Основные направления зарубежной психологии

 

В зарубежной психологии выделяют несколько основных направлений (рис. 2).

Психоанализ– одно из наиболее известных направлений зарубеж-ной психологии, возникшее в начале XX в. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

 

Психоанализ
Бихевиоризм
Гештальтпсихология
Гуманистическая психология
Трансперсональная психология
Основные направления зарубежной психологии
Когнитивная психология

 

 


Фрейдизм
Рис. 2. Основные направления зарубежной психологии

 

Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей. Психоанализ – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику развития личности. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных симптоматических действий человека.

Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи З. Фрейда А. Адлер, К. Юнг развивали собст-венные учения о бессознательном и психической жизни.

Фрейдизм– философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антаго-нистическими сознанию психическими факторами и использующее осно-ванную на этих представлениях технику психотерапии.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:

· мотивации бессознательного;

· соотношения нормальных и патологических явлений психики;

· защитных механизмов психики;

· роли социального фактора;

· влияния детских травм на поведение взрослого;

· сложного строения личности;

· противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.

В трактовке этих проблем фрейдизм отстаивал положения о под-чиненности внутреннего мира и поведения асоциальным влечениям, о всесилии либидо, о противопоставлении сознания и бессознательного.

Неофрейдизм– направление в современной философии, социологии, психологии, развившееся на основе фрейдизма. Его сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Лидеры неофрейдизма подвергли критике некоторые фунда-ментальные подходы и утверждения З. Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества.

Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Основоположником бихевиоризма является Д. Уотсон, который открыто провозгласил, что психологию можно считать наукой, лишь тогда, когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциации) между стимулом и реакцией. Простота схемы S-->R давала возможность легко использовать коли-чественное описание психологического явления и применять матема-тические методы для обработки результатов его исследования. Отноше-ние S --> R было объявлено единицей поведения.

Перед психологией ставились следующие задачи:

· выявить и описать типы реакций;

· исследовать процесс их образования;

· изучить законы их комбинаций.

Но исходя из схемы S -->R оказалось невозможным понять, как появляются новые действия, поэтому довольно скоро обнаружилась ее чрезвычайная ограниченность для объяснения поведения. Заслуга бихевиористов была в том, что они ввели в психологию объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недостаточном учете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.

Необихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в 30-е гг. XX в. Главными его представителями явились Э. Толмен и К. Холл. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии – объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных, под которыми понимались внутренние процессы. К ним относятся такие образования, как цели, намерения, гипотезы и т.д. Хотя эти переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следовало судить только по свойствам поведения. Схема приобрела вид S-->V-->R.

Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе класси-ческого бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесооб-разность поведения. Необихевиоризм стремился преодолеть ограничен-ность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологи-зацию человеческой психики.

Гештальтпсихология– направление, возникшее в Германии в пер-вой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зре-ния целостных структур – гештальтов. Это направление связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. Гештальтпсихология выступала против выдвинутого пси-хологией структурного принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. В связи с этим следует подчеркнуть роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода. По мнению теоретиков гештальтпсихологии, мир сос-тоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.

Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции обра-зующих его частей, была применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного).

Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений современной западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Гуманистическая психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему право самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Это направление, прежде всего, связано с именами Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса.

Основные положения гуманистической психологии:

· человек должен изучаться в его целостности;

· каждый человек уникален;

· человек открыт миру;

· жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления бытия человека;

· человек наделен потенциями непрерывного развития и само-реализации;

· человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руко-водствуется в выборах;

· человек – активное, творческое существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека.

Когнитивная психология– направление в психологической науке, изучающее зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.Главное в когнитивной психологии – выделение некоторых общих компонентов, структур, процессов, характерных для познания в целом. В этом плане когнитивная психология – это современная психология познавательных процессов. Первоначально (конец 50-х – начало 60-х гг. ХХ столетия) главной задачей когнитивной психологии явилось иссле-дование переработки информации от момента ее попадания на рецеп-торные поверхности до получения ответа. Были введены понятия о крат-ковременной и долговременной памяти. Далее когнитивная психология доказывала решающую роль знания в поведении человека, изучала соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоми-нания и мышления, связь познавательных процессов и эмоций, индиви-дуальные различия. Когнитивная психология расширила проблематику исследования и диапазон применяемых методических средств (модели-рование, экспериментирование и др.), решила ряд общепсихологических вопросов трансформации сенсорной информации, ее сохранения, извлечения и использования.

В когнитивной психологии выделяют два наиболее перспективных направления. Это разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта, и научная экспертиза свидетельских показаний. Одной и важнейших задач когнитивной психологии в ближайшем будущем является создание прикладной теории.

Трансперсональная психологияновое направление в западной психологии, появившееся в 60-е гг. XX в. Представители данного направления ищут новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям психики: мистическим переживаниям, мистическому сознанию, т.е. формам особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека не с традиционных научных позиций.

В центре трансперсональной психологии находятся так называемые измененные состояния сознания, переживание которых сможет привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Согласно мнению сторонников данного нап-равления, рождение, смерть, возрождение связаны со страданием и его преодолением, ведут к высвобождению души и вступлению ее в новые, более целостные отношения с миром. Трансперсональная психология опи-рается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психо-терапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно ориен-тированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями и т.д. Лидерами современной трансперсональной (надличностной) психо-логии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и др.