Виды издержек
Фирма
Эффект дохода и эффект замещения
Эффект дохода состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает влияние, пусть и небольшое, на общий уровень цен и делает всех потребителей относительно богаче.
Эффект замещения означает, что потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Например, снижение цен на курятину заставит покупать больше кур и сократить покупки говядины или свинины.
Фирма. Одним из главных объектов микроэкономического анализа является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно фирмы (предприятия) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.
Фирмы (предприятия) создаются предпринимателями и представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, которые объединяют экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности, под которой понимается деятельность, связанная с производством товаров и оказанием услуг третьим лицам (физическим и юридическим), приносящая предприятию коммерческую выгоду, а именноприбыль. Под прибылью понимают превышение доходов над расходами.
Предложение фирмы и отрасли. Различают предложение фирмы и отрасли — т.е. общее предложение фирм, выпускающих данный вид блага (товар). Рыночный — т.е. отраслевой объем предложения есть сумма предложений данного товара всеми фирмами, участвующими в его выпуске.
Предложение фирмы есть то количество благ, которое фирма может поставить на рынок. Оно зависит прежде всего от цены данного блага. Чем выше цена, тем больше предложение. К неценовым факторам предложения относят: издержки, технологии, цены факторов производства, цены взаимозаменяемых и взаимодополняющих благ, политика правительства, налоги и субсидии, ожидания участников рыночных сделок и др.
Предпринимательский риск — вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится недополучениеприбыли по сравнению с прогнозируемой величиной, или возникновениеубытков.
Издержки фирмы представляют собой денежное выражение затрат на приобретение факторов производства, использованных в ходе производства и реализации продукции — товаров и услуг.
Явные издержки. К явным относятся издержки фирмы на оплату ресурсов, товаров и услуг (факторов производства), приобретаемых на рынке. Явные издержки включают затраты на приобретение сырья и материалов, оплату труда (в виде заработной платы), используемой земли (в виде ренты), заемного капитала (в виде процента по банковским кредитам и ссудам) и другие расходы, связанные с производством и реализации товаров и услуг,
Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции и учитывается при ведении бухгалтерского учета. Однако сумма издержек, если в них включать только явные издержки, будет заниженной.
Альтернативные (вмененные) издержки. Альтернативными называются издержки альтернативного (иного) использования ресурса, являющегося собственностью фирмы, — собственного капитала. Эти издержки определяются как потери дохода от возможного альтернативного использования собственного капитала, они равны цене капитала. Например, собственник фирмы может не вкладывать капитал в производство товаров, а разместить его под определенный процентный доход в ценные бумаги. Этот доход и будет представлять собой альтернативные издержки.
Переменные, постоянные и валовые издержки. Постоянные издержки FC (англ. fixed costs) — это издержки, которые не зависят от объема производства. Переменные издержки VC (англ. variable costs) — это издержки, зависящие от объема производства.
Затраты на сырье, материалы, рабочую силу, комиссионные торговым посредникам меняются в зависимости от масштабов деятельности и относятся к переменным издержкам. Они увеличиваются пропорционально расширению бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных.
Затраты на поддержание производственного потенциала '•-фирмы включают расходы: на содержание административного аппарата, арендную плату, амортизационные отчисления. Проценты за кредит не зависят от объемов производства в конкретный период и относятся к постоянным издержкам. Амортизация — постепенное перенесение суммы стоимости капитала на стоимость производимого товара.
Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные, издержки фирмы. ТС (англ. total costs).
Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек является постоянной. В краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий. В долгосрочном периоде она может расширять масштабы деятельности, поэтому все ее издержки являются переменными.
Средние издержки. Под средними понимаются издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара. Выделяют:
• средние постоянные издержки AFC (англ. average fixed costs}, которые рассчитывают путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства;
• средние переменные издержки AVC (англ. average variable costs), исчисляемые путем деления переменных издержек на объем производства;
• средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия АТС (англ. average total costs), которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем выпуска.
Предельные издержки. Прирост продукции за счет увеличения на единицу использования какого-либо переменного фактора называется предельным продуктом этого фактора. Поскольку фирма сталкивается в первую очередь не с количеством используемых ресурсов, а с их денежной оценкой, то ее интересует прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, который называется предельными издержками фирмы МС (англ. marginal costs):
МС= ,
где — прирост переменных издержек; — вызванный ими прирост объема производства.