Особенности применения банковских информационных систем

Банковские информационные системы

 

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности», банк — это кредитная организация, которая имеет право осуществлять следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Это определение отражает три важнейшие функции банка: аккумулирование средств, трансформация ресурсов и их размещение, а также обслуживание денежного оборота.

В соответствии с выполняемыми функциями банк аккумули­рует временно свободные денежные средства своих клиентов физических и юридических лиц, трансформирует их в кредитные ресурсы и использует для проведения других банковских опера­ций, принимая на себя риски, связанные с их проведением. Пла­тежные операции банков и применение различных платежных инструментов (векселей, чеков и т.п.) способствуют ускорению денежного оборота и делают его более экономичным за счет со­вершения безналичных расчетов.

Практически всю деятельность банка можно представить в виде совокупности бизнес-процессов. Такой подход к организации уп­равления называется процессным или процессно-ориентированным.

Один из наиболее естественных подходов для классификации банковских бизнес-процессов заключается в определении глобальных целей деятельности банка и установлении типов процессов. При этом все цели деятельности банка можно определить следующим образом:

· получение дохода в результате основной деятельности банка

· обеспечение условиями и ресурсами основной деятельности банка;

· управление деятельностью банка.

Этим целям соответствуют следующие типы бизнес-процессов

основные — в результате которых банк получает доход, это процессы его коммерческой деятельности, прежде всего связанные с оказанием услуг клиентам;

обеспечивающие — позволяют обеспечивать деятельность банка необходимыми ресурсами и условиями;

процессы управления — направлены на повышение эффективности первых двух типов процессов.

В связи с этим деятельность банка можно представить совокупность взаимосвязанных процессов перечисленных типов (рис. 5.1).

 

 

 

Обеспечивающие процессы  
Обеспечение ресурсами Трудовые ресурсы Информационные ресурсы Финансовые ресурсы Производственные фонды  
Обеспечение условий Условия, предъявляемые законодательством к кредитным организациям Условия для оказания услуг  

 

 


Рис. 5.1. Взаимосвязь процессов банковской деятельности

 

Управление банком включает классические процессы планирования, учета, контроля и анализа деятельности, характерные для любого экономического объекта.

Клиентские операции позволяют осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, прием от них депозитных вкладов, выдачу кредитов, продажу собственных ценных бумаг клиентам и покупку у них ценных бумаг и др.

Собственные банковские операции включают получение кредитов у других коммерческих банков и у Банка России для обеспечения собственной деятельности, размещение депозитных вкладов в других коммерческих банках, операции купли-продажи собственных ценных бумаг и ценных бумаг других эмитентов для своих нужд, собственные межбанковские расчеты, обналичивание собственных денежных средств для подкрепления лимита кассы и др.

Обеспечивающие процессы включают различные виды обеспечения ресурсами, а также условия функци­онирования банковских бизнес-процессов.

Повышение эффективности банковской сферы невозможны без применения банковских информационных систем (БИС), под которыми понимается совокупность средств, методов, технологий работы с информацией, организованная с целью качественного управления банками.

Направления автоматизации банковской деятельности включают следующие задачи:

автоматизация всех ежедневных внутрибанковских опера­ций, ведение бухгалтерии и составление сводных отчетов;

коммуникация с филиалами и иногородними отделениями;

автоматизированное взаимодействие с клиентами (так на­зываемые системы «банк-клиент»);

анализ всей деятельности банка и системы выбора опти­мальных в данной ситуации решений;

автоматизация розничных операций — применение бан­коматов и кредитных карточек;

автоматизация межбанковских расчетов;

автоматизация работы банка на рынке ценных бумаг.

Основными принципами создания банковских информационных систем являются:

· системность принятия решений;

· использование основных принципов открытых систем адаптации к динамично изменяющимся внешним и внутренним условиям;

· ориентация на реинжиниринг бизнес-процессов в рамках развития интегрированной БИС и его активное использование при проектировании;

· переход к распределенной обработке информации в режиме реального времени;

· развитие новых банковских продуктов и услуг.

Банковские информационные системы являются многопользовательскими, поэтому здесь широко используется архитектура «клиент-сервер». В такой локальной сети, состоящей из терминалов (компьютеров) пользователей, соединенных каналами связи, может быть использован не один сервер. Например, если такая сеть состоит из головного банка, его филиалов, находящихся в разных районах, а также их клиентов, одного сервера, как правило, недостаточно. Поэтому в данном случае применяется сервер центрального отделения (головного банка) и серверы филиалов.

Информационная база многопользовательской БИС должна быть надежно защищена от несанкционированного доступа с помощью системы паролей и шифров, а также ограниченного доступа к определенным областям информационной базы (уровни доступа от простого пользователя до администратора системы). В частности, широко используется электронно-цифровая под­пись, которая заменяет обычные подписи, а также традицион­ную печать на документах. Она является удобным средством подтверждения принадлежности документа определенному кли­енту или банку при электронной обработке информации.

К наиболее известным фирмам - разработчикам БИС при­надлежат: «Диасофт», «R-Style Softlab», «ПрограмБанк», «Бан­ковские информационные системы (БИС)», «Инверсия», «Центр Финансовых технологий (ЦФТ)». В последнее время появилась и первая БИС, созданная в Ставрополе фирмой «Бизнес ИТ», на платформе «1С: Предприятие». Эта БИС называется «Управление кредитной организацией» и ориентирована на небольшие и средние кредитные организации.