Автоматизированное решение задач информационного обслуживания
Автоматизированные регистры статистической информации.Под автоматизированным регистром (АР) понимается комплекс программно-технологических средств автоматизированного хранения записей однородной совокупности объектов наблюдения.
Эффективность данной формы хранения особенно проявляется при ведении относительно устойчивых совокупностей объектов, имеющих продолжительный период действия и наличие общих свойств, существенно не изменяющихся в течение этого периода.
АР разрабатываются для промышленных и аграрных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций и других объектов статистического наблюдения.
Рассмотрим организацию статистического наблюдения на примере автоматизированного регистра промышленных предприятий (РПП).
Данные РПП позволяют анализировать производственно-хозяйственную деятельность промышленных предприятий и их совокупность по объектам учета (отраслям, ведомствам и территориям и т.д.), а также выдачу этих сведений по запросам потребителей в форме соответствующих таблиц.
Исходным документом для ведения информационной базы РПП является карточка основных показателей промышленных предприятий, в которую входят более 100 важнейших показателей.
На основании карточки, по каждому показателю отдельно формируются основные массивы фактических и плановых данных за последний включаемый в регистр год. В группу основных массивов РПП входит также массив динамических рядов, который строится по задаваемым периодам, т.е. включает данные по всем рассматриваемым показателям в течение нескольких лет.
Кроме основных массивов информационная база РПП содержит ряд справочных массивов, к которым относятся массивы кодов объектов учета и различных классификационных признаков с их полными наименованиями, а также массивы, содержащие описание и местонахождение всех массивов в информационной базе РПП.
Решением задачи на базе РПП является получение ряда стандартных результатных таблиц, регламентирующих как форму выдачи информации, так и ее содержание. При этом условие задачи определяется запросом, который содержит все необходимые сведения по результатной таблице и объектах учета, о периоде, за который следует вести обработку определенных данных и т.д.
Запрос в РПП строится как набор операторов, описывающих значение внешних характеристик результатной таблицы (заголовок, подлежащее и сказуемое). Форму запроса приведена в табл. 4.1.
Таблица 4.1Структура запроса в РПП
Номер оператора | Название оператора | Содержание |
Код потребителя (КОДП) | ХХХ | |
Номер результатной таблицы (ТАБЛ) | ХХ | |
Годы, за которые надо выдать информацию (ГОДЫ) | ХХ | |
Описание объекта учета (ТИПОУ) | Х…Х | |
Коды показателей (ПОКАЗ) | ХХХ |
Например, содержание кода потребителя задается оператором КОДПХХХ, где ХХХ – трехзначный код потребителя, а номер результатной таблицы – оператором ТАБЛХХ, где ХХ – двузначный номер результатной таблицы.
Годы, за которые необходимо выдать информацию, задаются оператором ГОДЫ. Он обозначается двузначным числом ХХ (если данные выдаются за один год), либо парой чисел ХХ-ХХ (начало и конец необходимого периода), либо перечислением через запятую требуемых годов – ХХ, ХХ, ХХ.
С помощью оператора ТИПОУ А задается тип объектов учета, где А – сложное логические выражение, содержащее признаки, которыми определяется тип объекта учета и, если нужно, конкретные значения этих признаков, заключенных в круглых скобках.
С помощью оператора ПОКАЗ А задаются соответствующие трехзначные показатели, где А – выражение, описывающее состав кодов этих показателей.
Решение задачи зависит от наличия соответствующей информации и возможностей формирования и выдачи основных результатных таблиц, которые распределены на следующие группы: динамические, плановые и группировочные.
Общая технология функционирования РПП подразделяется на ведение информационной базы и на организацию решения задач на основе этой базы.
Ведение информационной базы РПП заключается в первоначальной подготовке информационной базы, в актуализации и обновлении всех информационных массивов этой базы.
Технологический процесс решения задач с использованием непосредственных средств РПП начинается с введения запроса, его контроля и перевода во внутреннее (машинное) представление.
Затем осуществляется построение таблиц информации для формирования рабочих массивов, которые состоят из регистрационного номера предприятия и списка показателей непосредственно или опосредственно участвующих в обработке.
На основании этих таблиц из информационной базы производится выборка первичных показателей, расчет всех производных величин и формирование записей в соответствии с объектами учета, указанными в запросе. В заключение происходит окончательное формирование и выдача выходных таблиц с помощью специальных программ.
Автоматизированные банки данных.Для решения задач информационного обслуживания в системе РОССТАТА РФ используются АБД двух видов: банк данных по показателям (БДП) и банк готовых документов (БГД).
БДП используется для создания баз данных по различным отраслям статистики или их совокупности. БДП имеет развитые средства обработки и представления данных при работе в ЛВС и в режиме удаленного доступа.
БГД применяется для создания документографических баз данных, содержащих некоторую информацию и табличные статистические материалы. БГД представляет широкий сервисный потенциал телекоммуникационных средств, обеспечивающих доступ к базам данных для различных абонентов.
Программные комплексы БДП и БГД имеют интерфейс с пакетами LOTUS 1-2-3 и EXCEL в результате чего обеспечивается их совместимость.
Ниже рассмотрим особенности эксплуатации указанных АБД.
Банк данных показателей.Объектом хранения в БДПявляется основание показателя, определяемое тремя компонентами:
· признаками показателя;
· объектами обследования и его разрезами;
· периодичностью отчетности по обследуемому объекту.
Отношения между признаками показателя представлены совокупностью структур типа "дерево", отражающих взаимосвязь данного показателя с его составляющими низших уровней иерархии. Кроме того, для признаков показателей можно выделить отношения агрегации, заключающейся в том, что сумма оснований показателей некоторого уровня равна основанию предыдущего уровня.
Структура отношений объектов также представлена структурой типа "дерево", отражающей подчиненность по отраслевому, ведомственному и территориальному признакам. Причем для каждого объекта необходимо описание вхождения в него объектов нижнего уровня иерархии.
Отношения между периодами времени (годом, полугодием, кварталом, месяцем и т.д.) также представлены строго фиксированными отношениями типа "дерево", для обеспечения возможности агрегации данных меньшей периодичности в данные большей периодичности. Кроме указанных видов периодичности для характеристики показателей используются также периоды с нарастающим итогом (с начала года, квартала, месяца и т.д.).
С помощью БДП обеспечивается обслуживание федеральных органов власти и управления (Аппарата Президента РФ, Государственной Думы РФ, Министерства Экономики РФ и т. п.) выполнением запросов в диалоговом режиме и формированием массивов данных. Для этого используются функции экспорта в форматы наиболее распространенных пакетов прикладных программ (LOTUS 1-2-3, EXCEL и др).
С использованием программного комплекса БДП на федеральном уровне созданы следующие базы данных:
· центральная база статистических данных, состоящая из показателей, включенных в федеральный план статистических наблюдений;
· БД по секторам экономики (промышленность, аграрное хозяйство, капитальное строительство, труд и занятость, финансы, торговля, внешнеэкономические связи и др.), используемые для выполнения регламентных работ по выпуску сборников и подготовки аналитических справок;
· проблемно-ориентированные БД (экономическая реформа по России в целом и в региональном разрезе; помесячные индикаторы, характеризующие экономические и социальные процессы в России).
Базы данных в среде БДП и программное обеспечение (ПО) установлены на сервер локальных вычислительных сетей (ЛВС) РОССТАТА. Экономисты управлений РОССТАТА имеют возможность работать с программным обеспечением БДП с рабочих станций ЛВС. Обслуживание внешних пользователей осуществляется в удаленном режиме с использованием средств электронной почты статистики (ЭПС).
Работа с базами данных в среде БДП осуществляется на основе утвержденного руководством "Регламента функционирования информационной системы в программной среде БД", который обеспечивает распределение обязанностей между подразделениями ГМЦ, НИПИ «Статинформ» (разработчик) и управлениями РОССТАТА.
Актуализацию базы данных (загрузка информации из ЭОД, ведение и поддержание целостности баз данных), передачу массивов БД на ЛВС РОССТАТА осуществляют средствами ЭПС. Контроль за своевременностью обновления этих баз данных, за их функционированием и обслуживанием внешних пользователей ежемесячно осуществляет администратор БД в соответствии с установленным планом-графиком.
На региональном уровне программный комплекс БДП используется для решения задач информационного обслуживания директивных и управленческих органов в регионах.
Программный комплекс БДП обеспечивает следующие функциональные возможности для пользователя:
· выполнение регламентных запросов;
· описание макетов выходных форм таблиц и получение данных по нерегламентным запросам;
· модификацию полученной таблицы посредством отбора и перестановкой граф,
· формирование новых расчетных граф с использованием заданных формул;
· описание и получение расчетных показателей;
· агрегирование данных;
· экспорт данных в формат электронных таблиц LOTUS 1-2-3, EXCEL и др.
Банк готовых документов (БГД) предназначается для создания многоуровневой распределенной системы "Статистика России", которая разрабатывается РОССТАТОМ и ее территориальными органами в целях оперативного обеспечения статистическими материалами федеральных и региональных органов власти, региональных служб и районных управлений государственной статистики, а также широких кругов пользователей статистической информации
Рубрикатор БГД включает статистические, экономико-аналитические, методологические, нормативные и другие готовые документы (информацию).
Федеральный уровень БГД "Статистика России" содержит 18 основных рубрик (секторов экономики) и имеет многоуровневую систему рубрикаций, посредством которой систематизируется (архивируется) следующая статистическая информация:
· оперативная (текущего года);
· годовая (итоги прошлого года);
· долговременная (в динамике) статистическая информация о состоянии и потенциале различных секторов, отраслей экономики и социальной сферы, ходе экономической реформы в России в целом и региональном разрезе.
БГД имеет широкий сервисный потенциал телекоммуникационных средств (электронная почта статистики и др. средства связи), что позволяет осуществлять управление БГД и актуализацию его баз данных по каналам связи. Пользователю обеспечивается удаленный доступ к базам данных, эксплуатирующимся на федеральном, региональном и районном уровнях СИС.
При работе с БГД поиск информации осуществляется по многоуровневому рубрикатору на естественном языке при этом время реакции на запрос пользователя не превышает 1 секунды.