Еще одной новацией, призванной сделать для граждан общение с органами здравоохранения более комфортным, должен стать полис ОМС единого образца.

Речь идет о создании в Российской Федерации единой базы застрахованных граждан, которая поможет исключить дублирование страхования - в предыдущие годы количество застрахованных граждан превышало количество граждан в стране. Наличие полиса ОМС единого образца для всей страны минимизирует возможность отказа гражданам в получении медицинской помощи на другой территории.

Полис обязательного медицинского страхования в той форме, в какой он существует сейчас, – это некий переходный вариант перед введением универсальной электронной карты гражданина, которая начнет действовать с 2012 года. Помимо прочего, в универсальной карте будет присутствовать приложение обязательного медицинского страхования, то есть своего рода полис ОМС. С помощью этой карты гражданин сможет записаться к врачу.

В дальнейшем планируется с помощью универсальной электронной карты предоставлять и другие услуги в сфере здравоохранения – например, доступ к данным своей электронной медицинской карты или удаленный заказ каких-либо справок, - чтобы сократить до минимума необходимость являться в медицинское учреждение.

Стандарты оказания медицинской помощи – третье направление модернизации здравоохранения.Это многоплановая задача, предусмотренная Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В этой связи Федеральный фонд обязательного медицинского страхования дополнительно финансирует медицинские услуги, которые оказываются по стандартам, утвержденным Минэкономразвития России, в субъектах Российской Федерации, доводя ее финансовое обеспечение до необходимого уровня. Эти деньги расходуются как на заработную плату, так и на лекарственные средства в лечебных учреждениях в стационарном звене.

Правительство РФ поставило задачу довести увеличение фонда оплаты труда медицинских работников до 30% от существующего на сегодняшний день. Дополнительные средства отчасти помогают решить и эту задачу, но абсолютно не снимают ответственность хозяйствующих субъектов самостоятельно, из собственных источников увеличивать и индексировать заработную плату. С другой стороны, – это повышение доступности амбулаторной помощи, связанное с тем, что сейчас амбулаторно-поликлинические учреждения недостаточно укомплектованы врачами узкой специализации. Таким образом, повышение зарплаты этой категории медицинских работников – не просто ее повышение, а ориентация на результат, зависящий от внедрения более эффективной формы оплаты труда, это позволит сделать работу в поликлиническом звене более привлекательной и хорошо оплачиваемой. Данное обстоятельство, в конечном итоге, положительно скажется на всех гражданах Российской Федерации, которые смогут своевременно получать качественную медпомощь.

Введение стандартов оказания медпомощи прочно увязано с новой перспективной схемой финансирования здравоохранения. Переход на одноканальное финансирование через систему ОМС, который планируется осуществить в 2013 году, должен сделать процесс распределения средств на региональное здравоохранение, управляемым, понятным, эффективно работающим. При одноканальном финансировании оплата медицинской помощи будет осуществляться по полному тарифу, включающему все статьи расходов медицинских организаций (за исключением капитального строительства и дорогостоящего оборудования).

Для перехода на новую систему финансирования в 2010 году было принято решение об увеличении расходов на нужды здравоохранения - так, тариф на страховые взносы в систему обязательного медицинского страхования был увеличен с 3,1% до 5,1% в 2011 году. В результате увеличения тарифа страхового взноса на два процентных пункта система ОМС в 2011-2012 гг. получит дополнительно почти 460 млрд. рублей, которые уже сейчас направляются на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения .

С 2013 года данные средства будут направляться на оплату медициной помощи, оказываемой застрахованным лицам, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

 

С 2012 года размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливается федеральным законом, что позволит обеспечить выполнение подушевого норматива, а также передать в систему обязательного медицинского страхования часть средств на обеспечение дополнительных статей расходов (расходов медицинских организаций на услуги связи и информационных технологий, транспортные услуги, содержание имущества, коммунальные услуги, прочие расходы), ранее финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В реализации региональных программ модернизации, помимо вышеперечисленных направлений, заложены еще многие составляющие будущего обновленного здравоохранения. Например, большое внимание уделено детскому здравоохранению. Кроме ремонтных работ в детских поликлиниках и приобретения нового оборудования, осуществляется внедрение стандартов оказания медпомощи детям, повышение заработной платы врачам детских поликлиник, а также ряд новых мероприятий, инициированных Правительством Российской Федерации. Речь идет, в частности о диспансеризации 14-летних подростков, о создании центров кризисной беременности, где женщины, попавшие в сложную жизненную ситуацию, могут получить определенную моральную и материальную поддержку, для того чтобы они сохранили ребенка; это и мероприятия по оказанию помощи недоношенным детям и другие.

Между тем необходимо учитывать всю сложность проводимых изменений, которые подчас сталкиваются с законодательными недоработками в регионах. Не всегда и не все нормативные правовые акты на уровне субъекта РФ оказываются принятыми вовремя. Есть сложности с заключением контрактов, проведением конкурсов на покупку оборудования. В настоящее время в большинстве регионах России все-таки есть понимание, что решение этих задач необходимо для укрепления демографической ситуации.

Приоритетом программ модернизации здравоохранения установлено совершенствование оказания медицинской помощи при заболеваниях, являющихся причинами высокой смертности и определяющих высокий уровень потери трудового потенциала страны (заболевания системы кровообращения, онкологические заболевания, заболевания костно-мышечной системы и осложнения в ходе беременности, родов и в послеродовой период, медицинское сопровождение новорожденных, особенно с низкой и экстремально низкой массой тела, детские заболевания).

• НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»

С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации.

Ø Финансирование проекта осуществляется за счет средств Федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, средства субъектов РФ и муниципальных образований – на сопровождение проекта.

Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации с целью:

v укрепления здоровья населения, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

v повышения доступности и качества медицинской помощи;

v укрепления первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

v развития профилактической направленности здравоохранения;

v удовлетворения потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи;

В рамках первого этапа реализации национального проекта «Здоровье» (2006-2007гг.) можно выделить три основных направления:

Ø повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи,

Ø усиление профилактической направленности здравоохранения,

Ø расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

В рамках этих направлений основное внимание уделяется укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) - увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.

• Задачи, решаемые в первые годы нацпроекта (2006-2007 гг.):

Повышение приоритетности первичной медицинской помощи :

• Повышение уровня квалификации врачей участковой службы (увеличение количества врачей, прошедших подготовку в 2006-2007 гг.- 24 805 человек).

• Сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до 1 недели.

• Снижение коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь до 1,1.

• Обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи ( 2006-2007 гг. – на 12787 машины).

• Укрепление диагностической службы лечебно-профилактической службы (ЛПУ), оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

• Укрепление материально-технической базы учреждений скорой медицинской помощи и отделений скорой медицинской помощи ЛПУ.