Существуют методики, при которых индексирование проводится группой испытуемых, далее все выделенные слова получают частоту их появления (т. е. индексирования) в эксперименте.
Индексированием называется выделение ключевых (основных смысловых) слов текста.
Индексирование текста.
Чем частотнее слово, тем больше процент его правильного восприятия группой испытуемых (или тем лучше оно запоминается и т. п.).
Исследование показали, что чем больше вероятность, например, слова, тем ниже пороги его распознавания в условиях помех (т.е. допускается больший уровень помехи). Это верно и для зрительного, и для слухового восприятия.
Метод субъективного шкалирования может использоваться в клинике как диагностирующий тест. Так, при шизофрении больные дают оценки, существенно отличающиеся от полученных в норме.
Деятельность человека вообще опирается на вероятностный прогноз, т. е. человек использует накопленный индивидуальный опыт для прогнозирования ситуации и наибольшей эффективности действий. Все это в полной мере может быть отнесено и к речевой деятельности.
Вероятностное прогнозирование.
Данная методика получила большое распространение в психолингвистических исследованиях.
L сравнить эквиваленты из разных языков.
L сравнить разные слова одного языка, например, близкие по значению, с тем, чтобы найти между ними различие
Эти данные дают возможность
Психолингвистика
Например, были получены оценки для звуков языка; они позволили найти степень близости между звуками.
Методика шкальных оценок применяется и для оценки целых текстов (радиорепортажей, научно-популярных и даже художественных текстов).
Психолингвистика
Исходная гипотеза состоит в том, что единицы высказывания (звуки, буквы, слова, слоги и т. п.) “записаны” в мозгу человека с частотами появления их в речи. Эти субъективные частоты информант способен оценить.
Так, если предложить информанту набор слов и шкалу частотности, то он легко распределяет эти слова по градациям, например, от “никогда не встречается” до “встречается на каждом шагу”.
Психолингвистика
В результате обработки можно получить усредненные оценки, по которым можно построить словари субъективных частот. При сравнении их со словарями объективных частот выявляются некоторые закономерности, например:
а) бытовая лексика (иголки, ботинки и пр.) получает завышенные оценки, т. е. оцениваются в данном случае не слова, а реалии;
б) наибольшую вариативность в группе испытуемых получают профессионализмы.
Психолингвистика
Психолингвистика
В результате появляется список слов с их частотами. В этом списке есть “ядро”, которое отражает общее понимание текста, и единичные индексации, отражающие индивидуальное понимание текста.
Психолингвистика
В высокочастотной зоне можно выделить три набора ключевых слов:
малый (обычно 1—4 самых частых слова),
В высокочастотной зоне можно выделить три набора ключевых слов:
малый (обычно 1—4 самых частых слова),
средний (первые семь—десять слов)
большой (около 15—20 слов).