Потребительские предпочтения и предельная полезность

Рисунок 2 - Равновесие на рынке

Рынок

 

Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов ресурсов и благ. Современный рынок, на котором совершают сделки — т.е. акты купли и продажи — покупате­ли и продавцы, превратился в систему регулирования хозяй­ственной жизни (экономики).

Функции рынка. Рынок должен давать ответы на три клю­чевые вопроса: что, как и для кого производить? Рынок вы­полняет ряд функций:

1 Ценообразования.

2 Передачи информации.

3 Регулирования.

4 Посредничества.

5 Санирования.

Рыночное ценообразование — процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих противоположные цели, при котором опреде­ляется цена.

Цена — это количество денег, за которое продается и покупается любое экономическое благо. Так как цена устанав­ливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной. На рисунке 2 пред­ставлены графики, которые показывают, что равновесная (ры­ночная) цена (PЕ) устанавливается под воздействием спроса (D) и предложения (S). При данной равновесной цене жела­ние и готовность покупателей приобрести товар, а также же­лание и готовность продавцов его продать совпадают.

Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене РЕ,его приобретут, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене РЕ, его продадут.

 

 

Если цена повысится и станет равна Р1, то покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве О1, а продавцы захотят предложить его в количестве О2. Продукция в объеме О2- О1, представит собой излишек товара на рынке, который не будет куплен (продан). Для того чтобы продать излишки, продавцы предоставят, покупателям скидки, и цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне PЕ.

Аналогичная картина сложится в том случае, если цена окажется ниже равновесной и будет равна Р2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникнове­нии дефицита товара в объеме О1 – О2. Желающие купить не­доступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия PЕ.

Закон рыночного ценообразования состоит в том, что цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Если под воздействием неценовых фак­торов происходит изменение спроса или предложения, то ус­танавливается новая равновесная цена, соответствующая но­вому состоянию спроса и предложения.

 

Потребительское поведение и предпочтения показы­вают, как вкусы и доходы потребителей, наряду с ценами, оп­ределяют их спрос на все товары и услуги. Согласно модели потребительского поведения, каждый индивид так выбирает объемы спроса товаров и услуг, чтобы максимизировать свою полезность при заданных ограничениях, обусловленных име­ющимся в его распоряжении доходом. Для этого потребите­ли постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны.

Полезность — это удовлетворение, которое благо (товар) приносит потребителю. Определяя для себя степень полезно­сти того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление этого блага. Для этого каждый потребитель интуитивно или сознательно выст­раивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ.

Оценка полезности зависит от субъективных и объектив­ных обстоятельств. На уровне индивидуума она — всегда субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага у разных индивидуумов будет отличаться. Во-вторых. даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезнос­ти, чем в обычном случае. По мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается.

Предельная полезность любого блага определяется при­ростом совокупной полезности, получаемым в результате по­требления дополнительной (следующей) единицы данного блага. Закон убывающей предельной полезности, гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага будет менее полезна с точки зрения индивидуума, в результате и совокуп­ная полезность всего блага для него снижается. Таким обра­зом, если блага много, то оно и ценится очень дешево, а имен­но: по полезности последней (предельной) доступной потре­бителю порции этого блага.

Концепция предельной полезности лежит в основе ана­лиза соотношения количества и качества благ, на которые по­требитель предъявляет спрос с целью максимизации своей полезности. Иначе говоря, потребляя одновременно много благ, каждый индивидуум покупает для себя такой их набор, в кото­ром предельные полезности каждого блага равны или прино­сят ему одинаковое удовлетворение. Это позволяет понять, чем руководствуется индивидуум при покупке набора благ.

Ценность — это денежная оценка потребителем полезно­сти блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового.