Потребительские предпочтения и предельная полезность
Рисунок 2 - Равновесие на рынке
Рынок
Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов ресурсов и благ. Современный рынок, на котором совершают сделки — т.е. акты купли и продажи — покупатели и продавцы, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).
Функции рынка. Рынок должен давать ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Рынок выполняет ряд функций:
1 Ценообразования.
2 Передачи информации.
3 Регулирования.
4 Посредничества.
5 Санирования.
Рыночное ценообразование — процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих противоположные цели, при котором определяется цена.
Цена — это количество денег, за которое продается и покупается любое экономическое благо. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной. На рисунке 2 представлены графики, которые показывают, что равновесная (рыночная) цена (PЕ) устанавливается под воздействием спроса (D) и предложения (S). При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.
Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене РЕ,его приобретут, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене РЕ, его продадут.
Если цена повысится и станет равна Р1, то покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве О1, а продавцы захотят предложить его в количестве О2. Продукция в объеме О2- О1, представит собой излишек товара на рынке, который не будет куплен (продан). Для того чтобы продать излишки, продавцы предоставят, покупателям скидки, и цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне PЕ.
Аналогичная картина сложится в том случае, если цена окажется ниже равновесной и будет равна Р2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме О1 – О2. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия PЕ.
Закон рыночного ценообразования состоит в том, что цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Если под воздействием неценовых факторов происходит изменение спроса или предложения, то устанавливается новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.
Потребительское поведение и предпочтения показывают, как вкусы и доходы потребителей, наряду с ценами, определяют их спрос на все товары и услуги. Согласно модели потребительского поведения, каждый индивид так выбирает объемы спроса товаров и услуг, чтобы максимизировать свою полезность при заданных ограничениях, обусловленных имеющимся в его распоряжении доходом. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны.
Полезность — это удовлетворение, которое благо (товар) приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление этого блага. Для этого каждый потребитель интуитивно или сознательно выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ.
Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она — всегда субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага у разных индивидуумов будет отличаться. Во-вторых. даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае. По мере увеличения потребления блага его полезность уменьшается.
Предельная полезность любого блага определяется приростом совокупной полезности, получаемым в результате потребления дополнительной (следующей) единицы данного блага. Закон убывающей предельной полезности, гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага будет менее полезна с точки зрения индивидуума, в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Таким образом, если блага много, то оно и ценится очень дешево, а именно: по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага.
Концепция предельной полезности лежит в основе анализа соотношения количества и качества благ, на которые потребитель предъявляет спрос с целью максимизации своей полезности. Иначе говоря, потребляя одновременно много благ, каждый индивидуум покупает для себя такой их набор, в котором предельные полезности каждого блага равны или приносят ему одинаковое удовлетворение. Это позволяет понять, чем руководствуется индивидуум при покупке набора благ.
Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового.