития.

3. Эмбриональный период (5-6 недель). В это время происходит закладка и органогенез внутренних органов. Воздействие экзо- и эндогенных факторов приводит к эмбриопатиям с грубыми анатомическими и диспластическими пороками развития.

4. Неофетальный (эмбриофетальный) период (2 недели). Формируется плацента, заканчивается создание большинства внутренних органов (за исключением ЦНС и эндокринной системы).

5. Фетальный период (от 9 недель до рождения). Делят на ранний фетальный (от начала 9-ой недели развития до конца 28 недели) и поздний фетальный период (от 28 недели до начала родов). Ранний фетальный период характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференцировкой плода. Изменения плода носят названия «ранние фетопатии». Поздний фетальный период – при воздействии неблагоприятных факторов возможно преждевременное прекращение беременности и рождение маловесного и функционально незрелого ребенка.

Интранатальный этап (с момента появления родовых схваток до пережатия пуповины (от 2-4 до 15-18 часов). Опасны для здоровья травмы центральной и периферической нервной системы, нарушения пуповинного кровообращения, дыхания.

1. Неонатальный период (с момента перевязки пуповины до окончания 28 суток жизни). Выделяют ранний (с момента перевязки пуповины до окончания 7–х суток жизни) и поздний неонатальный период (с 8-го по 28 день жизни). В раннем неонатальном периоде выявляются фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденных, родовые травмы, асфиксия, внутриутробное инфицирование. В позднем неонатальном периоде выявляются клинические проявления пупочного сепсиса, отклонения в физическом и нервно-психическом развитии.

2. Период грудного возраста (с 29-го дня жизни до 1 года). Характеризуется возникновением обменных нарушений (рахит, железодефицитная анемия), гипо- и паратрофий, пневмоний.

3. Преддошкольный (старший ясельный) период (1-3 года). Часто встречаются аспирации инородных тел, респираторные и аллергические заболевания, бронхиальная астма.

4. Дошкольный период (3-7 лет). Из заболеваний преобладают детские инфекции, болезни органов дыхания.

5. Период младшего школьного возраста (7-12 лет). Часто встречаются инфекционные, желудочно-кишечные, сердечные и аллергические заболевания. Могут появиться миопия, сколиоз, кариес, ожирение.

6. Период старшего школьного возраста (12-18 лет). Возникают вегето-сосудистые дистонии, гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь.

6.Понятие о биологической акселерации. Особенность настоящего времени – ускорение темпов физического развития детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями. Это явление характерно лишь для экономически развитых стран. Причины акселерации могут зависеть от многих факторов, среди них: улучшение рациона питания, миграция населения (генетический фактор – гетерозис, или свойство гибридов (в данном случае детей от смешанных браков) превосходить по ряду признаков родителей. Процесс акселерации идёт уже во внутриутробный период, отмечается увеличение массы и роста детей при рождении. В последующем также отмечается более быстрый темп роста и более раннее половое созревание, окостенение скелета.

В происхождении акселерации имеет значение суммарное воздействие биологических и социальных факторов. Процесс акселерации вполне управляемый и находится в зависимости от соответствующих изменений условий и уровня жизни, а социально-экономические факторы, играя роль регулирующих механизмов, влияют на ее темпы.

Большое значение имеют популяционно-генетические процессы. Подвижность населения, способствуя расширению круга брачных связей, создает генетические предпосылки к повышению изменчивости соматического типа популяции, что способствует увеличению параметров физического развития.

Процесс акселерации наблюдается уже в период внутриутробного развития плода — отмечается увеличение длины и массы тела детей при рождении. У подростков отмечаются ускорение темпов роста и массы тела, более раннее половое созревание и окостенение скелета. Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармонической и дисгармонической акселерацией. При гармонической акселерации имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства. При дисгармонической акселерации ускорение созревания может не сопровождаться ускорением роста и полового развития.

Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современными медиками, а именно:

1) более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа юных матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т. д.);

2) необходимость в установлении новых форм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;

3) нарастающая вариабельность всех признаков в развития и созревания, усложнение дифференцировки нормы и патологии.

Акселерация накладывает свой отпечаток на развитие организма и в более старшем возрасте, а также на характер проявления ряда заболеваний. Например, наблюдается учащение заболеваний острыми формами ревматизма у детей младшего возраста, чаще встречается юношеская гипертония. Акселерационные сдвиги носят периодический характер и имеет кратковременные периоды стабилизации, В конце ХХ в. отмечается замедление акселерации — «децелерация» — явление, обратное акселерации. Естественное движение населения оценивается санитарно-демографическими показателями.

Основными показателями являются показатели рождаемости, смертности, естественного прироста населения, младенческой смертности, средней продолжительности предстоящей жизни, материнской смертности.

Уточняющими показателями естественного движения населения являются: плодовитость, смертность детей до 5 лет, перинатальная смертность, материнская смертность.

Рождаемость — процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизведению потомства.

Регистрация рождений основана на учете родившихся в учреждениях родовспоможения заполнением «Медицинского свидетельства о рождении» (ф. 103/у).

Общий показатель рождаемости дает только приближенное представление о процессе воспроизводства населения, так как исчисляется по отношению к численности всего населения.

Контрольные вопросы:

1. Кто ввел в практику первое русское руководство по детским болезням, а также сам термин «педиатрия»?

2. Что такое первичное, повторное обращение, назовите виды заболеваемости.

3. Назовите периоды детского возраста.

4. Объясните причины и проблемы акселерации.

 

Использованная литература:

1. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. Под ред. А.А. Баранова, изд. «ГЭОТАР-Медиа», 2007, 608с.

2. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). В 2-х томах. Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной, изд. «ГЭОТАР-Медиа», 2006, 896с.

3. Руководство по медицинской профилактике. Под ред. Р.Г. Оганова, Р.А.Хальфина, изд. «ГЭОТАР-Медиа», 2007, 464с.

4. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков в России. А.А. Баранов, Величковский Б.Т., Кучма В.Р. и др., изд. «ГЭОТАР-Медиа», 2008, 120с.