Буддизм

Ислам

Среди мировых религий ислам занимает одно из первых мест как по численности своих приверженцев, так и по масштабам их расселения. В настоящее время ислам распространен в странах Ближнего и Среднего Востока (Йемен, Саудовская Аравия, Ливан, Сирия, Иордания, Афганистан, Турция, Иран, Ирак, Пакистан), Юго-Восточнои Азии, Северной Африки (Египет, Тунис, Ливия, Алжир и т.п.), а также в Азербайджане, Средней Азии и Казахстане, на территории Северного Кавказа и в некоторых областях России.

Ислам возник среди арабов Хиджаза северо-западной области Аравийского полуострова в начале VII в. Арабы занимались в основном торговлей и скотоводством. Через Хиджаз вдоль побережья Красного моря проходил древний караванный путь, имевший важное экономическое значение для племен, осевших на перевалочных пунктах этой торговой дороги: в Мекке, Ясрибе, Таифе. Крупнейшим из них была Мекка, с которой постоянно соперничает Ясриб.

Возвышению Мекки, кроме экономических причин, способствовали идеологические факторы. Этот город имел важное значение в религиозной жизни арабских племен. В нем находилась Кааба – древнейший языческий храм, почитаемый арабами.

В одну из стен Каабы вделан Черный камень, упавший, по преданию, с неба (возможно, метеорит). Это и придало храму особую святость. В знак почитания Каабы многие племена поставили вокруг нее скульптурные изображения своих племенных и родовых богов. Всего их было 360. В строго определенное время года арабы совершали паломничество в Мекку, чтобы поклониться Черному камню и своим племенным идолам. На этот период по древней традиции прекращались все межплеменные войны, приостанавливалось действие обычая кровной мести.

Еще с середины V в. общепризнанными хранителями Каабы было племя курайшитов. В руках курайшитов находились ключи от храма, их представители отправляли должности, связанные с соблюдением религиозных ритуалов. Племя Курайш и союзные с ним племена снабжали наложников пищей, водой, одеждой. Все это давало курайшитам ряд привилегий, возвышало их над племенами, совершившими паломничество.

Дальнейшему развитию торговых отношений, сыгравших прогрессивную роль в разложении родоплеменного строя, мешала нестабильная обстановка, обусловленная разобщенностью арабских племен, их частыми вооруженными столкновениями. Обособленные племенные культы многобожием верования препятствовали объединению племен в одну народность. Разрешить это кризис можно было лишь путем выработки новых идей, направленных на объединение племен, создание централизованного государства, уничтожение племенного многобожия. Такой идеологией в тех исторических условиях стал ислам.

Основателем новой религии – ислама – был Мухаммад. Мусульмане разных национальностей произносят это имя по-разному: турки – Мухамет, персы – Мохаммед, старое русское произношение – Магомет. Родился пророк ислама около 570 г., умер в 632 г. Происходил Мухаммад из обедневшего рода хашим племени Курайш. Он рано стал сиротой. Сперва умер отец – Абдуллах, затем мать – Амина. Сначала его воспитывал дед, а после смерти деда – дядя по отцу – Абу Талиб. Мальчиком ему пришлось пасти скот, юношей он нанялся в погонщики караванов. В 24 года Мухаммад поступил на службу к богатой купчихе-вдове, сорокалетней Хадидше, вскоре женился на ней и сам стал торговцем. В тех местах, где бывал Мухаммад, он вел беседы с представителями разных культов, впитывал то, что казалось ему полезным. Потом многие положения иудаизма и христианства вошли в ислам (будучи лишь слегка видоизмененными).

В 610 г. Мухаммад выступил с первой проповедью новой веры, уже в целом им сформулированной. Позднее он даст ей название «ислам», что в переводе с арабского «муслим» означает «покорность». Новая религия была монотеистической, в которой Единый Бог получил имя Аллах, происходящее от «илах» или «аль-илах» – имени бога курайшитов. Аристократическая верхушка курайшитов к деятельности Мухаммада отнеслась враждебно. Ведь он отвергал языческие культы, а это могло нанести ущерб святости Каабы, с поклонением которой были связаны не только их религиозные чувства, но и весьма ощутимые материальные выгоды. Кроме того, в ранних проповедях посланник Аллаха осуждал чрезмерное богатство, призывал помогать бедным, соблюдать справедливость.

Преследуемый влиятельными курайшитами, Мухаммад был вынужден покинуть Мекку и с группой своих сторонников переселиться в Ясриб. Считается, что это переселение (по-арабски – «хиджра») произошло 16 июля 622 г. Этот год является официальной датой мусульманского летоисчисления. В Ясрибе, ставшем вскоре называться Мединой (город пророка), проповеди Мухаммада встретили одобрение.

Как Мухаммаду удалось обеспечить притягательность своей религии? Он хорошо усвоил уроки христианства и начал с проповеди всеобщего равенства, призывал к братству, к соблюдению простых, всеми понятных нравственных норм. Первая мусульманская община, организованная Мухаммадом в Медине, объединяла людей не по кровно-родственному признаку или имущественному, а исключительно по религиозному.

Мухаммад, несомненно, уже при жизни пользовался уважением и неограниченной властью среди верующих. Это, в частности, позволило ему создать теократическое государство и положить начало завоевательной политике, в ходе которой мусульманское влияние распространилось на значительную территорию.

Ислам сгладил на время социальные противоречия, проводя в жизнь принцип эгалитаризма – равенства всех мусульман перед Аллахом и принцип социальной справедливости, что выразилось не только в осуждении чрезмерного богатства, но и в учреждении особых налогов для помощи бедным. Кроме того, ислам создал свою систему эксплуатации – патриархально-феодальную, при которой наиболее жесткие методы угнетения и присвоения прибавочного продукта были направлены против «неверных», немусульман. Первые несколько веков существования ислама были одной непрекращающейся войной с неверными. Исламизация населения проходила почти во всех покоренных странах. В другие земли ислам проникал благодаря деятельности мусульманских миссионеров.

Особенности вероучения современного ислама. Главными источниками вероучения ислама являются Коран и Сунна. Коран разделен на 114 глав (сур).Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие – к концу. Коран написан аятами, т.е. стихами. В Коране изложены основы вероучения, законодательства, нравственности, обрядовые наставления. В Сунне сосредоточены предания о поступках пророка Мухаммада в различных житейских ситуациях. Сунна – главный источник мусульманского права – шариата.

Шариат – это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни. Он содержит не только юридические, но и нравственные нормы, не расчленяя их на мораль и право. Шариат включает в себя и право – фикх, и морально-поведенческие наставления, а также предписания культа. Источниками шариата являются Коран, Сунна и Адат (нормы обычного права). Патриархальный пласт отчетливо вскрывается во многих предписаниях мусульманского права. Так, в наказаниях за преступления против жизни и здоровья человека шариат исходит из родоплеменных обычаев – определяет виру, т.е. цену крови, в зависимости от тяжести действия. Как правило, это – талион: око за око, зуб за зуб. Шариат прямо поощряет кровную месть; в Коране говорится: «Предписано вам возмездие за убитых: свободный – за свободного, и раб – за раба, и женщина – за женщину». Правда, за пролитую кровь можно откупиться, заплатив родственникам убитого виру.

Наказания за преступления носят жестокий характер. В Коране говорится: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха», «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов... и пусть присутствует при их наказании группа верующих».

К числу предписаний шариата относятся нормы, касающиеся права и положения женщин. Широко известно, что женщина в мусульманском обществе поставлена в приниженное положение по сравнению с мужчинами. Так, официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, могут иметь до четырех жен (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц. Кроме того, муж всегда имеет право на развод, жена обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе и в случае развода. В повседневной жизни мусульманка скована бесчисленными правилами поведения: обязана уступать дорогу мужчине, не имеет права обгонять его. Предусматривается обязательное затворничество женщин, которые не могут появляться на людях с открытым лицом и неприкрытыми ногами.

К основным положениям ислама относятся:

· Вера в Единого Бога Аллаха, строгий запрет идолопоклонничества (в исламе даже запрещено изображение людей, живопись).

· Вера в ангелов и демонов. Это соответствует христианскому учению о добрых ангелах, злых бесах, Сатане (в исламе – Шайтан).

· Вера в святость Корана: он считается полученным от Бога и вечным.

· Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. Коран утверждает, что цепь Библейских пророков (Ибрагим–Авраам, Нух–Ной, Муса–Моисей, Иса–Иисус) подготовила появление последнего пророка «печати пророка» Мухаммеда.

· Вера в существование Рая и Ада. В отличие от христианства, мусульмане представляют их более чувственно. В Раю вкусная еда, реки молока и меда, прекрасные девушки-гурии.

· Вера в Божественное предопределение: не существует что-либо, не зависящее от Аллаха.

· Вера в бессмертие души и воскресение в день Страшного суда.

Рассмотрим эти положения подробнее.

Основу мусульманской религии составляет вера в Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник его», – утверждает Коран. Поклонение другим богам считается у мусульман смертным грехом. Образ Аллаха, «никем не созданного и вечного», наделяется такими эпитетами, как «мудрый», «милосердный», «творец мира и земли» и т.д. – всего до ста определений. Аллах – создатель Вселенной, Земли, неба, всей жизни. У него никого нет – ни сына, ни дочери, потому что в Коране говорится, что «у него нет подруги». Аллах правит миром. За непослушание он может покарать людей и при жизни, и после смерти. Верующий мусульманин не имеет права сомневаться в вере. Если же он оступится, то искупить вину можно или дарами, или совершив паломничество в святые места. Аллах выступает по отношению к верующим двояко: он может простить им грехи, помочь в беде, и в то же время он жестоко карает людей даже за незначительные проступки. Никому неизвестно, как поведет себя Аллах в том или ином случае, это вездесущий непознаваемый дух, находящийся «везде и нигде».

Если Аллах невидим и непознаваем, то как же его повеления доходят до людей? Ислам утверждает, что функции посредника между Аллахом и верующими выполняет пророк Мухаммад.

Образ Мухаммада довольно противоречив. С одной стороны, он может совершать невероятные чудеса, а с другой, в Коране говорится о его смертности, других непосредственно человеческих качествах. Мухаммад не единственный пророк в исламе, но самый главный. Сомневаться в нем – все равно, что сомневаться в Аллахе.

Помощниками Аллаха в его небесных и земных «делах» являются, как утверждает Коран, ангелы и демоны (или шайтаны). Ангелы в представлении верующих – это быстрокрылые, бесполые существа, созданные из света. Каждый ангел выполняет свою функцию. Так, Джабраил передает божественные повеления, Микаил следит за порядком во Вселенной, Исрафил готов протрубить о страшном суде, Азраил – ангел смерти – с помощью меча умерщвляет людей, выпускает души из тела. Есть ангел, который ослушался Аллаха. Это Иблис – дьявол, шайтан. Аллах, однако, не стал с ним расправляться, а оставил его для искушения людей, чтобы он испытывал их веру, стойкость к соблазнам. Каждый человек, говорится в Коране, имеет двух ангелов-хранителей, записывающих добрые и плохие дела. Эти дела взвешиваются затем на специальных весах, и тем самым определяется степень грешности верующих.

Коран разделяет природу человека на две сущности – телесную и духовную. Тело человека Аллах слепил из глины. Но человек оставался безжизненным, пока Аллах не «вдул в него своего духа». «Божественная» душа поэтому считается бессмертной и покидает тело после смерти человека, а тело – лишь оболочка души, ее вре­менное вместилище.

С представлением о бессмертии души связано воскресение из мертвых в день страшного суда. Точного описания этого дня в Коране нет. Обычно он понимается как наказание за забвение традиций отцов, за неуважение к духовенству. Современные мусульманские теологи отождествляют знамение конца света с распространением атеизма.

Представление рая связано с земными потребностями мусульман. Это оазис с прохладной и чистой водой; везде зелень, прохлада, обилие вкусной еды, красивой одежды. По раю протекают реки с молоком, медом, вином. Каждого мусульманина ожидают здесь гурии – девы с черными глазами, шелковистыми косами, нежной белой кожей. Они всегда готовы на ласки, вечно молоды, не теряют девственности. После утех их телесная чистота восстанавливается немедленно. В центре рая растет Лотос – дерево жизни, в тени которого отдыхают праведники. Здесь же хранятся все священные книги. Над раем возвышается трон Аллаха, излучающий чудесный свет. Этот свет доставляет покой, блаженство. Мусульманский ад состоит из семи кругов. Для грешников здесь приготовлены всевозможные орудия пыток: огонь, котлы со смолой, щипцы для вырывания мяса из тела и т.п. Попавших сюда терзают страшные животные, скорпионы, змеи. Муки ада бесконечны, но есть представления, по которым Аллах может простить грешников и выпустить их из ада, когда они «сгорят и обуглятся».

Мусульманский культ при помощи многочисленных обрядов, праздников, ритуалов служит мощным средством духовного закрепощения верующих. Мусульмане обязаны исполнять пять «столпов веры»:

1. Исповедование веры, произнесение формулы: «Нет Бога иного, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Аллаха».

2. Ежедневная пятикратная молитва («намаз»).

3. Соблюдение поста («ураза») в месяц рамазан: от рассвета до наступления темноты.

4. Обязательный налог в пользу бедных («закият»).

5. По возможности, паломничество (хадж) в Мекку и Медину, к святым местам ислама.

Исповедование веры требует, чтобы верующий постоянно твердил главную формулу мусульманства – «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник его». Раньше духовенство требовало заучивать эту формулу на арабском языке вне зависимости от того, знает человек этот язык или нет. В наши дни приобщатся к мусульманской вере можно, произнося на родном языке фразу «Я верую в Аллаха». Безусловное подчинение исламским догмам – главное требование мусульманской религии.

Молитва в жизни верующего мусульманина занимает важное место. Он должен молиться пять раз в день: на заре, в полдень, после обеда, при заходе солнца, в начале ночи. Читать молитву можно где угодно, кроме «нечистых мест» (отхожие места, бойни и т.п.). Во время молитвы верующий должен находиться лицом к Мекке. В своих молитвах мусульмане хвалят Аллаха, просят его помочь в житейских нуждах, поминают усопших. Молитвы должны читаться по случаю любого значительного события в жизни верующего. Считается, что Аллах может услышать только ту молитву, которая сопровождается искренней верой в него. Если просьба мусульманина не удовлетворяется, то он должен пенять только на себя за неискренность перед Аллахом.

Перед молитвой обязательно омовение. «Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток», – сказано в Коране. Сакрализация воды, отношение к ней, как к чему-то чудодейственному, характерны для имама. Считается, что вода очищает не только от физического загрязнения, но и от моральной нечистоты. «Чистота – половина веры» – эти слова приписывают Мухаммаду. Омовение обязательно после посещения туалета или полового сношения.

Соблюдать пост полагается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, который был введен у арабов Мухаммадом в 632 г. В арабских странах этот месяц называется рамадан, а в Турции, Иране, Афганистане, Пакистане несколько иначе – рамазан. Мусульманский пост своеобразен: от восхода до заката солнца необходимо строго воздерживаться от пищи и питья, не купаться, не душиться, не иметь сношения с женщинами и всего прочего, что нежит и услаждает чувства. Это считается великим торжеством самоотвержения, умерщвлением плоти и порабощением страстей, очищающим как тело, так и душу. В темное время суток, с вечера до утра, пост прерывается. Коран так определяет суточное время поста: «Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи», разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам».

Хаджж – паломничество, т.е. посещение святых мест, и прежде всего, Мекки, не является сегодня обязательным и безусловным для каждого мусульманина, поскольку очень далекие подчас путешествия связаны с большими трудностями. Сегодня мусульманские общины могут посылать в «святые места» своих представителей, взяв на себя соответствующие расходы. Совершивший подобное путешествие мусульманин считается святым и получает звание «хаджи». Вода и земля, привезенные из хаджа, считаются целебными.

Культ Каабы связан с представлениями мусульман об окаменевшем ангеле-хранителе Адама, которого Аллах выгнал из рая за непослушание. Адам должен воскреснуть в судный день и рассказать Аллаху о деятельности людей, их вере и преданности богу. «Священный» камень этот находится в Мекке в небольшом храме Кааба. Это место является целью мусульманского хаджжа. Во время молитвы мусульманин должен обращать свои взор в сторону Каабы.

Культ мазаров, или поклонение «святым местам», перешел в современный ислам от давних традиций предков почитать легендарные, мифические места (мазары). Мазарами могут быть сооружения, могила, деревья, камни и т.п. Мусульмане считают, что мазары приносят счастье, лечат, обеспечивают жизненное благополучие.

Закият – благотворительный – налог представляет собой сбор средств с богатых членов общины для распределения их между бедняками. Богач как бы очищается перед Аллахом от греха чрезмерного богатства. В ряде стран он стал государственным налогом, например, в Ливии. Взымают его раз в год в определенные сроки по мусульманскому календарю с каждого вида имущества. Обычно он равен 1,5 % годового дохода.

К пяти столпам исламской веры нередко добавляют еще один – шестой, священную войну против неверных (джихад или газават). Это не значит, что всех немусульман всегда уничтожают. Речь о джихаде шла преимущественно в годы военных действий. В это время война против неверных становилась священной заповедью, причем участие в ней освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному в случае его гибели в бою место в раю, что всегда воодушевляло воинов, и здесь свою роль играл не только фанатизм, но и фатализм, т.е. убежденность в том, что судьба каждого предопределена Аллахом заранее.

Мусульманские праздники. В отличие от общепринятого солнечного календаря, мусульманский календарь – лунный. Лунный год состоит из двенадцати месяцев, но он на одиннадцать дней короче года солнечного календаря: шесть месяцев в нем по тридцать дней и шесть по двадцать девять.

Пожалуй, самым почитаемым праздником у мусульман является день жертвоприношения – курбан-байрам. Этот день связывается с исламским мифом, согласно которому пророк Ибрагим должен был пожертвовать Аллаху своего сына Исмаила. Но Аллах сжалился над Исмаилом и послал Ибрагиму ангела с барашком. И теперь верующие в честь этого события должны ежегодно приносить Аллаху жертву (курбан) в виде зарезанного животного. Кроме того, исламские теологи проповедуют о том, что попасть в рай можно лишь через мост Сират, тонкий, как волос, и острый, как бритва. Перебраться же через мост верующий может только на спине животного, которого он принесет в жертву Аллаху.

Три дня длится ураза-байрам – праздник окончания поста. В эти дни верующие отчитываются перед Аллахом в том, как они выдержали пост. Если кто-то провинился перед богом, он опять-таки должен искупать свой грех жертвоприношениями, что якобы обеспечит дорогу в рай.

Широко отмечается мусульманами мавлюд. Этот праздник посвящен дню рождения Мухаммада. Духовенство проводит в этот день специальные проповеди, верующие организуют шумные и пышные застолья.

Еженедельно у мусульман отмечается пятница. Она считается в исламе днем отдыха. Этот день выбран в качестве выходного, чтобы лишний раз подчеркнуть исключительность исламской религии (у иудеев выходной – суббота, у христиан – воскресенье). Поэтому «пророк родился» в пятницу, «свет ислама» начал распространяться в пятницу. По пятницам проводятся молитвы в мечети, собирается милостыня, подарки, пожертвования в пользу духовенства. Здесь же базируется актив верующих, через который духовенство получает информацию о жизни народа, передает свои сообщения. Атмосфера торжественно проводимых в мечети мероприятий создает у верующих ощущение непосредственного общения с Аллахом, обеспечивает их психологический религиозный настрой.

Празднуют мусульмане и мирадж – праздник вознесе­ния. В этот день пророк Мухаммад якобы совершил чудесное путешествие из Мекки в Иерусалим, а затем направился к Аллаху, который любезно с ним побеседовал.

Мусульмане торжественно отмечают ночь предопределения. Согласно легенде, в ночь на 27 сентября подлинник Корана был перенесен на ближайшее к земле небо и в течение 22 лет его содержание передавалось оттуда Мухаммаду. В эту же ночь Аллах указал своим ангелам, что будет происходить во Вселенной в течение года. Верующие просят в эту ночь Аллаха о том, чтобы он «запланировал» им год пощедрее, считая, что «как Аллах скажет, так и будет».

В исламе содержится ряд запретов и предписаний, обязательных для каждого правоверного мусульманина. Это воздержание от свинины, алкоголя (виноградного вина), запрет на изображение человека и других существ. Наиболее строго соблюдается мусульманами обрезание у мальчиков, а также у некоторых мусульман в странах Африки – женское обрезание, точнее, вырезание – эксцизия – удаляется частично или целиком клитор. Считается, что таким путем у оперируемой устраняется главный эрогенный центр, и в зрелом возрасте женщина не будет чрезмерно темпераментна в сексуальном отношении, а это исключит в какой-то степени возможность супружеской неверности с ее стороны.

В исламе нет священников в христианском смысле этого слова. Мулла – это руководитель духовной общины (уммы). Организуют жизнь мусульман в России духовные управления областей и республик. В их ведении находятся мечети и медресе – духовные учебные заведения мусульман

Суннизм и шиизм. Вскоре после смерти Мухаммада ислам раскололся на два направления: суннизм и шиизм. Большинство мусульман являются суннитами, шиизм исповедуют около 10 % мусульман.

Суннизмявляется ортодоксальным направлением в исламе. Сунниты признавали источником веры, наряду с Кораном, Сунну, а исключительное право на верховную власть приписывали только династии Омейядов. Суннизм был официальным течением в исламе периода арабского халифата. Впоследствии он утвердился в Средней Азии, Поволжье, Сибири, на Урале, частично – в Закавказье, в Малой Азии, Египте и Северной Африке.

Шиизм возник как религиозно-политическое течение в борьбе за власть между феодальными кланами в мусульманском государстве, созданном Мухаммадом. Истоки его уходили ко времени соперничества двух родов племени курайш. Один из них – хашим, к которому принадлежал сам пророк, другой – омейя, который впоследствии дал начало династии Омейядов. Дело в том, что основатель ислама не оставил прямых наследников мужского пола. Исходя из близкородственных связей с пророком и будучи одним из его приближенных, зять Мухаммада Али мог претендовать на должность халифа, преемника Мухаммада. Однако выбор общины пал на другого сподвижни­ка пророка – Абу Бекра. Он был самым старшим из окружения Мухаммада, был его спутником во время хиджры. Когда пророк был уже смертельно болен, он поручил Абу Бекру руководить общей молитвой в мединской мечети. Правление Абу Бекра длилось всего два года, с 632 по 634, но незадолго до своей смерти он назначил своим преемником Омара. При этом халифе арабы завоевали Сирию, Ирак, Египет, часть Ливии. Аравийское государство превратилось в империю. В 644 г. Омар был смертельно ранен рабом-христианином, но, умирая, успел назначить шесть человек, которые должны были решить вопрос о его преемнике. Таковым стал Осман, богатый купец из рода омейя, довольно старый – ему было 70 лет. В 656 г. Осман был убит во время восстания в Медине прибывшими туда из Египта и Ирака мусульманами, недовольными растущим влиянием рода омейя. Халифат находился уже в состоянии внутренней войны между сторонниками различных феодальных группировок. В это время Али избирается халифом, но его поддержала не вся община. В 661 г. Али был заколот при входе в мечеть. После гибели Али иракские шииты провозгласили главой общины его старшего сына Хасана, который вскоре скончался (считают, что он был отравлен). После него имамом шиитов стал Хусейн, но и он вскоре погиб в бою. В честь Хусейна в шиизме установлен праздник шахсей-вах-сей, который проводится на десятый день первого месяца лунного календаря. Траурное шествие часто сопровождается самобичеванием.

Последователи шиизма признают двенадцать имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый по счету – законный, по учению шиизма, имам Мухаммад, родился в 873 г., впоследствии таинственно исчез. Шииты верят, что он должен появиться в роли спасителя, когда пробьет час. Пришествие его по воле Аллаха обеспечит торжество шиизма во всем мире, наступит золотой век.

Первоначально шиитское учение об имамате возникло для того, чтобы обосновать законность прав Али и его потомков на власть, затем оно превратилось в один из основных догматов, согласно которому имамат есть «установление Аллаха» и не может зависеть от желания людей, т.е. не может быть выборным. По мнению шиитов, власть как божья благодать передается таинственным образом от одного имама к другому.

Разнятся между собой духовные титулы суннитских и шиитских богословов-правоведов, имеющих право выносить решения по религиозным и юридическим вопросам. У суннитов – шейх-уль-ислам и муфтий, у шиитов – аятолла. По мнению шиитов, аятолла – орудия «сокрытого имама»: он вещает их устами, что придает особый авторитет их мнению, дает им право выносить решения по личному усмотрению. А шейх-уль-ислам и муфтий могут выносить решения, исходя из прецедента, строго согласуясь с шариатом, и, естественно, они не пользуются таким непререкаемым авторитетом у верующих, как их шиитские коллеги.

Несколько иначе, чем сунниты, относятся шииты к мечети. Для суннитов она – молельный дом и только. Для шиита мечеть – нечто вроде клуба. После молитвы он может проводить здесь помногу часов, пить чай, вести мирские беседы. Например, в моменты обострения политической ситуации, мечети в Иране превратились в центры идеологической борьбы, политической пропаганды и агитации.

Кроме общемусульманского паломничества в Мекку и Медину, шииты совершают хаджж к местам захоронения своих мучеников и святых. В шиизме сильно развит поминальный цикл. Начало нового года по лунному календарю шииты отмечают «как дни скорби по исламам Али, Хасану, Хусейну, другим мученикам за веру».

В настоящее время шиитского вероучения придерживается большинство населения Ирана, более половины Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. Распространен шиизм также в Азербайджане, Узбекистане, Туркмении, Армении, Горно-Бадахшанской автономной области, некоторых районах Дагестана.

В России к мусульманским народам исторически относятся татары, башкиры, народы Дагестана, чеченцы и ингуши и др. Всего в России 20 миллионов мусульман, большинство из них – сунниты (исторически считаются шиитами чеченцы и азербайджанцы). Подавляющее большинство мусульман, войдя в состав России, лояльно к ней относились и внесли свой вклад в ее защиту и становление государственности.

Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. и является первой по времени своего возникновения мировой религией. В дальнейшем он завоевал множество последователей в разных странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез. Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповеднической деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, сына царя одного из государств на северо-востоке Индии (в современных ориентирах – у границ Непала). Чудесным образом зачатый (его мать Майя увидела во сне, что ей в бок вошел белый слон), мальчик столь же необычным образом родился – из бока матери. Окруженный роскошью и весельем, он знал только радости жизни. Незаметно Гаутама вырос, вскоре женился, у него родился сын. Как-то раз, выехав за пределы дворца, молодой принц увидел покрытого язвами изможденного больного, затем согбенного годами убогого старика, после похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие раздумья аскета. Так он узнал, что в мире существует несчастье, болезни, смерть, что миром правит страдание. В 29 лет, пораженный всем этим, Гаутама отказался от всех благ роскошной жизни, оставил жену с малолетним ребенком и отправился странствовать. Семь лет он вел жизнь бродячего аскета и искал истину, предаваясь подвигам самоистязания и умерщвления плоти. В дальнейшем он, однако, убедился в бесплодности выбранного пути и занялся размышлениями о причинах страдания и о способах его преодоления. И вот однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обычно, предаваясь глубокому самопознанию, Гаутама вдруг «прозрел». Он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал четыре священные истины. После этого он стал Буддой, т.е. «просветленным». Несколько дней он сидел под деревом, не будучи в силах сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Мара, который начал искушать Будду, призывая его не возвещать истины людям, а прямо погрузиться в нирвану. Но Будда стойко вынес все искушения и продолжил свой великий подвиг. Он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его учениками, и прочел им свою первую проповедь. Сорок лет проповедовал Будда в Северной и Центральной Индии и умер около 480 г. до н.э., положив основание многолюдной и мощной церковной организации – сангхе.

Этические и социальные идеи буддизма были привлекательны для общества в целом. Что же касается практики, ставившей своей целью достижение нирваны, то эта сфера функционирования буддизма была строго ограничена ушедшими от мира, т.е. монахами. Первыми последователями Будды были аскеты, которые небольшими группами (не менее 6 человек) собирались в каком-либо уединенном месте на период дождей и образовывали нечто вроде микрообщины. Вступавшие в общину обычно отказывались от всякой собственности (бхикшу – буквально нищий). Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое – кружку для сбора подаяний, миску для воды, бритву, посох. В пещере, пережидая период дождей, бхикшу предавались размышлениям, практикуясь в искусстве сосредоточения и самосозерцания (медитации). Вблизи мест их обитания умерших бхикшу и хоронили. Впоследствии в честь легендарных деятелей раннего буддизма возводились могильные сооружения, памятники – ступы (куполообразные строения – склепы с наглухо замурованным входом). Вокруг этих ступ сооружались различные строения. Так возникали монастыри. Постепенно складывался устав монастырской жизни, росло количество монахов, послушников, монастырских крестьян и рабов-слуг. Прежние, свободно странствовавшие, бхикшу превратились в почти постоянно проживающих в монастырях монахов, обязанных строго соблюдать требования устава, подчиняться общему собранию сангхи (общины монахов данного монастыря) и избранному настоятелю.

Ядром буддийского вероучения является учение о страдании, которое раскрывается в «четырех благородных истинах». Первая гласит, что всякое существование есть страдание. Вторая утверждает, что причина страдания заложена в самом человеке, ибо порождается его жаждой жизни, наслаждений, власти и вообще привязанностью к жизни в любой ее форме. Третья истина разъясняет, что прекратить страдания возможно, для чего необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, а всякое желание подавлено. И четвертая истина заключается в указании «благородного срединного восьмиричного пути» спасения, состоящего из восьми звеньев праведного: воззрения, стремления, речи, поведения, жизни, учения, созерцания, самопогружения.

Критика земного мира доведена в буддизме до абсолюта, бытие и страдание тождественны, все обречено на мучение, и любая привязанность к миру – радость, долг, любовь и пр. – таит в себе опасность очередных перерождений, наполненных новым страданием.

Реальный мир есть сансара– круговорот рождений, смертей и новых рождений. Эти перерождения подчиняются закону кармы. Карма – одно из центральный положений буддизма, да и всей религиозно-философской индийской мысли. Суть в том, что сумма добрых и злых дел каждого человека (его карма) определяет форму последующего перерождения. Хорошая карма гарантирует удачное перерождение (ты возродишься в новой жизни на более высоком уровне); средняя карма дает возможность возродиться примерно в том же качестве, какое было ранее; плохая карма ведет к тому, что ты в новой жизни возродишься изгоем, рабом, а то и вовсе животным или растением. Идея кармы удовлетворительно объясняла и решала проблему добра и зла – все зависело только от тебя самого. Остаются в стороне, как несущественные, все представления о социальной несправедливости, об имущественном неравенстве и т.п. Все это не имело отношения к главному: причина твоих страданий в твоем нынешнем рождении – ты сам, точнее, твои успехи в прошлом, твоя карма. Что ты заслужил, то и получил. Идея кармы имела огромное психологическое значение, став регулятором индивидуального и социального поведения сотен поколений индийцев. Однако карма обрекала человека на вечное перерождение в сансаре, смерти не было, был вечный круговорот страданий. Специфика буддизма состоит в том, что он в качестве высшей цели выдвигает не стремление к лучшему перерождению (это было и до буддизма), а достижение полного прекращения перерождений, выход из сансары (чертова колеса). Добиться такого выхода можно лишь достигнув нирваны, что доступно только архату, победившему свои желания и жизненные стремления, освободившемуся от суеты мира сего. Нирвана, хотя и является одним из центральных понятий буддизма, не имеет четкого определения. Обычно она понимается как определенное состояние, характеризующееся полным слиянием чувств, воли и интеллекта, абсолютным покоем и независимостью. Путь крайнего аскетизма был отвергнут еще самим Буддой, который до «просветления» в течение семи лет предавался аскезе (аскеза – добровольное подавление чувственных желаний), но истину так и не нашел.

Идеалом буддизма является человек, достигший полной отрешенности от жизни. Его не должны волновать ни собственные проблемы, ни страдания других. Да и какой смысл в привязанности к жизни, стремлении что-то изменить, если весь окружающий мир – это иллюзия. Однако эта иллюзия существует объективно. Дело в том, что человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения не результат субъективных представлений индивида, а вполне объективный факт, следствие волнения дхарм, частиц мироздания. Слово «дхарма» в буддизме многозначно. Им именуют и доктрину в целом, и буддийский закон, и, наконец, первочастицы мироздания.Существуют дхармы чистого сознания, дхармы чувствен­ные, т.е. связанные со зрительными, слуховыми и прочими восприятиями и ощущениями человека, дхармы психики, рождающие эмоции, и другие. Всего таких дхарм в обычном человеке, согласно различным школам, сектам буддизма, –75–100, а то и больше.

Все живущее в мире состоит из дхарм, точнее, из живых, движущихся дхарм. Жизнь – проявление безначального и практически вечного волнения дхарм, которое и составляет объективное ее содержание. Понять это и попытаться успокоить свои волнующиеся дхармы – означает взять жизнь в свои руки и тем, в конечном счете, добиться цели, т.е. достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Но как это сделать?

Круговорот жизни начинается с невежества и кончается смертью. Определяется он неизменным волнением дхарм. Успокоить волнующиеся дхармы сможет лишь тот, кто преодолеет авидью, т.е. незнание, затемняющее разум. Собственно, именно этим всегда были заняты буддийские монахи и вел к этому «восьмеричный путь» постижения истины и приближения к нирване.

Хинаяна и махаяна – основные направления в буддизме. Буддизм никогда не был чем-то единым и цельным, его всегда раздирали противоречия между различными школами, сектами, направлениями.

Ранний буддизм – в основе своей хинаяна (малая колесница) – проповедует «узкий» путь спасения. Согласно хинаяне, достигнуть нирваны может только незначительная часть людей – монахи. Хинаяна крайне аскетична, она требует отказа от всех земных радостей и удовольствий. Будда не выступает здесь в роли бога, он просто человек, наделенный всеми возможными добродетелями, учитель, открывший людям путь спасения.

Махаяна (большая колесница) проповедует «широкий» путь спасения. Она направлена в сторону сближения буддийского учения с миром, превращения его в близкую и понятную религию людям. Именно религию, а не учение о спасении и достижении освобождения для немногих ревностных подвижников. В частности, было признано, что благочестие и подаяние мирянина сопоставимы с заслугами монаха и тоже могут приблизить его к нирване.

В махаяне буддийские боги стали приобретать зримые черты. В огромных количествах стали появляться изображения Будды и множественных бодисатв, преимущественно скульптурные. А изображать божественное тело нельзя было в хинаянистских традициях презрения и отвращения ко всему телесному. Вспомним, что эти традиции требовали отношения к человеческому телу, как к куче нечистот, в махаяне с этим было покончено, и возникли условия для развития буддийского искусства, создавшего великолепные статуи будд, бодисатв. Разрослась в махаяне обрядовая сторона буддизма: заклинания, публичные представления с шествиями, поклонение статуям-идолам, курения и т.д. Изменился и уклад жизни духовенства. Уходит в прошлое аскетизм всего образа жизни, в частности, аскетизм пищи и одежды. На смену пещерам и лесным убежищам явились огромные, прекрасной архитектуры монастыри, в которых обитатели отправляют культ и изучают священные книги.

На территорию нашей страны буддизм проник в форме ламаизма. Это форма буддизма сложилась в VII–ХIV вв. в Тибете. Основное отличие ламаизма от ортодоксального учения заключается в услож­нении обрядов, скрупулезное исполнение которых позволяет общаться с богом.

На территорию России ламаизм проник в XVIII в. Рус­ское правительство отнеслось к этому вполне лояльно. Правда, нельзя сказать, чтобы буддистам была предоставлена полная свобода. Главу буддийского управления Бурятии бандидо-хамбо-ламуутверждал на этом духовном посту сам царь, настоятелей монастырей – генерал-губернатор. Ламы объявили Екатерину II (а за ней и всех ее преемников – русских царей) земным воплощением одной из важнейших богинь пантеона – Цагал-Дара-Ухэ.

Сегодня большинство верующих буддистов составляют, в основном, калмыки, буряты и тувинцы. На духовном соборе буддистов страны избирается центральное духовное управление. Председатель управления имеет духовное звание дид-хамбо-ламы. Резиденция его находится в действующем Иволгинском дацане, в 40 км к югу от Улан-Удэ.